Методы исследования социально-перцептивных способностей будущих управленцев

Исходя из теоретического анализа, проведенного в первой главе, основным направлением исследований социально-перцептивных способностей мы взяли их связь с межличностными отношениями студентов — будущих управленцев. Вместе с тем, методов и методик изучения социально-перцептивных способностей в данном аспекте мы практически не выявили. Единственной релевантной методикой для выявления социально-перцептивных способностей у будущих управленцев является модульный социотест А.Я. Анцупова. Данная методика предназначена для комплексной диагностики взаимоотношений в малой группе. Структура модульного социотеста является комплексом различных методик изучения социально-перцептивных способностей (СПС), поскольку в одном социотесте интегрированы различные направления изучения интересующей нас темы.

Достоинствами модульного социотеста являются:

  1. Оцениваются реальные взаимоотношения между членами группы и их реальная деятельность за длительный период времени, что обеспечивает объективность оценки;
  2. Учитываются как формальные, так и неформальные взаимоотношения в группе;
  3. Обеспечивается полная анонимность полученных данных, что повышает правдивость оценок;
  4. Дополнительно, собирается различная информация об участниках, благодаря которым можно определить причины конфликтов и оценить каждого участника и группу в целом (в нашем случае, дополнительную информацию предоставляли старосты групп);
  5. Используется «тонкая» 10-ти балльная шкала для точности оценок.

Направления развития социально-перцептивных качеств будущих управленцев
Функции и механизмы социально-перцептивных способностей будущих специалистов в сфере управленческой деятельности
Структура социально-перцептивных способностей будущих специалистов управленческого звена
Сущностная характеристика социально-перцептивных способностей будущих специалистов в области управленческой деятельности

В исследовании использовались два базовых модуля «Моё отношение» (МО) и «Отношение ко мне» (ОМ). В первом модуле студентам необходимо оценить собственное отношение к каждому члену группы. Предлагается вспомнить характер человека, особенности сложившихся отношений с ним, ситуации совместного взаимодействия и на основе этого дать оценку по шкале от -5 до +5, где -5 – относится в высшей степени отрицательно; 0 – относится нейтрально; +5 – относится в высшей степени положительно).

После заполнения первого модуля, студенту предлагается заполнить второй модуль, где следует оценить отношение каждого члена группы к нему самому. То есть человек должен представить и отрефлексировать то, как по его мнению к нему относится другой человек, тем самым можно отследить социально-перцептивные возможности опрашиваемого. Шкала является аналогичной первому модулю.

Для нашего исследования большую ценность представляют именно базовые модули: МО и ОМ, поскольку именно модуль «Отношение ко мне» показывает наличие социально-перцептивных способностей.

Также, модульный социотест содержит в себе дополнительные модули. Они используются в определенных целях изучения коллектива и позволяют оценить профессиональные знания, качество выполнения своих обязанностей, степень помощи членам группы, индивидуальные особенности каждого человека, нравственные, организаторские, интеллектуальные и физические качества.

Главная специфика методики заключается в том, что исследователь сам может выбрать определенный набор модулей, необходимых для решения поставленной задачи. Шкала в дополнительных модулях используется от 0 до 10 баллов, поскольку в большинстве случаев оцениваются характеристики личностных качеств.

В нашей работе помимо базовых использовались два дополнительных модуля:

Модуль «Помогает в учебе (работе) – Мешает в учебе (работе)» показывает, насколько студент оказывает помощь в работе лично опрашиваемому. Здесь используется шкала от -5 до +5 баллов.

Данный модуль позволяет нам зафиксировать неформальную сторону взаимодействия студенческой группы. Адекватность восприятия помощи является одним из составных элементов социально-перцептивных способностей студентов;

Модуль «Качество учебы». Опрашиваемому предлагается дать оценку каждому члену коллектива по данному параметру. Здесь используется шкала от 0 до 10 баллов, так как оцениваются характеристики личностных качеств. Восприятие формальной стороны взаимодействия студентов фиксируется через оценивание ими успешности и качества учебной деятельности друг друга.

Модульный социотест позволяет выявить относительное и абсолютное число дружеских, полуконфликтных и конфликтных диад в группе. Это является важным направлением, благодаря которому проводится обработка полученных результатов. Наличие конфликтных отношений является косвенным свидетельством нарушений социальной перцепции, поскольку многие студенты выстраивают поведение по отношению к другому на основе его искаженного образа.

Также, данная методика позволяет провести сравнительный анализ различных коллективов. В нашем исследовании был произведен сравнительный анализ полученных данных из трех групп студентов-менеджеров и трех групп (разных курсов) студентов-психологов, чтобы узнать, кто обладает более высоким уровнем социально-перцептивных способностей.

Модульный социотест позволяет выявить комплекс характеристик малой группы:

  1. Отношение к группе.
  2. Воспринимаемое отношение членов группы к себе.
  3. Конфликтность среди студентов в группе.
  4. Социально-перцептивные способности студентов.

Каждый член группы оценивает других по заданным критериям (модулям), используя метрическую шкалу от –5 до 5 (или от 0 до 10). В базовом варианте методика выявляет:

  • неформальный статус членов группы (лидер, выше среднего, средний, ниже среднего, аутсайдер);
  • ранговую позицию по каждому модулю;
  • социально-перцептивные характеристики: адекватность оценки отношения коллег к себе – адекватно оценивает, значительно недооценивает, значительно переоценивает, существенно недооценивает, существенно переоценивает; уровни развития социально-перцептивной компетентности – низкий, средний, высокий;
  • уровень социально-перцептивных способностей:

— Студенты, которые попали в группу «Существенно недооценивает (СН)» и «Существенно Переоценивает (СП)» имеют низкий уровень социально-перцептивных способностей.

— Студенты, которые относятся к значениям «Значительно Недооценивает (ЗН)» и «Значительно Переоценивает (ЗП)» имеют средний уровень социально-перцептивных способностей.

— Студенты, которые имеют значение «Адекватно оценивает (А)» обладают высоким уровнем социально-перцептивных способностей. У них совпадают их оценки к группе и то, как они думают, люди к ним относятся.

  • конфликтность (индекс конфликтности, интенсивность конфликтов, тип конфликтных диад);
  • характеристику межличностных отношений в диадах (от дружбы до острого конфликта). Данных, полученных в результате опроса, достаточно для подготовки развернутого психологического заключения.

Само исследование проводится в четыре этапа:

Первый этап – ознакомительный. Задача данного этапа заключается в знакомстве с членами группы. Метод наблюдения за группой является одним из методов сбора первичной информации, что в дальнейшем помогает в анализе результатов.

Второй этап включает в себя сбор информации. В нашем исследовании информацию по каждому члену группы предоставляли старосты.

Третий этап заключается в первичной и вторичной математической обработке собранных данных. Первичная обработка включает в себя сводную таблицу распределения полученных данных. Она используется для подсчета средних индивидуальных и групповых оценок по каждому отдельному показателю и суммарных данных по всем критериям.

Четвертый этап является завершительным. В нем происходит анализ и объяснение полученного материала, сведение отдельных показателей в целостную характеристику социально-психологического климата.

Затем, по результатам оценки составляется отчет и заключение. Отчет включает в себя следующие блоки:

  1. Мыслительные способности (сюда входят интеллектуальные способности сотрудника, его умение мыслить абстрактно, логически, способность оперирования большим объемом информации и умением делать выводы).
  2. Коммуникативные навыки (способность находить компромиссные решения, умение понимать людей и учитывать их точку зрения, тактика поведения в конфликтных ситуациях, ораторские способности и умение общаться с аудиторией, стремление к сотрудничеству).
  3. Деловые качества (сюда входят исполнительские и организаторские способности, инициативность, самостоятельность, умение брать на себя ответственность и принимать верные решения, лидерские качества).
  4. Мотивация (интересы, общая направленность, нацеленность на работу, способность к достижению поставленной цели, ведущие мотивы).

В отчете обязательно должны описываться слабые и сильные стороны сотрудника, его потенциальные возможности и условия, при которых они могут быть реализованы, а также «зоны риска». Данный отчет имеет право видеть только руководитель, информация строго конфиденциальна. Для сотрудников проводятся консультации по итогам исследования.

Существуют как достоинства, так и ограничения модульного социотеста. К достоинствам можно отнести следующие особенности:

  1. Оцениваются реальные взаимоотношения каждого члена группы за длительный период времени (что дает объективность оценки) и реальную деятельность.
  2. Благодаря анонимности ответов повышается их достоверность.
  3. Учитываются все взаимоотношения в группе.
  4. Собирается разносторонняя информация по каждому члену группы. Это позволяет не только выявить причины конфликтов, но и оценить группу в целом.
  5. Используется достаточно «тонкая» 10-балльная шкала, повышающая точность оценок.

Ограничения данной методики заключаются в том, что ее проведение, обработка и интерпретация полученных данных требуют от исследователя определенного опыта работы с тестом и социальными группами. Также стоит учитывать, что полученные данные по каждому участнику носят строго конфиденциальный характер. Категорически запрещается сообщать индивидуальный рейтинг третьим лицам, а уж тем более объявлять его публично. Они могут быть доложены компетентному руководителю с обязательным информированием его о недопустимости публичного объявления.

Исследование модульного социотеста позволило выявить особенности социально-перцептивных способностей, которые мы описываем через систему следующих показателей:

Основным показателем является адекватность оценки отношения коллег к себе. Сюда относятся такие характеристики как: адекватно оценивает, значительно недооценивает, значительно переоценивает, существенно недооценивает, существенно переоценивает; уровни развития социально-перцептивной компетентности – низкий (СН+СП), средний (ЗН+ЗП), высокий (А).

Другим показателем является затруднения респондентов в оценке по модулю «Отношение ко мне». В методике это обозначается как «т.о.», т.е. «трудно оценить». Трудности в оценке могут возникать из-за того, что люди мало общаются между собой, или есть люди, которые могут менять свою модель поведения, в следствие чего невозможно отстроить четкий образ человека и поставить точную оценку.

Третьим показателем является наличие конфликтных отношений у студентов. В качестве конфликтных отношений рассматривались все случаи выставления отрицательных оценок по первым двум модулям. При этом оценки в -4, -5 оценивались как остроконфликтные отношения.

Четвертым показателем является групповая и индивидуальная связь между модулями «Мое отношение» и «Отношение ко мне». Групповая связь фиксируется методом корреляционного анализа средних значений оценок, полученных каждым студентом от своих коллег. Индивидуальная связь выявляется посредством корреляционного анализа индивидуальных оценок своих реальных и воспринимаемых отношений у каждого студента.

Таким образом, модульный социотест является наиболее релевантной методикой для выявления социально-перцептивных способностей. Данная методика используется в таких целях, как: выявление системы межличностных отношений, в том числе скрытых и выраженных конфликтов в группе; людей, которые занимают позиции лидеров и аутсайдеров; социально-перцептивных способностей каждого члена социальной группы; сильные и слабые стороны каждого участника исследования, его статус в группе и позицию в групповом рейтинге.

Направления развития социально-перцептивных качеств будущих управленцев
Функции и механизмы социально-перцептивных способностей будущих специалистов в сфере управленческой деятельности
Структура социально-перцептивных способностей будущих специалистов управленческого звена
Сущностная характеристика социально-перцептивных способностей будущих специалистов в области управленческой деятельности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *