Организация работы сортировочной станции

Маршрутная скорость гружёных отправок сегодня близка к 400 км/сут. – к тому показателю, который заложен в Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. А участковая скорость вплотную приблизилась к 40 км/ч, что является неплохим результатом даже на фоне ведущих мировых компаний.

Скачать текст в WORD

Роль сортировочных станций в достижении этих результатов трудно переоценить, поскольку именно на них ложится почти четверть бюджета времени в обороте вагона. Поэтому немало средств вкладывается в их развитие. За последние пять лет простой транзитного вагона с переработкой снижен на 27%, а без переработки – на 19%. При этом важнейшие сортировочные станции сети перерабатывают более 14,5 тыс. вагонов в сутки[1]. Управление сортировочной станцией осуществляет начальник станции (ДС), руководит ее производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью. В его обязанности входит подбор и расстановка кадров, обеспечение соблюдения законодательства, требований охраны труда и техники безопасности и х.д.

На сортировочных станциях имеются; технический отдел, станционный технологический центр обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ), линейное агентство фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО). В техническом отделе (подчиняется главному инженеру станции) сосредоточена работа по совершенствованию технологии работы станции, внесению изменений в техническо-распорядительный акт (ТРА) и технологический процесс работы станции (ТПРС), нормированию работы, охране труда и повышению безопасности на станции. ЛАФТО осуществляет оформление грузовых документов, расчет и взыскивание с грузовладельцев провозных плат, составление отчетности по грузовой работе. На станции осуществляется оперативно-диспетчерское руководство работой. Всей оперативной работой станции руководит маневровый диспетчер (ДСЦ).

Он должен обеспечить выполнение сменного плана по расформированию и формированию поездов, подаче и уборке вагонов; рационально распределить работу между маневровыми районами и сортировочными устройствами; максимально совместить операции по расформированию, формированию и обработке составов в парках станции, формировать грузовые поезда в соответствии с установленным планом формирования. В оперативном подчинении у маневрового диспетчера находятся машинисты маневровых локомотивов, работники пункта технического обслуживания вагонов (ПТО), работники СТЦ, сор тиров очной горки, дежурные по станции и по паркам (сортировочному, отправочному, транзитному).

Руководство маневровой работой ДСЦ осуществляет через дежурных по горке и паркам, составителей поездов, Приемом и отправлением поездов непосредственно руководит дежурный по станции (ДСП). На двусторонних станциях предусмотрена также должность станционного диспетчера (ДСЦС), который обеспечивает рациональное распределение сортировочной работы между системами станции и согласовывает работу последних, особенно в части передачи угловых вагонопотоков из одной системы в другую.

В настоящее время в соответствии с Транспортной стратегией Россий­ской Федерации на период до 2030 года, Стратегией развития железнодо­рожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегией на­учно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и перспективу до 2025 года и другими документами транспорта России, освещающими стратегию развития транспортной от­расли, разрабатываются мероприятия по ускорению доставки грузов и пас­сажиров и повышению конкурентоспособности железнодорожного транс­порта страны до самого высокого уровня. С учетом нестабильной макроэкономической и обострившейся полити­ческой ситуации стратегическим направлением развития холдинга «РЖД» является реализация инновационных проектов на условиях импортозаме­щения, совершенствования технологии и повышения эффективности дея­тельности в условиях ограниченности ресурсов[2].

Важнейшим звеном, влияющим на скорейшие продвижение грузов до места назначения, являются сортировочные станции, от слаженной работы всех подразделений которых зависит своевременное отправление и пропуск грузовых поездов.

Работа сортировочных станций оценивается множеством количествен­ных и качественных показателей таких как: простой транзитных вагонов с переработкой, без переработки и местных, вагонооборот станции, рабочий парк вагонов, количество переработанных вагонов, отправление вагонов и поездов в сутки и многими другими. Однако большинство показателей ра­боты сортировочных станций оценивают лишь саму их работу, подразуме­вая, что стопроцентное выполнение данных показателей по запланирован­ным значениям приведет к ускорению доставки грузов. Тем не менее, к примеру, показатель количество переработанных вагонов не может быть принят в полной мере как показатель своевременной доставки грузов, так как сколько бы вагонов не переработала сортировочная система, если ваго­ны в сформированных поездах будут отправлены позже расписания, то кли­ент получит свой груз не вовремя, несмотря на то, что сортировочная стан­ция выполнила роспуск вагонов. Аналогично, количество отправленных поездов по расписанию, при условии если в сутках было большое количест­во поездов транзитных без переработки, позволит получить клиентам груз вовремя, а станция не выполнит показатель роспуска вагонов и ее работни­ки не будут премированы.

Однако, несмотря на снизившиеся вагоно- и поездопотоки, государст­венные задачи, стоящие перед сортировочными станциями, остаются преж­ними и выполнение ими таких показателей как простой транзитного вагона с переработкой и формирование поездов максимальной массы и длины, оста­лись на прежнем уровне. Тем не менее очевидно, что при переработке боль­шего числа разборочных поездов, формирование и скорейшее отправление поездов своего формирования является менее трудновыполнимой задачей, нежели при переработке сниженных потоков, так как чем больше разбороч­ный поток, тем скорее организуется накопление вагонов до полного состава.

Исходя из данных условий следует отметить, что принятые на сего­дняшний день показатели работы сортировочных станций не в полной мере отражают работу железнодорожного транспорта по отношению к клиенту­ре. Иными словами, для того, чтобы вагон с грузом своевременно доходил до клиента, он должен проходить минимально возможное количество пере­работок в пути следования. Но, в таком случае, количественные показатели сортировочных станций резко упадут, с другой стороны, для выполнения количественных, а порой и качественных показателей, дорожными центра­ми управления перевозками, зачастую принимаются решения по перефор­мированию транзитных поездов на сортировочных станциях с целью по­полнения и отправки вагонов находящихся под накоплением на этих стан­циях, что часто приводит к превышению сроков доставки вагонов, находя­щихся в таких транзитных поездах, но дает возможность повысить выпол­нение показателей работы сортировочной станцией.

Скачать текст в WORD

Другой стороной сложившейся системы организации движения поездов по участкам с сортировочными станциями является диспетчерское управле­ние поездопотоками, в котором также прослеживается противоречие между задачами станций и диспетчерских участков. Это проявляется в том, что глав­ными показателями работы поездного диспетчера является участковая ско­рость и отправление поездов со станций на точки графика строго по расписа­нию. Что касается сортировочных станций, то для реализации их качествен­ной работы требуется выполнение заданных нормативов простоев транзит­ных и местных вагонов, погрузка и выгрузка, а также работа с поездами, по­ступающими в разборку.

Следует отметить, что при таком подходе возникает противоречие в организации работы и доставке грузов владельцам в срок, которое может выражаться в следующем. Предположим, что на сортировоч­ной станции имеется сформированный поезд под технической обработкой в парке отправления с грузом, у которого истекает срок доставки, и один локо­мотив в резерве, а на подходе сквозной поезд, следующий по станции без пе­реработки с необходимостью смены локомотива по причине необходимости технического осмотра.

В данной ситуации поездной диспетчер, являясь непо­средственным руководителем участка, примет решение о смене локомотива в транзитном поезде на тот, который был в резерве станции, оставив сформиро­ванный поезд в ожидании локомотива, с целью удержания участковой скоро­сти на прежнем уровне или даже ее повышения. Что касается сортировочной станции, то показатели ее работы вследствие такого исхода снизятся, ухудшив показатель простоя транзитных вагонов с переработкой.

Иными словами, для диспетчерских центров управления приоритетным является продвижение поездов, следующих по участку без переработки, с учетом расписания движения, а для сортировочных станций приоритетным показателем является отправление поездов своего формирования как с точ­ки зрения снижения простоя вагонов, находящихся на станции, так и с точки зрения выполнения сроков доставки грузов клиентуре[3].

Для решения сложившихся противоречий следует пересмотреть поли­тику предъявления планируемых показателей работы сортировочных стан­ций к выполнению согласно целей железнодорожного транспорта.

Кроме того из-за роста конкуренции между железнодорожным и другими видами грузового транспорта актуальными стали контейнерные перевозки, которые позволяют довести до минимума затраты на перегрузку и пользоваться преимуществами каждого из видов транспорта. Для того чтобы перегружать контейнеры с железнодорожных вагонов на автомобильный и морской транспорт, были оборудованы специальные площадки с крановыми механизмами. По мере развития контейнерных отправок многие сортировочные станции Европы передали свои функции паркам, которые могут перегружать контейнеры с вагонов не только на морской и автомобильный транспорт, но и на другие поезда.

Комплекс MSR 32 Фирма Siemens разработала для строительства и модернизации железнодорожных сортировочных станций специальный комплекс MSR 32. Он в зависимости от вида и мощности требуемой горки, а также ее профиля и местных условий создает модель, которая тестируется с помощью электронно-вычислительных машин. Модель показывает, где наиболее целесообразно расположить датчики скорости, весомеры, измерители габаритов отцепа, тормозные позиции и прочие элементы сортировочной станции. Система адаптируется к любым требованиям заказчика благодаря модульному устройству. Ее внедряют в горки с различными профилями, концепциями торможения и перерабатывающими способностями[4].

Система обеспечивает на всех горках непрерывный обмен информацией с диспетчерскими центрами. Оператор сортировочной горки должен лишь проследить за тем, чтобы все работало, как следует. Первой станицей бывшего СССР, на которой компания Siemens установила свою технологию, стала станция Вайдотай в Литве. Постепенно технология MSR 32 распространяется по всему миру.

Скачать текст в WORD


[1] Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ar2017.rzd.ru

[2] Стратегия научно-технического развития холдинга «Российские же­лезные дороги» на период до 2020 года и перспективу до 2025 года. — М., 2015. — 8 с.

[3] Осьминин, А.Т. Анализ показателей работы сортировочных станций в современных условиях / А.Т. Осьминин, С.Ю. Панфилова // Вестник РГУПС. – 2017. – № 3 – С. 78–82.

[4] Тенденции развития железнодорожного транспорта: Материалы совещания, 22-24 октября 2015 г./ Российская академия путей сообщения.- Москва, 2015 г.- 56 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *