Креативные индустрии

Скачать текст в WORD

За последние десятилетия международные исследователи многократно указывали на значение культуры, креативного подхода и инноваций для развития городов. Когда идея о креативных индустриях начала активно развиваться, тогда и было предложено акцентировать внимание на тех индустриях, которые сильнее развиты в городе. В результате многократных исследований креативных индустрий в разных городах выяснилось, что классификации этих индустрий различны. Это не позволяет определять их, осуществлять сравнительный анализ, выявлять минусы и плюсы, вырабатывать универсальные инструменты развития, а также формировать механизмы культурной политики и формы поддержки. Причина кроется в самом понятии креативных индустрий и в их содержательном аспекте, для определения которого следует рассмотреть административный и научный подходы.

Административный подход был изучен на исследованиях правительства Австралии и Великобритании, где было принято решение развивать креативную деятельность и культурную политику в этом направлении в 1994 и 1998 гг. соответственно. Проследить, как трансформировалось само понятие возможно с помощью сравнительного анализа двух австралийских документов: «Creative nation: Common wealth cultural policy» (1994) и «Building a Creative Innovation Economy» (2008). Если в 1994 году к «культурным индустриям» относились разнообразные виды деятельности в сфере культуры, искусства и творчества, то в 2008 г. креативный сектор разделился на «культурные индустрии», к которым относится субсидируемый сектор, и «креативные индустрии», в которых важный инструмент – экономический эффект. Правительство Австралии отметило актуальность развития культурных индустрий и культурной политики, становление которых строится на формировании комплексных отраслевых стратегий, активной поддержке Правительством культурных организаций и увеличении рабочих мест в городах. Успешных результатов можно достигнуть путем создания оптимальных условий для эффективной работы культурных индустрий в рыночной среде и их поддержки, увеличения объемов культурного экспорта и создания новых технологий.

В Великобритании понятие «креативные индустрии» было введено в 1998 г. Основная изюминка креативных индустрий – это экономический эффект, возможность коммерциализации. Такой подход нашел объяснение в том, что сама концепция появления и развития креативных индустрий возникла в результате промышленного кризиса территорий в Европе. Для того, чтобы выйти из кризиса Правительство Великобритании предложило рассмотреть развитие креативных индустрий как стратегию социально-экономического развития страны. Департамент по вопросам культуры, медиа и спорта, который и по сей день занимается развитием креативной экономики, сформулировал определение «креативных индустрий» как отрасли, которые «имеют свое происхождение в индивидуальном творчестве, мастерстве и таланте, и которые имеют потенциал для богатства и создания новых рабочих мест, путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».

Научный подход, в отличии от административного, наиболее системно рассматривает креативные индустрии. В самом определении следует принять во внимание следующие составляющие: креативность как способность генерировать новые идеи, креатив как способность к творчеству, экономический потенциал, создание символической ценности, способность к развитию и масштабированию, возможность создания нового и эксклюзивного. Так, Алан Фриманакцентирует внимание на том, что креативные индустрии можно отнести к сектору экономики, где творческий труд выступает как экономический фактор, который является основой для креативных индустрий. Это важный критерий отличия креативных индустрий от некреативных, имеющий социально-экономическое влияние для развития городов.

Согласно определению ЮНЕСКО, креативные индустрии определяются в качестве деятельности «чьи основные цели — это производство или воспроизводство, продвижение, распределение или реализация товаров, услуг и деятельность культурных, художественных или связанных с сохранением природы институтов».

Исходя из всего выше сказанного, следует, что структура и количество креативных индустрий варьируется от страны к стране, от города к городу, и значение, предающиеся этому понятию разное. Согласно докладу ЮНЕСКО и консалтинговой компании, ЕУ креативные индустрии делятся на:

  1. Реклама и маркетинг
  2. Рекламные агенства
  3. Архитектура
  4. Архитектурные бюро
  5. Издательское дело (книги)
  6. Продажи напечатанных и цифровых книг (включая научные, технические и медицинские книги)
  7. Индустрия игр
  8. Разработчики видиоигр и розничные продавцы; продажа оборудования
  9. Музыкальная индустрия
  10. Звукозаписывающая и музыкальная индустрия, живая музыка
  11. Киноиндустрия
  12. Производство кинофильмов, постпродакшн и распространение
  13. Газеты и журналы
  14. B2C и B2B, информационные агентства
  15. Изобразительное искусство
  16. Цифровое искусство, музеи,фотография
  17. Радио
  18. Деятельность в области радиовещания
  19. Исполнительне искусство
  20. Танец, театр, живая музыка, опера, балет и т. д.
  21. Телевидение
  22. Телепрограммирование, производство и вещание, включая кабельное и спутниковое телевидение

Согласно докладу ЮНЕСКО и консалтинговой компании ЕУ, в креативной экономике занято около 30 млн. человек по всему миру, которые произвели 2,25 триллионов долларов дохода или 3% от мирового ВВП на 2013 год.

Телевидение является самым крупным сектором, доход которого составляет 477 млрд. долларов, далее следует изобразительное искусство и газеты и журналы. Вместе, на эти три сектора приходится свыше 1,2 триллионов долларов доходов, примерно половина (около 54 %) от общей креативной экономики во всем мире.

Также в докладе сказано, что рост пиратства — например, незаконной трансляции и файлообменных сервисов—не только тяжелый удар по законной дистрибуции, но также «удар» по талантливым художникам-новаторам, которые управляют глобальной креативной экономикой. По его данным, пиратство ежегодно лишает Соединенные Штаты 71,000 тыс. рабочих мест в дополнение к 12,5 миллиарда долларов экономических потерь.

Таким образом, чтобы укреплять и развивать креативные индустрии в городах, необходимо использовать «драйвера изменений», в том числе совершенствование интеграционных процессов в рамках отрасли, ориентируясь на новые цифровые технологии. Пожалуй, основное внимание следует уделяется таланту, как критическом драйверу креативной экономики, поэтому призывают все города расширить доступ к высшему образованию.

Креативный класс

В любом современном обществе существует такая группа людей, которая способна создавать новые технологии, произведения искусства, разрабатывать лекарства от страшных болезней, находить решение проблем нестандартными способами. Экономика перешла на постиндустриальную ступень, случился научно-технический прогресс, соответственно, процент таких людей значительно возрос. Зарождение такого класса людей в западной культуре началось в 60-е года прошлого столетия. Постепенно начали сменяться ценности, начиналась борьба с бюрократическими системами, значительно тормозившими рабочий процесс. Традиционным ценностями начали противостоять индивидуальность и самовыражение. Главными ценностями для человека в этот период становиться – самовыражение. Эти изменения также отразились на структуре занятости людей и их предпочтений в работе. Выражались эти изменения в следующем:

  1. Работники больше не хотят работать с 8.00 до 17.00, а хотят иметь свободный график работы.
  2. Люди хотят получать отдачу на работе и реализовывать свой потенциал.
  3. Работники хотят неустанно обучаться в процессе работы и не иметь фиксированных обязанностей.
  4. Многие работники стали носителями сразу нескольких профессий и компетенций.
  5. Новый внешний облик. Нет — деловым костюмам, и да — джинсам и свободному стилю одежды.

Понятие «креативного класса» впервые получило концептуальное оформление в работе Р. Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее». Автор причисляет к креативному классу людей, способных создавать экономические ценности в процессе креативной деятельности. Средство производства для представителей креативного класса – его мозг, интеллект и креативность. По мнению Р. Флориды, креативный класс составляют два аспекта:

Ученые, инженеры, университетские профессоры, поэты, писатели, художники, актеры, дизайнеры, архитекторы, эксперты аналитических центров, редакторы, обозреватели и другие люди, чьи взгляды формируют общественное мнение. Открытие новой проблематики – это то, за что они получают деньги. Здесь важным является ядро креативного класса, которое составляют как представители креативных индустрий, так и непосредственно не связанные с ними представители высокотехнологичных индустрий.

Сектор новых технологий, финансы, право и управление бизнесом. Люди, которые участвуют в творческом решении проблем. Их отличает высокий уровень образования и человеческого капитала. Они могут создавать новые методы и продукты, находящие широкое применение, но это не входит в профессиональные обязанности. Чаще они комбинируют стандартные подходы. В связи с повышением по службе могут перейти в ядро креативного класса.

Важная составляющая этих двух аспектов заключается в том, что представителям креативного класса необязательно отделять работу от хобби, в данном случае хобби может являться работой, приносить удовольствие и доход.

Концентрация креативного класса происходит в городах, где происходит удовлетворение их потребностей и где комфортная городская среда.

Драйвером городов является человеческий капитал, который способствуют их развитию, а креативный класс привык концентрироваться в комфортной среде, где можно полно раскрыть их потенциал.

Взлет креативного класса отражается в значительной смене ценностей и развитием новых тенденций. Не все эти тенденции означают полный разрыв с прошлым: часть из них представляет собой смесь традиционных ценностей с новыми. Именно эти специфические ценности Р. Флорида выделяет, как отличительные составляющие «креативного класса».

Во-первых, самобытность. Креативный класс – люди, обладающие творческими способностями и свободным гибким мышлением, всегда стояли против догматичности, однообразия, групповых норм и строгого подчинения правилам.

Во-вторых, мотивация. Денежная мотивация перестает быть первостепенной значимой мотивацией, уступая место усиленной работе, нацеленной на результат, повышенной ответственности, стимуляции творческого потенциала и нематериальной мотивации. Креативный класс состоит из амбициозных людей, стремящихся к успеху и добивающегося его благодаря собственным способностям, для них важен профессиональный рост и саморазвитие.

В-третьих, разнообразие и открытость. Для креативного класса важны любые проявления разнообразия, культурного, национального, демографического, а также существование таких систем, которые делают возможным самовыражение, развитие и применение собственных уникальных способностей. Особое внимание уделяется свободе личности. Способность принять человека таким, каков он есть и терпимость к различиям являются одними из главных ценностей креативного класса. К таланту невозможно применить классификации по признаку расы, этнической принадлежности, пола, сексуальной ориентации или внешности. Комфортные условия работы, соответственно, приводят к повышению уровня производительности и количеству креативных решений, что в свою очередь ведет к улучшению уровня жизни населения, города и страны.

Таким образом, согласно теории Р. Флориды, представителей креативного класса отличает особая мотивация в профессиональной деятельности. Деньги для них не являются первостепенным фактором удовлетворенности трудом, наиболее важным становится содержание работы, сложные задачи и креативные решения, возможность реализовать себя и добиться признания своих профессиональных заслуг. Одной из основных ценностей креативного класса является индивидуализм. Чаще всего представители креативного класса предпочитают не вертикальную карьеру, удаляющую их от интересной работы, а горизонтальную: из компаний, в которых их таланты уже не нужны, они переходят туда, где им могут предложить задачу по силам. Также они могут перемещаться не только из компании в компанию, но и из города в город, если там жизнь веселее и интереснее. Их привлекают культурные мегаполисы и центры с высочайшим потенциалом креативности.

Таким образом, возможность экономического роста города заключается в способности привлечь креативный класс и воспользоваться соответствующим преимуществом для достижения экономических результатов в форме новых идей, нового технологичного бизнеса и регионального роста.

Для того чтобы города развивались максимально успешно нужно создавать комфортную городскую среду, которая будет привлекать креативный класс. Креативному классу очень важно, где они работают: помимо образовательных институтов, должна быть хорошая инфраструктура и транспортная система.

Основные характеристики городской среды, которые способны привлечь креативный класс, Р. Флорида выражает в концепции «трех Т» экономического развития: технологии, талант, толерантность. Каждый из этих трех элементов в отдельности является необходимым, но недостаточным условием: только наличие всех трех составляющих может привлечь креативный класс и стимулировать экономический рост города. Так, технологии — интеллектуальная составляющая. Талант — самое важное, для развития экономки городов, необходимо привлекать большое количество творческих людей. Толерантность же — хороший способ таких людей привлечь и удержать, она означает, что в данном месте собираются люди, где они могут работать без всякого рода дискриминаций религиозного, национального или сексуального характера. Концепция «трех Т» не обязательно универсальна, и каждому городу стоит разрабатывать собственную модель развития. Так, например, при поддержке НИУ-ВШЭ в городе Пермь в 2015 году, было проведено исследование российских регионов (исключающих Московский и Ленинградский) на креативность. Данные такого исследования показали, что наиболее успешными регионами являются те, где выше концентрация креативного класса. Концепция «трех Т» является индивидуальной для каждой страны, поэтому при расчете регионов использовались доступные данные на территории РФ. 

Так, лидером по Индексу Креативности является Томская Область (0.62), на втором месте — Новосибирская область (0.47) и на третьем — Ростовская область и Республика Татарстан (0.46).

Креативный город

На сегодняшний день в современном гибком и открытом обществе конкуренция городов приобретает большее значение, чем конкуренция стран. Самые развитые и богатые города – Нью-Йорк, Токио, Сингапур, Лондон и другие – борются между собой за финансовые, информационные и людские ресурсы, что в современном мире равно понятиям «развитие» и «процветание».

В настоящее время самым видным деятелем в сфере изучения понятия «креативный город» является Чарльз Лэндри – британский специалист по развитию креативного потенциала городов. Под его руководством были реализованы городские проекты по всему миру – от Албании до Гонконга, от Новой Зеландии до Мексики. Его концепция «креативного города» родилась из размышлений о том, что некоторые города сумели приспособиться к историческим переменам, а некоторым даже удалось извлечь из этих перемен выгоду. Согласно этой концепции, культурные ресурсы являются сырьем, которое приходит на смену нефти, стали и золоту и за счет которого формируются базовые ценности города. Благодаря этим ресурсам конструируется имидж городов, благоприятный для привлечения инвестиций, развития туризма и увеличению экономического потенциала. Агентство, созданное Чарлзом Лэндри, «Comedia», выступило одним из ведущих британских и мировых агентств по культурному планированию и креативному развитию городов. Задача создания этого агентства заключается в том, чтобы создавать проекты для креативного города, которые помогали бы ему подпитывать, привлекать и распространять талант. Для этого проекта Ч. Лэндри и Ф. Вуд разработали модель «Круговорот городского творчества».

Круговорот городского творчества – это концепция и прикладной инструмент, направленный на создание оживляемой городской энергии, которая может управлять городом. Эта концепция построена на убеждении, что можно направлять и использовать творческий потенциал для развития города и, следовательно, точно так же творческий потенциал может быть растрачен, если им не распорядиться стратегически и разумно. Концепция допускает, что творческий потенциал может проявляться во множестве разных форм, разными средствами и на разных уровнях процесса развития, и что он может выражать себя различными способами через множество действующих лиц.

Креативный город – это объединение творческих способностей отдельных людей и сообществ для формирования, в том числе и на основе культурных ресурсов, экономически и социально благополучной городской среды. Активная позиция и самореализация каждого горожанина в этом процессе является не только целью, но и средством развития культуры, создания благоприятного городского социального климата и укрепления экономики. Таким образом, креативность становится важной составляющей городского развития. Креативным город делают творческие люди и социокультурные проекты, а также организации, работающие на благо города, и развивающиеся в нем креативные индустрии. Но для эффективной работы всех элементов креативного города необходима не иерархическая модель взаимодействия, а сетевая, позволяющая коммуницировать между всеми субъектами городского развития.

Городская инфраструктура, по Лэндри, делится на «жесткую» (организации, публичное пространство) и «гибкую» (система сотрудничающих структур и социальных сетей, связей и взаимодействий между людьми, которая стимулирует продвижение идей между людьми и организациями). Городское пространство обычно воспринимается как «жесткая» инфраструктура – система площадей, улиц и общественных зданий, система культурных учреждений, но на сегодняшний день главным становится не наличие в городе библиотеки, галереи, музея и театра, а создание социокультурных проектов, которые они реализуют для жителей города.

Для успешного внедрения «креативности» в город необходима толерантность и культурное разнообразие его жителей. Ведь очень часто можно найти решение важных вопросов для города, в том числе при помощи иммигрантов, так как можно увидеть выход и пути решения там, где раньше виделся только источник социальной напряженности. Толерантность здесь следует понимать, как не условную терпимость к иммигрантам и людей из других культур, а как создание особого интереса к другим устоям, традициям и укладам жизни. Особую роль во внедрении «креативности» в городское пространство играют государственные и муниципальные институты, а также независимые организации. Они внедряют креативные идеи и проекты в городскую среду, организуют публичные пространства и общественные коммуникативные площадки.

Креативный город создает пространства для общения, где любой социокультурный проект может попытаться решить проблемы населения. «Если ваш проект будет лечить «боль» города, значит вас ждет успех» — сказал куратор спецпроектов института «Стрелка» Дмитрий Абрамов. В этом контексте городская среда становится открытой для социокультурных проектов. Такими проектами могут стать впечатляющие, масштабные проекты – биеннале современного искусства или городской фестиваль еды, но не менее важными проектами будут небольшие, повседневные проекты, которые решают проблемы городского населения. Примером масштабного социокультурного проекта может послужить национальный праздник в Уругвае. В 2006 году Уругваю пришлось тяжело признавать иммигрантскую культуру. Тогда правительство Монтевидео решило проводить новый ежегодный праздник — Национальный день кандомбе, афро-уругвайской культуры и расовой справедливости. Он посвящён музыкальному стилю кандомбе, пришедшему из Африки. Исторически к нему относились как к части культуры рабов, и даже сами иммигранты, желающие улучшить своё положение в новой стране, старались дистанцироваться от своих традиций. Новый праздник должен был изменить ассоциации, связанные с кандомбе. А спустя несколько лет его признали на мировом уровне: в 2009 году ЮНЕСКО включило этот стиль в список нематериального культурного наследия человечества.

Говоря о маленьких локальных проектах, следует привести в пример создание проекта «Теории и практики» в Москве. Экономический кризис 2008 года повысил запрос на образование и саморазвитие. Проект был создан в 2009 году, когда у людей было не очень много денег на развлечения, и при этом появился запрос на интеллектуальный бесплатный досуг. Создатели «Теории и практики» не только смогли ответить на этот запрос, но и масштабировали его до абсолютно новой сферы, которую сейчас принято называть эдьютейнментом (познавательные события в неформальной обстановке).

Подводя итог вышесказанному, следует указать, что основу концепции «креативного города» составляют:

  • Люди

Креативность, способность к лидерству, обладание высоким уровнем коммуникабельности, владение инструментарием социально-психологического управления людьми в условиях креативной экономики

  • Человеческое разнообразие и креативный класс

Различие в культуре, традициях и взглядах позволяет формировать толерантное общество. Приезжие и иммигранты как из той же, так и из другой страны позволяют взглянуть на проблему под другим углом и играют ключевую роль в создании концепции креативного города

  • Организации (организационная культура)

Культурные институту, высокий уровень образование, научные исследования

  • Городское общественное пространство

Публичное общественно пространство делает возможным собирать людей разных культур, интересов. В таких местах лучше генерируются идеи

  • Коммуникации и взаимодействие

Взаимодействие между властью и городом, между организациями и людьми

В заключении, следует указать, что общество, система и устройство городов меняется. Для внедрения этой концепции нужна креативная среда, люди и взаимодействие всех типов организаций. Вместе с тем, Чарльз Лэндри указывает, что готовой и универсальной методики развития креативности городов не существует, но креативность развивается там, где есть культурное историческое и национальное разнообразие.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *