Сущностная характеристика социально-перцептивных способностей будущих специалистов в области управленческой деятельности

Термин «перцепция социальная» для обозначения факта социальной обусловленности восприятия ввел американский психолог Дж. Брунер в 1947 году в рамках создания «Нового Взгляда» на восприятие. Изначально данный термин понимался как социальный фактор перцептивных процессов. Позже, социальную перцепцию стали понимать как процесс восприятия социальных объектов, под которыми понимались другие люди, большие социальные общности и группы.

Рубинштейн С.Л., развивая идею Выготского Л.С. о процессах мышления и речи, относит социально-перцептивные способности как свойство личности, имеющие тесную связь с психическими познавательными процессами.

Направления развития социально-перцептивных качеств будущих управленцев
Функции и механизмы социально-перцептивных способностей будущих специалистов в сфере управленческой деятельности
Структура социально-перцептивных способностей будущих специалистов управленческого звена
Методы исследования социально-перцептивных способностей будущих управленцев

Существует несколько определений социальной перцепции. Например, в психологическом словаре-справочнике даётся такое понятие: социальная перцепция – процесс формирования в общественном и индивидуальном сознании образов социальных объектов как результат восприятия, познания, понимания людьми друг друга.

В психологической энциклопедии перцепция понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психологические процессы, благодаря которым это совершается.

В энциклопедическом словаре под редакцией Бодалева А.А. даётся следующее понятие: социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

В рамках научной акмеологической школы в дальнейшем будем опираться на последнее определение, так как ключевыми понятиями социальной перцепции являются восприятие и оценка (а потом уже понимание). К примеру, сначала идет механизм восприятия (психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств как при ощущении). В процессе восприятия формируются представления людей друг о друге, но существует проблема в изучении восприятия человека человеком – связь внешности и личностных характеристик. Современная психология рассматривает данную проблему как социально-психологическую интерпретацию личности по внешности. В ходе экспериментов были обнаружены четыре способа интерпретации:

  1. Аналитический – когда определенные элементы внешности говорят о конкретном психологическом свойстве человека (например, плотно сжатые губы – человек является волевой личностью);
  2. Эмоциональный – качества личности приписываются благодаря привлекательной внешности человека;
  3. Перцептивно-ассоциативный – человеку приписываются качества другого человека из-за сходства во внешности;
  4. Социально-ассоциативный – человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен на основе восприятия по внешнему виду.
  5. Социально-перцептивные способности – способность, которая формируется в процессе деятельности общения и обеспечивает возможность адекватно отражать психические состояния человека, его качества и свойства.

Под социально-перцептивнои способностью понимается способность, формирующаяся в деятельности общения и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состоянии человека, его своиств и качеств, предвидения хода и результата своего воздеиствия на человека. Социально-перцептивная способность как сложная система структурируется следующим образом: способность понимать психологические своиства и качества человека; способность к опознанию эмоциональных состоянии другого человека по выражению лица; способность устанавливать связь между вербальными и невербальными компонентами поведения человека и определять на этои основе его психические своиства и состояния; способность к пониманию отношении, сложившихся между людьми; способность человека видеть качества, своиства людеи, имеющих к нему различное отношение.

В частности, способность к адекватному пониманию невербального поведения включает ряд взаимосвязанных способностеи: способность к адекватному восприятию и оценке индивидуального невербального поведения и его элементов, способность к точному пониманию невербальнои интеракции; способность к адекватному определению состоянии, способность к установлению связеи между невербальным поведением и качествами личности, способность к оценке отношении и взаимоотношении партнеров общения; способность к адекватному пониманию различных психологических и социально-психологических характеристик личности и группы; способность адекватно использовать невербальное поведение как средство регуляции отношении в общении. Данная система способностеи обеспечивает успешное решение социально-перцептивных задач в общении.

Социально-перцептивные умения – непосредственное восприятие другого человека через соотнесение с собой, восприятие внешнего облика, восприятие себя через соотнесение себя через другого и т.д.

Социально-перцептивные качества – сложная система, которая характеризуется своеобразием структуры, содержания и характеристик. «Структура системы социально-перцептивных качеств включает в себя мотивацию, эмпатию, социальный интеллект, эмоциональное реагирование и отклик на переживания другого, чувства и действия, распознавание эмоциональных состояний другого и «перенос» себя в его мысли, умение давать адекватный эмпатический ответ вербального и невербального типа на переживания другого человека, общительность, самооценка, самопонимание, самообладание, самопринятие, самореализация и т.д.».

«Особое значение имеет социально-перцептивная компетентность, которая способна помочь решению различных социально-психологических проблем и обуславливает познание социальных объектов в зависимости от опыта. Изучение социально-психологических особенностей социальной перцепции (Бодалёв А.А., Петровская Л.А., Барабанщиков Б.А.) не определило в науке структуру и развитие социально-перцептивной компетентности в зависимости от динамических условий действительности».

Основу социально-перцептивной компетентности составляют социально-перцептивные способности, проявляющиеся в межличностном восприятии в качестве социально-перцептивных умений.

«Специфика межличностного восприятия состоит в том, что оно включено в психологическую систему деятельности и опосредовано личностными характеристиками субъекта воспрития».

Социально-перцептивные знания, умения и навыки являются важными факторами успешного взаимодействия в условиях совместной деятельности.

Социальная перцепция является одним из сложных понятий в психологии. Оно представляется одним из значительных вкладов социальной психологии в современную психологию человека. В процессе формирования социально-перцептивных способностей специалиста, работающего в сфере управленческой деятельности нужно учитывать особенности психологического состояния человека, его условия деятельности и служебные обязанности, чтобы успешно развить социально-психологические знания, умения и навыки, которые необходимы для успешной будущей управленческой деятельности.

Восприятие социальных объектов акцентируется оценочными и смысловыми суждениями, каузальной атрибуцией (предположениями о причинах поведения социального объекта), мотивационно-смысловой структурой текущей деятельности воспринимающего субъекта. Межличностная и межгрупповая социальная перцепция характеризуется формированием эталонов и стереотипов, предвзятых оценок и установок (эффекты первичности, новизны, социального ореола и др.).

Также, восприятие человека человеком характеризуется осмысленностью. Например, у каждого человека есть свои сложившиеся понятия и обобщенные знания о людях определенной категории (ученый, учитель, колхозник, банкир и т.д.). В формировании восприятия особо выделяется значение слова. Об этом говорит проведенный эксперимент. Так, 58 взрослым людям показывали фотографии девушки-старшеклассницы, молодой женщины, молодого человека и пожилого мужчины. В течение пяти секунд, испытуемым необходимо было словесно воссоздать облик человека, которого они только что рассмотрели. Но, перед каждым показом одной и той же фотографии группам испытуемых давались разные установки. Например, одной группе перед тем как показать фотографию молодой женщины, говорилось: «Сейчас вам будет показана фотография учительницы», а другой: «Сейчас вы увидите портрет артистки». А перед предъявлением фотографии молодого человека одной группе говорилось, что они увидят портрет героя, а другой группе – портрет преступника и т.п.

В конечном итоге было получено 224 отчета о восприятии испытуемых названных выше лиц. Так, люди разделились на три группы: первая — те, на кого повлияла заданная установка; вторая — те, на кого заданная установка не повлияла; третья — те, у кого возникла борьба между заданной установкой и своим собственным мнением. Все это говорит о том, что те люди, которые на которых повлияла установка, им характерно относительное преобладание второй сигнальной системы. У испытуемых, которые воссоздали «портреты» с натуры – относительно преобладала первая сигнальная система. У испытуемых, на которых при восприятии одних лиц установка действовала, а в других и вовсе не влияла – это говорит о том, что относительного преобладания второй или первой сигнальной системы не было.

Данный эксперимент доказал, что благодаря слову значимого человека в образ воспринимаемого человека включается содержание и оно может как характеризовать воспринимаемого, так и может быть вовсе ему не присуще.

Для специалиста, работающего в управленческой деятельности очень важен механизм восприятия, так как этот процесс является активным. Человек, воспринимая собеседника не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда и вовсе, не только смотрит и слушает, но и всматривается и вслушивается. Восприятие тесно связано с другими механизмами: с мышлением идет осознание и понимание объекта; с речью; с чувствами проявляется наше отношение к человеку; с волей происходит сам процесс восприятия вплоть до наблюдения.

После процесса восприятия человека человеком (а в нашем случае это восприятие управленца подчиненного), следует механизм оценки. Управленец оценивает поведение, вербальные и невербальные признаки, внешний вид. В данном процессе важно вынести правильную оценку действий собеседника, чтобы в дальнейшем сформировалось общее представление о нем. Как пишут А. Тессер и Л. Мартин: «Наша оценка вещей влияет на то, как мы думаем о вещах значительно сильнее, чем любой другой фактор». Благодаря оценке у нас формируется определенное мнение и суждение о человеке на основе полученной информации и процесса сравнения. Оценки могут выражаться в виде:

  1. Оценочных категорий и развернутых оценочных суждений;
  2. Специфических переживаний;
  3. Изменения поведений и действий без вербального или аффективного трансферта.

Затем следует механизм понимания. Если в процессе восприятия и оценки человек «собирал» информацию о собеседнике, то в данном случае идет осознание всей полученной информации и формирование общего мнения.

Имплицитная теория личности включает в себя механизмы восприятия и понимания людьми друг друга. Благодаря данной теории, у человека формируется представление о том, как связаны черты характера, внешний облик и поведение. Соответственно, на основе внешнего облика у человека складываются возможные черты характера, вероятные поступки и заранее настраивает себя на возможные стратегии поведения по отношению к себе. Приведем пример: если в структуру имплицитной теории личности входит понятие о том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать порядочными всех смелых людей (причем связь между этими понятиями может быть случайной).

Сюда же относится формирование первого впечатления. В процессе восприятия у нас складывается мимолетное первое впечатление, но данный фактор влияет на правильность понимания и восприятия людьми друг друга. При первичном контакте с человеком у нас сначала формируется первое впечатление о нем. Данный фактор является не таким простым, как кажется. Это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты.

Эффект первого впечатления может оставить мощное и достаточно устойчивое влияние на формирование образа собеседника в целом. Например, если у человека первое впечатление о собеседнике оказалось положительным, то в дальнейшем будет формироваться положительный образ данного человека. А если первое впечатление оказалось отрицательным – то в сознание будут пропускаться только отрицательная информация о собеседнике. Это называется эффектом ореола, который является неким фильтром, пропускающим в наше сознание информацию, соответствующую первому впечатлению.

После того, как сформировались социально-перцептивные способности (механизмы восприятия, понимания и оценки), следуют эмоциональные переживания. На данном этапе, у человека подключаются определенные чувства и эмоции, благодаря которым формируется более точное отношение к человеку, ведь эмоции помогают нам лучше понимать друг друга и лучше настраиваться на общение и совместную деятельность.

Далее следует формирование межличностных отношений. Межличностные отношения бывают официальные и неофициальные: отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные. Вы нашем случае рассматриваются официальные взаимоотношения руководителя и подчиненного.

Деловые межличностные отношения включают в себя три функции:

  1. Когнитивная функция. Включает в себя все психические процессы: память, ощущение, мышление, восприятие, представление, воображение. Данные процессы помогают руководителю познать индивидуально-психологические особенности подчиненных;
  2. Аффективная функция. Сюда относятся различные эмоциональные переживания людей по поводу взаимосвязей между ними.
  3. Поведенческая функция включает в себя жесты, мимику, пантомимику, речь, действия, жестикуляцию.

Таким образом, социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и социальных общностей). Процесс социальной перцепции зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений человека.

Механизм оценки важен для будущего управленца, так как он оценивает поведение, вербальные и невербальные признаки, внешний вид и т.д. Соответственно, у нас формируется определенное мнение и суждение о человеке на основе полученной информации.

Социально-перцептивными способностями являются индивидуальные свойства индивида, которые возникают в процессе его взаимодействия с другими людьми и которое обеспечивает адекватное отображение их индивидуальных и личностных свойств (способности, состояния, поведение, отношения и т.д.). Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника.

Социально-перцептивные способности будущих специалистов в управленческой деятельности включают в себя совокупность коммуникативных способностей. Именно коммуникация позволяет субъектам понимать и чувствовать друг друга, устанавливать взаимоотношения и контакты, без которых общение, полноценное и эффективное взаимодействие и выполнение совместной работы невозможно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *