Деятельность Банка России на современном этапе, как основного регулятора

Деятельность Банка России законодательно определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации»,[1] Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»,[2] а теперь еще с 2014 года и федеральным законом «Об организации страхового дела в РФ».[3] А это означает, что Банк России является на сегодняшний день не только контрольным органом на финансовом рынке, но и органом страхового надзора.


Еще по теме:

Проблемы государственного регулирования страхового рынка

Современное состояние страхового рынка Российской Федерации

Инструменты государственного регулирования страхового рынка

Направления государственного регулирования страхового рынка

Нормативно-правовое регулирование страхового рынка в России

Основные виды и структура страхового рынка

Понятие страхования. Понятие страхового рынка и условия его существования

Пути решения проблем государственного регулирования страхового рынка


В соответствии со ст. 1 ФЗ « О банках и банковской деятельности» банк это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля. А также согласно Закону «Об организации страхового дела в РФ» Банк России является органом страхового надзора, а следовательно призван обеспечить соблюдения страхового законодательства, защиту прав и законных интересов участников страховых отношений, эффективное развитие страховой системы страны в целом.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительными компетенциями. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Банк России как орган страхового надзора осуществляет следующие функции:

  1. лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
  2. контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
  3. выдачу в течение 30 дней разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
  4. принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
  5. мониторинг деятельности субъектов страхового дела с применением финансовых показателей, характеризующих финансовое положение субъектов страхового дела и их устойчивость к внешним и внутренним факторам риска.

А также орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

  1. разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;
  2. сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
  3. акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
  4. акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;
  5. иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);
  6. нормативные акты, принятые органом страхового надзора в соответствии с настоящим Законом и другими федеральными законами.

Таким образом, в деятельности страхового надзора можно выделить три основных направления.

Во-первых, Банк России принимает решения о выдаче субъектам страхового дела или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий. Это так называемый предварительный контроль — контроль допуска на рынок страховых услуг. Суть его заключается в том, чтобы проверить, насколько организация, которая решила заняться страховой деятельностью, соответствует требованиям, установленным Законом РФ «Об организации страхового дела».

Во-вторых, в обязанности Банка России входит текущий надзор за деятельностью субъектов страхового дела — страховщиками, брокерами, агентами. Текущий надзор включает в себя контроль за тем, как субъекты страхового дела соблюдают страховое законодательство. Такой контроль, в частности, подразумевает проверки деятельности на местах. Эти проверки, по сути, аналогичны выездным налоговым проверкам, в ходе которых могут быть изъяты необходимые документы для установления их достоверности.

Третье направление деятельности Банка России в страховом деле — оценке качества финансовых услуг, то есть финансовый контроль платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков на основании представляемой отчетности. Этот контроль заключается в том, чтобы на ранней стадии выявить возможные финансовые затруднения у страховой компании и потребовать от нее принятия мер, которые препятствовали бы ее банкротству.

Скачать текст в WORD


[1] Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // «Российская газета», N 127, 13.07.2002

[2] Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2018) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, N 6, ст. 492

[3] Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 28.11.2018) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Ведомости СНД и ВС РФ», 14.01.1993, N 2, ст. 56

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *