Функции и механизмы социально-перцептивных способностей будущих специалистов в сфере управленческой деятельности

Специалисты, работающие в сфере управленческой деятельности должны обладать навыками взаимопонимания с окружающими людьми. Это нужно для установления и сохранения коммуникации. Процессы общения и межличностного взаимодействия непрерывно связаны с социально-перцептивными способностями. Вопросы общения и взаимного психического влияния людей друг на друга занимают одно из центральных мест в социально-психологической теории В.М. Бехтерева. Он описывал общение как средство объединения людей в группы, как условие социализации личности. Формы психического отражения являются регулятором общения. Поэтому, рассмотрим несколько определений общения.

В словаре-справочнике по психологии Н.И. Конюхова приводится следующее определение: общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

В психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова общение трактуется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Процесс общения может обособляться от других форм деятельности и приобретать относительную самостоятельность.

Согласно подходу Г.М. Андреевой: «…большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения».

Направления развития социально-перцептивных качеств будущих управленцев
Структура социально-перцептивных способностей будущих специалистов управленческого звена
Сущностная характеристика социально-перцептивных способностей будущих специалистов в области управленческой деятельности

Методы исследования социально-перцептивных способностей будущих управленцев

По мнению В.С. Мерлина «Характер взаимоотношений в коллективе детерминирует формирование свойств личности, типичных для данного коллектива».

Развивая мысль В.С. Мерлина, Г.М. Андреева говорит о том, что личность оценивается другими членами группы через индивидуальную долю в общем объеме деятельности, меру участия каждой личности в общем усилии. Данная оценка включает в себя определенные нормативы, благодаря которым она осуществляется. По мнению Андреевой Г.М. существуют определенные личностные качества, которые особенно значимы для группы и для данных условий деятельности; закрепленные в оценках, они предписываются членам группы.

Селезнёва Е.В. в своей статье приводит разные типы психологических отношений в коллективе:

  • по направленности: горизонтальные и вертикальные;
  • по субъектам: межличностные, межгрупповые и внутригрупповые;
  • по сфере реализации: внепрофессиональные и трудовые;
  • по модальности: нейтральные, сближающие, разъединяющие, противоречивые;
  • по степени взаимности: двусторонние и односторонние;
  • по «вознаграждаемости»: корыстные и бескорыстные;
  • по «нормированности»: не нормативные и опосредованные жесткими нормами.

Каждый тип психологических отношений проявляется с различной интенсивностью и может отражаться в процессе взаимодействия между людьми и группы, а также в процессе индивидуальной или групповой деятельности.

Волкова А.И. дает следующее определение: «Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

В общении выделяют 3 взаимосвязанных стороны:

  1. Коммуникативная сторона. Здесь происходит обмен информацией между людьми.
  2. Интерактивная сторона, которая заключается в организации взаимодействия между людьми (например, распределение функций, влияние на поведение, настроение, убеждения.
  3. Перцептивная сторона общения, заключающаяся в процессе восприятия людьми друг друга и в установлении взаимопонимания.

Также, выделяется понятие делового общения. Есть одна особенность делового общения, она заключается в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта. Основной и главной задачей делового общения является продуктивное сотрудничество. Зачастую в деловом общении приходится коммуницировать и взаимодействовать с незнакомыми людьми, которых видишь впервые. Психологические исследования показали, что в основе восприятия достаточно хорошо знакомых людей и людей, незнакомых ранее – лежат разные психологические механизмы. Так, в первом случае, восприятие основывается на психологических механизмах межличностного общения, а во втором случае — восприятие основывается на психологическом механизме межгруппового общения (сюда входит процесс стереотипизации).

Функциями социально-перцептивных способностей специалистов управленческой деятельности являются: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений.

Существуют механизмы социально-перцептивных способностей, которые обеспечивают налаживание коммуникации между людьми и входят в понятие социально-перцептивных способностей. Они заключаются в следующих понятиях: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, стереотипизация, каузальная атрибуция. Рассмотрим каждый механизм более подробно.

Идентификация – процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим человеком, группой людей, образом, в результате которого на бессознательном уровне интенсифицируется процесс обмена ценностями, происходит «принятие» объекта идентификации как самого себя.

Также, идентификация может быть и групповая. Там происходит отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя членом этой группы или общности.

Идентифицируя себя с другими людьми, человек также понимает, воспринимает и оценивает других, то есть как это говорилось ранее – это механизмы социально-перцептивных способностей.

Эмпатия – качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их переживания. Как показывают психологические исследования, эмпатию трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Эмпатия сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительного, интимного.

Эмпатию изучали такие авторы, как: К. Роджерс, Э. Титченер, Т. Липпс, В. Дильтей, Ш. Ференци, В.М. Лейбин, а также, более близкое к современному понятию эмпатии сформулировал З. Фрейд.

Управленец, имеющий эмпатичные качества, способен объективно оценить эмоциональные состояния своих подчиненных, в нужный момент может «войти в положение» человека, проявив тем самым сочувствие. Также, он чувствует эмоциональную вовлеченность подчиненных, их потенциал. Благодаря эмпатии руководитель способен к своевременному решению конфликтов, что очень важно для коллектива.

Если же руководитель совсем не имеет эмпатичных качеств, то уровень конфликтности в команде возрастает, ведь он не считает нужным реагировать на конфликт поскольку думает, что все само собой образуется. Он не понимает нужды людей и команды. Со своими подчиненными имеет только формальные отношения и держится обособленно от всех, поскольку не доверяет людям. Соответственно, он не интересуется потенциалом подчиненных и их настроением.

Аттракция – социально-психическое явление, формирования восприятия одного человека другим как привлекательного; возникновение симпатии, положительной установки на другого человека.

Аттракция как механизм социальной перцепции проявляется в формировании особой установки на другого человека, в которой преобладают эмоции. Этот механизм также существует на уровне избирательно-межличностных отношений, в котором партнеры по общению имеют взаимную привязанность.

Рефлексия – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний. В зарубежной психологии рефлексию изучали такие психологи как Ж. Пиаже, В. Вундт, У. Джемс. Рефлексия понимается как процесс наблюдения за работой сознания и когнитивными процессами со стороны. В отечественной психологии рефлексию изучали С.Л. Рубинштейн, К.С. Абульханова-Славская, В.С. Мухина, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов, А.С. Шаров, Е.Н. Емельянов, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, И.С. Ладенко и др.). Они выдвигают несколько аспектов ее рассмотрения:

Рассмотрение рефлексии с познанием творческого и теоретического мышления.

Второй аспект является социально-психологическим. Сюда входит изучение рефлексии в процессе взаимодействия людей в общей деятельности.

Третий связан с эмоциональным и личностным аспектом. Здесь рассматривается условия формирования самосознания и саморегуляция.

Рефлексивные качества очень важны для управленца, ведь они позволяют принимать эффективные решения, определить и выбрать цель, оценить производственную ситуацию и поведение подчиненных, определить отношения и действия в межличностных и групповых контактах, выбрать стратегию и тактику организационного поведения и т.п. Если говорить в целом, то руководителю необходимо обладать высокими способностями в интеллектуальной и социальной рефлексии.

Стереотипизация – классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе выработанных стереотипов. Управленцу необходимо избегать стереотипы и не полагаться на них, ведь зачастую они приводят к неудачам в их деятельности. Термин «социальный стереотип» ввел Уолтер Липпман в 1922 году и данное понятие носит негативный характер, связанный с неточностью и неполнотой информации, что в свою очередь недостаточно ясно отражает действительность.

Стереотип возникает на основе восприятия, не связанного с прямым опытом: «Нам говорят об окружающем мире до того, как мы его увидим и оценим».

Каузальная атрибуция (от слова «кауза» – причина и «атрибут») – это механизм выяснения и интерпретации причин поведения, поступков и переживаний других людей. Человека наделяют качествами, сообразно его поступкам. Социальная перцепция определяет следующие типы каузальной атрибуции:

  • личностная – когда причина исходит от самого человека, совершившего тот или иной поступок. Люди, обладающие личностной атрибуцией склонны в ситуации находить виновника случившегося и приписывать причину случившегося конкретному человеку;
  • стимульная – если причиной поступка послужил объект (субъект), на которого было направлено то или иное действие, т.е. люди видят причину случившегося в предмете, на который было направлено воздействие (пример: ваза упала потому, что плохо стояла);
  • обстоятельственная – условия, при которых был совершен тот или иной акт. В данном типе атрибуции люди будут винить сложившиеся обстоятельства и не будут искать действительного виновника.

Основоположником каузальной атрибуции является австрийский психолог Фриц Хайдер. Его продолжителями являются Г. Келли, Ли Росс, Э. Джонсом, Д. Джилберт, Д. Кеноуз, Л. Стрикленд и др.

В процессе исследований, согласно социальной перцепции, было выявлены закономерности, которые влияют на формирование каузальной атрибуции. Как правило, человек приписывает успех только себе, а неудачу – окружающим, либо обстоятельствам, которые сложились не в его пользу.

Социальный стереотип – это восприятие какого-либо собеседника, основанное на базе личного жизненного опыта. Если человек принадлежит к какой-либо социальной группе, его воспринимают как часть некоего сообщества, со всеми его качествами.

Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я — концепция), о партнере по общению (Ты — концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы — концепция). Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. В результате, между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания.

Исходя из теоретического анализа, сделанного в первой главе нашей работы, во второй главе на основе индивидуальных оценок студентов будут рассматриваться особенности социально-перцептивных способностей обучающихся юношей и девушек, влияющих на систему их межличностных отношений: дружеские связи, конфликтность, затруднения в общении и прочее.

Таким образом, механизмами социальной перцепции, которые входят в понятие социально-перцептивных способностей являются: идентификация, каузальная атрибуция, рефлексия, эмпатия, аттракция, стереотипизация.

В качестве функций социально-перцептивных способностей специалистов управленческого звена выступают: общение, взаимопонимание людьми друг друга, познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *