Конкуренты России на энергетическом рынке ЕС

Регионы Каспия и Центральной Азии, на которые сейчас делается основной упор ЕС, не являются равносильными энергетическому потенциалу России, однако они могут выступать в качестве еще одного важного альтернативного источника нефтяных и газовых ресурсов. Диверсификация газового импорта Евросоюза к 2020 г. может привести в дополнение к 150 млрд кубометров российского газа еще 300 млрд кубометров из других регионов.

Усиление позиций ЕС в регионе обусловлено намерением Евросоюза диверсифицировать американское и российское политическое влияние и перевести эти отношения в экономическую плоскость. ЕС является крупным потребителем экспорта стран Центральной Азии, а с диверсификацией энергетических потоков и с расширением энергосистемы стран Центральной Азии обретут стабильный рынок сбыта. Европа ищет пути на рынки Центральной Азии, для предотвращения ситуаций, подобных той, когда Россия сократила поставки газа через территорию Украины, а длительные перерывы в поставках энергоресурсов опасны для экономики и могут привести к дестабилизации не только отдельного государства, но и целых регионов. Это делает Европейский Союз крайне заинтересованным в диверсификации энергетических ресурсов поставщиков и маршрутов.

Стратегия Европы направлена на укрепление отношений со странами Центральной Азии с тем, чтобы обеспечить свободный доступ на энергетический рынок. Однако, это будет сделать не так уж и просто, так как так как Центральная Азия и в частности Казахстан находятся не только в сфере интересов ЕС, а прежде всего России и Китая. Для того, чтобы распахнуть двери на энергетический рынок Центральной Азии и Каспия, ЕС необходимо выдвинуть очень выгодные для стран региона условия, но в силу дороговизны проектов, эти условия будут не выгодны ЕС. В данной ситуации, выхода для ЕС только два: вкладывать немалые деньги на строительство инфраструктуры и силы на переговоры по новому энергетическому контракту или продолжать закупать энергоносители у традиционны поставщиков: России, Алжира, Саудовской Аравии. Закупка энергоносителей преимущественно у одной страны является безусловным риском для энергетической безопасности ЕС, но поиск альтернативных поставщиков и переговоры с ними оборачиваются либо ничем, либо требованием очень больших денег, а ЕС пока что не готов на реализацию такого затратного проекта. Пока что, можно уверенно сказать, что Россия на «шахматной доске» ведет себя уверенно и переигрывает ЕС во многом, но «партия» еще не окончена и в случае, если ЕС решит реализовать законсервированные энергетические проекты, то это сильно ударит по позициям России на рынках ЕС.

Итак, теперь ответим на вопрос о каких законсервированных и реальных проектах идет речь. Среди конкурентов России в области газообеспечения можно выделить следующие газопроводы, ведущие свои нити в ЕС.

Существующие газопроводы:

Интерконнектор — газопровод, проходящий между Великобританией и континентальной Европой. Он пересекает Северное море от газового терминала в Бактоне до города Зебрюгге в Бельгии и обеспечивает двусторонний транспорт энергоресурсов из Великобритании («прямой поток») и в неё («обратный поток»). Строительство было завершено в 1998 году. Экспорт газа из Великобритании составляет 20 млрд кубометров природного газа в год. С октября 2007 импорт Великобритании составляет 25 млрд кубометров газа в год и находится в пиковой фазе. Помимо собственно транспорта газа, Интерконнектор выполняет и важную экономическую функцию. Он позволил Великобритании выйти на европейский рынок энергоресурсов и самой стать рынком для континентальной Европы.

Транссахарский газопровод — магистральный газопровод в Африке. Соглашение о его строительстве было заключено 3 июля 2009 года в Абудже полным составом стран, по которым намечено прохождение трассы газопровода, — Алжиром, Нигером и Нигерией. Природный газ поступает с месторождений в Нигерии по трубопроводу к Средиземному морю, в качестве основного получателя газа предусматриваются потребители в Европейском союзе. Протяжённость Транссахарского газопровода 4 тысячи километров, а мощность — порядка 30 млрд м³ в год.

Газопровод «Восток-Запад» — общегосударственный проект развития газотранспортной инфраструктуры в Туркмении, реализация которого началась в 2010 году. Газопровод предполагает объединение основных газовых месторождений Туркмении, расположенных на востоке страны, с западными районами и Каспийским морем для возможности создания замкнутой газотранспортной системы в Туркмении и транзита значительных объёмов газа как в восточном, так и в западном направлениях. Введен в строй в 2015 году. По ожиданиям Европейского союза и США, построенный газопровод можно будет использовать для переправки подведённого к Каспийскому морю газа в Азербайджан по дну моря с помощью преполагаемого к постройке Транскаспийского газопровода, который должен доводить газ до уже действующего Южнокавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзрум) и стать источником наполнения газопровода «Набукко».

Проектируемые газопроводы:

«Набукко» — нереализованный проект магистрального газопровода протяжённостью 3300 км из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС, прежде всего Австрию и Германию. Проектная мощность 26—32 млрд кубометров газа в год. Прогнозировалась стоимость проекта 7,9 млрд евро. В конце февраля 2011 года газета Guardian сообщила, что, по собственным оценкам компании ВР, реальная стоимость проекта составляет порядка 14 млрд евро, подорожание связано с ростом цен на сырьё, в частности, железную руду, необходимую для выплавки металла для труб.

«Парс» — проектируемый магистральный газопровод, по которому планируется поставлять иранский природный газ на рынки Европы. Газопровод Парс призван связать газоносное месторождение Южный Парс с Турцией и далее с Европой. Европейская секция включит в себя участки трубопровода в Турции, Греции и Италии. В Италии газопровод разделяется на две дополнительные ветки: северная пойдёт в Германию, Австрию и Швейцарию; южная — во Францию и Испанию. Газопровод «Парс» рассматривается как альтернатива газопроводу «Набукко». Переговоры по данному проекту могут возобновится после разрешения некоторых политических разногласий. С Ирана в 2016 г. были частично сняты санкции США и уже ведутся переговоры с ЕС о снятии санкций, которые затрагивают и энергетический сектор, в частности.

Катаро-турецкий газопровод – неосуществлённый проект газопровода для поставок природного газа, который должен был начинаться в супергигантском нефтегазовом месторождении Северное/Южный Парс в территориальных водах Катара и Ирана и проходить через территорию Турции, где он мог бы соединяться с магистральным газопроводом Набукко (также нереализованным проектом) с целью снабжения европейских и турецких потребителей. Предполагалось, что одна ветка газопровода должна была проходить через Саудовскую Аравию, Иорданию и Сирию, а другая – через Саудовскую Аравию, Кувейт и Ирак. Однако Сирия официально отказалась предоставлять свою территорию для проведения ветки, обосновав свой отказ тем, что необходимо «защитить интересы России, союзника Сирии, которая является ключевым поставщиком газа в Европу».

Как мы можем наблюдать, исходя из приведенных данных, Россия не имеет пока серьезных конкурентов по импорту газа в ЕС. Своих потенциальных соперников (Азербайджан и Туркменистан) Россия устранила, развив собственные проекты с этими странами (газопроводы Баку — Ново-Филя и Прикаспийский, соответственно). Существующие же газопроводы-конкуренты не имеют подобных России мощностей и газопроводной инфраструктуры. Говоря о других потенциальных конкурентах («Набукко» и «Парс»), эти газопроводы также не будут обладать сравнимой с Россией мощностью в случае своей реализации, но именно вокруг реализации данных проектов горят нешуточные споры. По оценкам экспертов, каждый будет стоить около 14 млрд евро, что очень дорого для ЕС. Для ЕС дешевле развивать ВИЭ, нежели спонсировать проект такого масштаба. С газом из Катара пока что тоже нет никаких видимых перспектив в связи с проложением этого газопровода через территорию Сирии, в которой сейчас гражданская война.

Смотрите так же:

Цели ЕС в энергетической безопасности и перспективы их достижения
Перспективы решения проблем энергетической безопасности ЕС и участие России. Обеспеченность ЕС энергоресурсами
Проблемы энергетической безопасности ЕС и место России в энергетической безопасности ЕС
Современные проблемы энергетического диалога Россия-ЕС
Нормативно-правовая база ЕС в сфере энергетики и энергобезопасности
Проблемы энергетической безопасности
Понятие энергетической безопасности

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *