Город — это сложное и многообразное понятие. По прогнозам ООН, в 2030 году больше третей населения мира (4,4 миллиарда человек) будут жить в городах. Как уже было сказано в предыдущих пунктах, один из самых главных ресурсов в креативной экономике – человеческий капитал. Именно он выступает самым главным драйвером развития новых креативных городов. Люди, определившие успех развития города, обладают набором качеств, к числу которых относятся широкий кругозор и готовность к риску, сосредоточенность на долговременных целях и чёткое понимание стратегии, способность работать, опираясь на местную специфику, и находить сильные стороны в очевидных недостатках, желание обучать и учиться. Эти черты обеспечивают креативный характер людям, проектам, организациям и, разумеется, городам.
Существует четыре компонента, которые важны для привлечения талантов в город: государственный сектор, бизнес сектор, образование и культура города. Эти четыре компонента должны быть прочными и взаимосвязанными для его успешного развития.
Государственный сектор: эффективное городское Правительство, обеспечивает стабильность и политические рамки для развития и привлечения человеческого капитала.
Бизнес сектор: новые компании привлекаются и создаются в городах с сильным человеческим капиталом. Эти компании нанимают людей, что делает этот город привлекательным местом для жизни, притягивая тем самым больше талантов в бизнес среду. Отношения между талантами и компаниями в городах нельзя недооценивать. Процветающие компании обеспечивают рабочие места и привлекают таланты со всего мира. Для городов в развитых странах крайне важно создать систему, которая «поглощает» свой человеческий капитал: местные малые и средние предприятия и крупные национальные и международные компании с кластерами услуг, которые их поддерживают. Эти компании создают систему, которая позволяет талантливым работникам перемещаться между различными типами предприятий, от фирмы по оказанию финансовых услуг до молодого стартапа.
Образование: Сильная система образования готовит людей к креативной экономике и позволяет молодым семьям оставаться в этом городе, а сильные университеты, в свою очередь, привлекают людей со всего мира. В совокупности, эти учреждения имеют решающее значение для развития и привлечения талантов в города. Так, Ричард Флорида в своем исследовании «Кто твой город? Выбор места жительства» говорит об этом феномене, как миграция богатства, а города, которые притягивают его — метрополии богатства. Согласно исследованию, города, в которых больше престижных университетов и больше людей с высшим образованием, там активнее развивается креативность и развивается город. Люди хотят жить в метрополиях богатств. Обычно такие города эстетически приятны – они красивы, динамичны, в них не скучно жить, но, конечно, есть и минусы – дороговизна и теснота. Обычно самые одаренные и амбициозные люди живут в метрополиях богатств, где можно полностью реализовать свой креативный и экономический потенциал. Соответственно, чтобы привлекать таланты в город и удерживать их, нужна сильная система образования. Здесь речь пойдет не только о высшем образовании, но также о мероприятиях и познавательных событиях в неформальной обстановке. Новый креативный специалист – человек, который неустанно обучается. Это удобная и динамичная платформа для общения, развития деловых отношении, сотрудничества и создания совместных проектов, способных развивать город.
Культура: Искусство, развлечение и активный отдых — те привилегии, которыми люди пользуются в свободное время. Они привлекают таланты и создают условия для новых идей. Жители города, наряду с туристами со всего мира, также хотят наслаждаться развлекательными мероприятиями, такими как музеи, рестораны и ночные клубы. Процветающая культурная составляющая имеет решающее значение для обеспечения жизнеспособности креативного города. Креативные города создают публичные образовательные площадки, на которых проходят лекции и воркшопы на актуальные темы. Также, для стимулирования креативного потенциала населения, создаются специальные креативные кварталы, дизайн-заводы, которые становятся центрами притяжения креативных горожан, объединяющая представителей творческих профессии и предпринимателей.
Эти четыре составляющие важны, для укрепления человеческого капитала в городе и привлечения новых талантов. Чрезвычайно важно, чтобы Правительство города разрабатывало политику, где в основе лежат четыре составляющие, которые постоянно взаимодействуют друг с другом. Многие из этих атрибутов применимы к нескольким направлениям, поэтому Правительство города должно разработать взаимосвязанный подход к выработке политики города. У каждого города своя стратегия роста, но для любой успешной стратегии потребуется следующие составляющие:
Доля населения трудоспособного возраста
Во многих странах с развитой экономикой есть группы населения, средний возраст которых увеличивается, что приводит к уменьшению доли людей трудоспособного возраста. Привлечение молодых талантливых работников позволяет городам в развитых странах преодолевать более масштабные демографические проблемы.
Сильная образовательная система в городе
Для развития человеческого капитала в городе должны быть сильные образовательные системы, включая школы и университеты. Это важно, так как позволяет городу постоянно пополнять свой человеческий капитал изнутри и делать его привлекательным местом для людей за пределами города.
Национальное и этническое многообразие населения
Разнообразное культурное и многонациональное население помогает привлечь самых талантливых работников со всего мира.
Банки, инвестиционные фирмы и другие участники финансового рынка
Участники финансового рынка — еще один важный элемент системы, поддерживающий крупные компании. Города должны иметь сильные финансовые рынки.
Инфраструктура — физическая и технологическая
Физическая инфраструктура всегда имела решающее значение для экономического роста крупных столичных районов, потому что именно это облегчает транспортную систему, делает ее удобной для жителей города. В дополнение к физической инфраструктуре, технологическая инфраструктура сейчас критически важна для городов в развитых странах, потому что они все чаще производят продукты для остального мира.
Сила технологической индустрии
Сильная технологическая отрасль не только создает быстрорастущие компании, но и продукты, которые могут использоваться другими предприятиями на местном и глобальном уровне.
Научно-исследовательская деятельность и патентная деятельность
Исследования, разработки и патенты стимулируют экономическую деятельность и развивают новые технологии. Города в развитых странах должны быть центром инноваций и технологий, что требует сильной научно-исследовательской среды.
Инвестиции в венчурный капитал
Венчурные инвестиции важны для финансирования быстрорастущих компаний в городах. Доступ к капиталу может сделать эти города комфортным местом для предпринимателей и инвесторов, а также препятствовать «таланту» уезжать в другие города.
Города в развитых странах имеют много преимуществ, но также они сталкиваются со многими проблемами. Существует три проблемы, которые могут подорвать развитие города и, соответственно, оттолкнуть от себя человеческий капитал:
Неравенство
В этих городах существует риск того, что глобализация и технологии создают раздробленную структуру занятости, где высококвалифицированные рабочие места участвуют в креативной экономике, а рабочие места с низким уровнем квалификации, в основном, предоставляют услуги высококвалифицированным работникам. Растущее неравенство может подорвать экономику, а также социальную и политическую структуру, которая сделала эти города такими привлекательными.
Стоимость проживания
И без того высокая и растущая стоимость жизни в крупных городах мешает малоимущим и молодым семьям оставаться в этих городах. Кроме того, это препятствует тому, чтобы люди из других регионов, особенно из-за рубежа, переезжали и оставались на ПМЖ.
Иммиграционная политика
Иммиграционная политика устанавливается на федеральном уровне, но оказывает прямое влияние на города. Правила, ограничивающие иммиграцию, усложняют привлечение талантов в города.
Подводя итог вышесказанному, целью современного города становится способность привлечь, удержать и «воспитать» таланты, которые воспринимаются как новый господствующий фактор производства. Для того, чтобы люди развивались и развивали город, они должны чувствовать себя в нем комфортно и счастливо. Вышеперечисленные факторы прямо влияют на развитие креативного человеческого капитала. Ведь если человека воспринимают таким, каков он есть, вне зависимости от каких-либо предрассудков, он вероятнее всего останется в том городе, где ему комфортнее, спокойнее и безопаснее.