В освоении перевозок на железнодорожном транспорте ключевую роль играют сортировочные станции, реализующие многосложную структуру по организации вагонопотоков. Массовая переработка вагонов, расформирования и формирования поездов- основные функции, которые выполняют сортировочные станции. Одна из ключевых задач для Открытого акционерного общества «Российских железных дорог» -это развитие сортировочных комплексов. Надежность всего перевозочного процесса зависит от слаженной работы сортировочных станций.
Эволюцию сортировочных станций можно разделить на ряд наиболее характерных этапов. Первый этап длился от момента появления сортировочных станций до конца 19 века, второй этап с 19 века до конца второй мировой войны и третий этап продолжается в настоящее время.
Наиболее интенсивно совершенствовались технологии по переработке вагонов в Германии, Великобритании, Франции, США. И на последнем этапе развития в Японии. На первом этапе развития сортировочных комплексов расформирование составов и направление отцепов на пути, соответствующие их назначению, происходило на горизонтальных путях, расходящихся веерообразно от одного вытяжного пути с помощью стрелочных переводов. В силу таких особенностей передвижение отцепов на соответствующие пути во многих станах, в том числе в России осуществлялись конной тягой.
В 1846 голу в Германии была построена первая станция на уклоне- станция Дрезден- Фридрихштадт. Такая же станция была построена в 1863 году во Франции станция Сен-Этьен и в Англии в 1873 году — станция Эдж-Хилл. Станции Гринвиль, Логаспорт, Шеридан в США так же были построены на уклоне. На станциях, построенных на уклоне, маневры осуществлялись «самотеком».В силу исторически образовавшихся крупных промышленных центров и городов в разных уголках нашей родины; размерам и густоте вагонопотоков между ними сортировочные станции расположены неравномерно.В 1862 году была построена станция Перово, которая в дальнейшем стала одной из самых крупных сортировочных станций на всей сети железных дорог.В 1876 году в Германии, а в дальнейшем и во Франции в 1888 году были построены первые сортировочные станции с горками, с площадкой на вершине и противоуклоном. В Германии-это станция Шпельдорф, во Франции — это станция Терр-Нуар.В 1891 году в Германии стали применять деление сортировочного парка на пучки (группу путей). Первое такое деление произошло на крупной сортировочной станции Остерфельд-Зюд.
В 1914 году в Германии был осуществлен автоматический перевод стрелок на станции Герне. В период первой мировой войны, несмотря на тяжелый период в стране, применялся метод уплотнения, суть которого состояла в комбинации параллельных и последовательных операций по обработке поездов. Применение данного метода позволило сократить простой вагонов в парках с 6-10 часов до 4-5 часов. К концу 1920 году возникает потребность перехода на новый уровень в организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. Появляется необходимость построения транспортной сети.
К 1925 году многие односторонние сортировочные станции Германии, из-за увеличения объемов перевозок, были переустроены в двусторонние с последовательным расположением парков, как правило трех, очень редки двух. Самыми крупными сортировочными станциями в Западной Европе были Седдан, Вустермак, Г амм, Нюренберг, Мюнхен-Леям[1].
Второй этап развития сортировочных станции отличается усиленным созданием средств механизации кропотливых процессов на сортировочной горке.После окончания второй мировой войны были определены тенденции к строительству мощных сортировочных станций, которые будут оснащены современными техническими.средствами. Сортировочные станции строят как правило в этот период односторонними и с парками приема и отправления, объединяющими для всех примыкающих направлений- во Франции- это станция Жеврей, в Германии-Оффенбург, в США-Вест-Колтон.
Многие двусторонние сортировочные станции начинают переустраивать в односторонние, особенно в США и Германии. Предусматривается большое число путей в сортировочных парках: в Канаде на станции Монреаль — 124 пути (84 пути в основном и 40 в группировочном); в США на станции Бенсенвилл 70 путей; в Великобритании на станции Хили-Милле — 75 с учетом путей в группировочном парке; во Франции на станции Жеврей — 59 путей и т.д.
Из-за значительного увеличения длины поездов начинают строить станции с комбинированным расположением парков, которые имеют разную длину сортировочных путей (700-900м) и приемоотправочных путей, достигающих в США по станции Вест- Колтон- 3 км.
В 1955 году на станции Кирк в США был создан первый управляемый электроникой горочный комплекс. В 1960 году в США были построены три станции с последовательным расположение парков- Линкольн, Розевилл и Рэднор. На многих сортировочных станциях в Западной Европе отсутствовали парки отправления, из-за этого все сформированные поезда отправлялись из сортировочноотправочных парков: Лозанна-Сортировочная в Швейцарии, станция Торнтон в Великобритании. На станции Вест-Колтон и Силвис в США некоторые из путей отправления являются продолжением части сортировочных путей, образующие длинные сортировочно-отправочные пути, удобно используемые при формировании и отправлении длинносоставных поездов. Рост комбинированных перевозок грузов и развитие дополнительных маршрутов ведут к уменьшению значения традиционных сортировочных станций в перевозочном процессе железных дорог во всём мире. В последнее время на зарубежных дорогах переработка вагонов концентрируется на меньшем числе станций. В США и Канаде созданы мощные станции для обслуживания укрупнённых железных дорог и сортировочные комплексы в результате объединения небольших малопроизводительных станций. В европейских странах сортировочная работа также концентрируется на самых развитых узлах, горки малой и средней мощности закрываются.
Самая крупная в мире сортировочная станция находится в США – Бейли Ярд, штат Небраска. Эта двухсторонняя станция имеет в своих сортировочных парках 114 путей. Лишь немного ей уступает сортировочная станция Машен (Германия) – 112 путей. В Китае недавно построена самая мощная сортировочная станция в Азии – Цженгжоу, которая имеет два сортировочных парка по 34 и 36 путей[2].
На развитых сортировочных станциях со значительным объёмом работы с местными вагонами и групповыми поездами сооружаются группировочные парки и специальные сортировочные устройства для ускорения переработки местных вагонопотоков и сокращения сроков доставки грузов. Группировочные парки часто размещают последовательно с основным сортировочным парком, например станции Монреаль и Торонто в Канаде, Тинсли и Тайн в Англии. Такое расположение парков обеспечивает полную поточность повторной сортировки вагонов местных назначений и создаёт более благоприятные условия для автоматизации процессов. Эти станции имеют высокую перерабатывающую способность благодаря наличию большого числа путей в парках: приёма – до 12, отправления – до 20, в сортировочном – до 60 – 80, а длина путей в среднем составляет 1200 – 1700 м.
Высокая эффективность технологических процессов на сортировочных станциях за рубежом достигается за счёт внедрения новых технических средств и технологий. На горках сортировочной станции Бедфорд Парк (США, Иллинойс) ежесуточно перерабатывается до 3400 вагонов с помощью информационно-управляющей автоматизированной системы PRO YARD. У прибывающих на сортировочную станцию вагонов системой автоматического считывания информации сканируются номера. PRO YARD подтверждает или корректирует информацию о вагонах, сравнивая её с сопроводительными документами, полученными от эксплуатационной службы. Затем вагоны проходят через взвешивающее устройство и ряд датчиков, выявляющих характеристики качения вагонов. На станции Бедфорд Парк используются 6 электропневматических замедлителей для 36 сортировочных путей на западной стороне сдвоенной горки и 7 групповых замедлителей для 56 путей на восточной стороне.
В результате внедрения на станции новой автоматизированной системы управления количество вагонов, находящихся на станции более двух суток, уменьшилось на 75%, а число ошибок при проведении сортировочных операций снизилось на 60%.
«Для увеличения
производительности сортировочной станции МакМиллано «Канадские национальные
железные дороги» внедрили ряд технических нововведений, включая установку
автоматизированной системы управления PRO YARD II. Эта станция имеет сдвоенную
горку и 76 сортировочных путей. На станции были модернизированы замедлители
типа ААА Sales & Engineering Inc. путём замены электромеханического
двигателя на гидравлический силовой привод. В результате производительность
сортировочной переработки увеличилась до 3300 вагонов в сутки.
Для повышения пропускной способности
сортировочной станции Джерри Р. Дэвис (США) была проведена реконструкция, на
которую израсходовано $142 млн. Внедрённые на станции высокотехнологичные
решения обеспечили более высокую скорость и эффективность управления процессом
роспуска вагонов и формирования составов при снижении эксплуатационных затрат и
задержек поездов. Станция принимает и отправляет в среднем 60 поездов в сутки.
В настоящее время сортировочная станция Джерри Р. Дэвис – это полностью
компьютеризированная система с одним станционным диспетчером, контролирующим
все выполняемые операции.
[1] Сортировочные станции в России и зарубежом
[2] Модернизация сортировочных станций в Северной Америке [Текст] / Б. С. Костюк [и др.] // Железнодорожный транспорт. — 2016. — № 11. — С. 71-75