Перспективы решения проблем энергетической безопасности ЕС и участие России. Обеспеченность ЕС энергоресурсами

Проблемы энергетической безопасности ЕС связаны в первую очередь с недостаточной обеспеченностью ЕС энергоресурсами собственного происхождения в том объеме, который бы мог удовлетворить внутренний спрос, имеющий тенденцию к росту. В Европе считанные страны занимают твердые позиции в производстве газа и нефти: Великобритания, Норвегия и Нидерланды, притом что Норвегия не является членом ЕС. Как мы не раз отмечали, страны ЕС находятся в довольно высокой степени от импорта энергоносителей, около 50% спроса энергии удовлетворяется за счет импорта. По количественным показателям на 27 членов ЕС, приходится около 17% от общего потребления энергии в мире. Европа импортирует около 50% от общего объема поставок энергоресурсов — чуть более 80% нефти и около 57% природного газа. При отсутствии мер, этот процент импорта энергоносителей может увеличиться до 65%. В частности, ожидается увеличение степени зависимости от природного газа до 73-79% в 2020 г. и примерно до 81-89% в 2030 году.

По обеспеченности энергоносителями в Евросоюзе выделяется Великобритания, на которую приходится около 2/3 запасов нефти ЕС и 4/5 производства, что дает ей возможность экспортировать ее в страны Евросоюза и на другие континенты. Однако, в связи с так называемым Брекситом вопрос дальнейшего сотрудничества ЕС и Великобритании в области энергетики так и остается зависшим в воздухе. Перспективы в этом направлении еще не ясны, что еще более затрудняет вопрос скорейшего решения энергетической безопасности ЕС.

Похожие показатели в структуре и по газу, но с той лишь разницей, что кроме Великобритании только лишь Нидерланды обладают довольно существенными по региональным меркам энергетическими запасами. Разницу между высоким уровнем потребления энергоносителей и достаточно низким уровнем производства электроэнергии Евросоюзу приходится покрывать за счет импорта энергоносителей. Для освобождения от оков усугубляющейся энергетической зависимости в условиях растущих цен, Европейскому Союзу необходимо проводить разумную энергетическую политику. В случае ее неудачной реализации, недалекая политика в области энергетической безопасности может обратиться негативными последствиями на секторах транспорта, ЖКХ и электричества, сильно зависимых от нефти и газа. На сегодняшний день, ЕС не обладает решающими рычагами давления на международный энергетический рынок, вследствие чего, несет большие издержки. Безусловно, он способен влиять на локальные рынки, но диверсификация импорта энергоресурсов приведет к еще большим затратам.

Долгосрочная энергетическая политика ЕС должна быть в первую очередь направлена на обеспечение безопасности энергопоставок. Евросоюзу необходимо обеспечить бесперебойный доступ к энергетическим ресурсам по доступным ценам (как для частных потребителей, так и для крупных предприятий), а также учитывать выброс парниковых газов в атмосферу.

Безопасность поставок энергоносителей как один из основополагающих элементов энергетической безопасности не стремится максимизировать энергетическую независимость, но главной целью является снизить от нее риски. Этого можно достичь путем довольно затратной диверсифицикации энергетического рынка и сбалансированного использования источников поставок энергии.

Смотрите так же:

Цели ЕС в энергетической безопасности и перспективы их достижения
Конкуренты России на энергетическом рынке ЕС
Проблемы энергетической безопасности ЕС и место России в энергетической безопасности ЕС
Современные проблемы энергетического диалога Россия-ЕС
Нормативно-правовая база ЕС в сфере энергетики и энергобезопасности
Проблемы энергетической безопасности
Понятие энергетической безопасности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *