Направления развития социально-перцептивных качеств будущих управленцев

Сама идея найти средства и способы развития социально-перцептивных способностей людей возникла относительно давно. Проводились различные эксперименты, но они не давали ответа на вопрос можно ли обучить механизму восприятия человека человеком. В качестве экспериментов использовались социально-психологические тренинги, специальные приемы, которые были ориентированы на повышение уровня социальной перцепции.

Интересный прием, использующийся в видеотренинге, заключается в том, что человек учится видеть себя со стороны и адекватно оценивать себя, а также, это способствует в сопоставлении себя с тем, как его видят окружающие.

Немалый опыт, накопленный специалистами в области тренинга показывает, что те навыки, которые были приобретены в специальных группах, не всегда потом удерживается в реальных ситуациях взаимодействия. Поэтому, наиболее целесообразным является тренинг, направленный на точность восприятия в реальных группах, которые объединены совместной деятельностью.

 

Функции и механизмы социально-перцептивных способностей будущих специалистов в сфере управленческой деятельности
Структура социально-перцептивных способностей будущих специалистов управленческого звена
Сущностная характеристика социально-перцептивных способностей будущих специалистов в области управленческой деятельности

Методы исследования социально-перцептивных способностей будущих управленцев

 

Наличие высокого показателя СПС является фактором, повышающим качество управления. Поэтому тем, кто имеет низкий уровень социально-перцептивных способностей, необходимо его повысить, потому что это очень важно для жизни и работы, поскольку правильное восприятие, понимание людей помогает нам в общении и во взаимодействии с окружающими.

Доказательно представлено, что при социально-перцептивном развитии личности происходит усложнение социально-перцептивнои системы, ее дифференциация, появление новых объектов социальнои перцепции или их элементов, что способствует расширению управленческих возможностеи руководителя.

В процессе обучения будущих управленцев важно выявлять проблемы в области социальной перцепции и их корректировать. Для этого рекомендуется ежегодно проводить изучение коллектива с помощью модульного социотеста. Руководитель получает возможность:

  1. Значительно повысить качество работы сотрудников за счет сложившегося эффекта соревнования.
  2. Качественно и количественно оценить некоторые социально-психологические факторы, которые влияют на эффективность работы.
  3. Выявить позитивные или негативные стороны в развитии и деятельности каждого сотрудника.
  4. Оценить результативность эффекта от работы комиссий, проверок и т.п.

Получая опыт взаимного оценивания, во время обучения будущие управленцы могут в дальнейшем использовать данную методику для оценивания психологических характеристик своих подчиненных.

Существует фактор, который говорит о нарушениях в СПС — это конфликтность. Если проводить ежегодно модульный социотест, это поможет выявить динамику и снизить конфликтность отношений в коллективе.

С теми людьми, у которых явные проблемы с СПС рекомендуется проводить тренинговые мероприятия, направленные на повышение степени адекватности восприятия своих коллег. Например, можно использовать специально разработанные упражнения для малых групп. Такие тренинги помогают развить коммуникативные навыки, получить обратную связь, которая касается определенных действий или предлагаемых идей от других участников. На тренингах всегда есть возможность высказывать свое мнение и делиться своими чувствами. Именно это помогает улучшить взаимодействие между членами коллектива, повысить степень восприятия друг друга, и соответственно повысить уровень социально-перцептивных способностей.

Также, улучшить СПС помогут упражнения, которые направлены на взаимодействие с окружающими людьми (в котором присутствует межличностное общение), работу в команде. Общение между членами группы, обратная связь играют важную роль в тренинге. По мнению Роджерса, существуют такие человеческие качества, которые являются необходимыми для эффективных межличностных отношений. Это такие качества, как: искренность, позитивное отношение к другим, эмпатия и теплота в отношениях. Данные качества лежат в основе всех отношений между людьми.

Теплота в отношениях понимается как способность быть открытым собеседнику. Шульман включает в данное понятие следующие характеристики: близость, равноправие партнеров по общению, отсутствие «оборонительных» позиций и отсутствие обвинений. Но с данным понятием могут возникнуть проблемы относительно того, как люди будут по-разному воспринимать его. Одни будут называть это теплотой, а другие – слабостью и сентиментальностью. И мы никак не можем заранее предсказать, как наша теплота будет воспринята окружающими. Именно благодаря тренингу межличностного общения поспособствует решению этой сложной ситуации.

Искренность является еще одним аспектом профессиональных отношений. Подделать профессиональный интерес будет практически невозможно. Ничто не мешает одновременно быть искренним и отдавать себе отчет в том, что происходит; быть искренним и в то же время фиксировать рост профессиональной компетенции в области межличностных отношений. Некоторые люди считают, что быть искренним – это умение с высокой долей профессионализма играть какую-либо роль. Другие же считают искренность важным качеством хорошего специалиста.

Душевную теплоту и искренность можно развить, если человек осознает эти качества и работает над собой, чтобы избавиться от неискренности и «демонстрации профессионализма».

Также следует проводить психологические мероприятия, направленные на развитие эмпатии как одного из механизмов социально-перцептивных способностей, позитивного отношения и т.д.

Одним из способов обучения эмпатии и позитивного отношения к другим людям является развитие самосознания. Благодаря данному качеству у человек проявляется система ценностей и личностные особенности.

Для малых групп более эффективными будут следующие упражнения, направленные на развитие эмпатии, душевной теплоты, искренности, социально-перцептивных способностей:

  1. «Роджерианское слушание». Суть этого упражнения заключается в том, что любой участник имеет право высказать свое мнение лишь после того, как он подведет итог сказанному предыдущим участником. Участник, который начал обсуждение, имеет полную свободу, но после него, каждый последующий выступающий должен обобщить слова, произнесенные предыдущим.
  2. «Мозговой штурм». Данное упражнение направлено на оценку позитивных и негативных аспектов тренинга. Каждый участник вносит свои предложения. «Мозговой штурм» будет длиться до тех пор, пока не будут предложены новые пункты. После чего проводится обсуждение пунктов, которые вызвали интерес у группы, либо какие-то эмоциональные реакции, с которыми они не согласны.
  3. «Я за тебя отвечаю». Данное упражнение способствует получению опыта различения другого человека, а также поможет изучить и увидеть искажения самовосприятия.

Суть заключается в том, что доброволец из группы выбирает человека, с которым, по его мнению, у него наибольшее взаимовосприятие. Группа задает вопросы одному человеку (вопросы могут быть на любую тему), но отвечает на них другой, стремясь отвечать так, как отвечал бы его коллега. Напарник же все это время молчит и слушает, но мысленно отмечает правильные ответы и неправильные. В данном упражнении вводятся ограничения, либо временные, либо на количество вопросов. Игру проводят с двумя-тремя парами участников.

«Иллюзии социальной перцепции». Данное упражнение довольно быстрое и заключается в том, что участникам нужно ответить на два вопроса: «Каких качеств, необходимых для общения не хватает, по вашему мнению, вам? Каких качеств, необходимых для общения, не хватает другим людям?».

Для развития перцептивной стороны общения предлагается «Проективный рисунок», в котором участникам необходимо нарисовать два рисунка. В первом они должны изобразить «Я – какой я есть», а во втором – «Я – каким я хочу, чтобы меня воспринимали другие».

«Альтернативные точки зрения». Данное упражнение является четко структурированным. Тренер-психолог, договорившись с участниками, затрагивает эмоционально значимую или личную проблему. Время от времени участники должны высказывать полярные точки зрения. Для этого берется 2 стула. Первый стул означает первоначальную точку зрения и на нее садится тот участник, который инициировал обсуждение. По сигналу тренера участнику необходимо пересесть на второй стул и начать защищать совершенно противоположную точку зрения. После чего, участник садится на первый стул и решает, какая из двух позиций для него теперь более предпочтительна.

Поскольку эмпатия является одним из механизмов социальной перцепции, то предлагается упражнение под названием «Эмпатия». Ведущий загадывает любую ситуацию и объясняет ее одному участнику, тот в свою очередь должен изобразить свою реакцию на эту ситуацию без слов, для этого используются поза, жесты и мимика. Остальные участники должны понять, какую эмоцию испытывает их товарищ, а затем посочувствовать ему также невербально.

Таким образом, в практике работы психологов имеются наработанные психологические мероприятия, направленные на развитие СПС будущих управленцев, а именно тренинги, которые помогут повысить степень адекватности восприятия окружающих людей, улучшить коммуникативные навыки, тем самым улучшить взаимодействие и взаимопонимание с окружающими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *