Сравнительный анализ Лондона и Санкт-Петербурга как креативных городов

Переходя к сравнительному анализу двух городов, следует указать, что история городов и уровень развития совершенно разный. В данном анализе Лондон выступает, как путеводитель и как разработчик понятия и составляющих креативной экономики.

Анализ проведен по 7 критериям:

Государственная поддержка

Валовая добавленная стоимость креативных индустрий

Трудовая занятость в креативной экономике

Картирование (mapping) территорий для развития креативных индустрий

Экспорт товаров и услуг

План развития креативных индустрий

Связь с глобальным индексом креативности

Говоря о государственной поддержке в этих городах, следует указать, что в Лондоне развитием креативной экономики и креативных индустрий занимается Министерство по вопросам культуры, СМИ и спорта во главе с Карен Брэдли. В Лондоне существует официальное Министерство, занимающееся исследованиями в области креативной экономики, предоставлением отчетов и стратегий. Переходя к Санкт-Петербургу, следует указать, что официального Комитета, отвечающего за креативную экономику, не существует. Так, развитием креативных индустрии в Санкт-Петербурге активно занимает Комитет по инвестициям во главе с Ириной Бабюк и Комитет по экономической политике и стратегическому планированию во главе с Москаленко Валерием. Из этого следует, что в Санкт-Петербурге необходимо создать отдельный комитет, отвечающий за креативные индустрии, который будет проводит полномасштабные исследования, предоставлять статистику, разрабатывать стратегии и так далее.

Перед тем, как перейти к Валовой добавленной стоимости в Санкт-Петербурге и Лондоне, следует указать, что сравнительный анализ производился в российских рублях по актуальному курсу на конец 2014 года. Так, согласно переведенным данным, ВДС креативных индустрий в Лондоне составила 1,7 трл. рублей, а ВДС Санкт-Петербурга – 18,6 млрд. рублей или 1,1% от ВДС Лондона. Из этих данных следует, что в Санкт-Петербурге развитие креативных индустрий находится на этапе зарождения. Правительство города только сейчас начало акцентировать внимание на возможностях креативных индустрий в развитии города, тогда как в Лондоне этот процесс начался в 1998 году, когда было создано Министерство по вопросам культуры, СМИ и спорта.

Переходя к трудовой занятости необходимо зафиксировать, что анализ будет производиться по общему числу занятых в креативной экономике. В Лондоне всего в креативной экономике (профессия креативная, а отрасль некреативная, профессия некреативная, а отрасль креативная и, отрасль и профессия креативные) на 2014 год занято 796 тыс. человек, тогда как в Санкт-Петербурге занято 260 тыс. человек, в три раза меньше, чем в Лондоне.

Метод анализа с помощью картирования территорий активно применяется в Лондоне, так как имеются социологические и статистические исследования. Этот метод создается для оценки потенциала креативных индустрий и формирования стратегий их развития и поддержки. В Санкт-Петербурге статистических данных пока нет, но есть картирование промзон, которые впоследствии могут превратиться в креативные индустрии.

Переходя к экспорту товаров и услуг креативных индустрий необходимо обратить внимание, что данных по экспорту в Санкт-Петербурге нет, поэтому анализ этого пункта будет проводиться по странам за 2012 год. Так, в Великобритании экспорт товаров и услуг креативных индустрий, предоставляемых креативными отраслями, составил 17,2 млрд. фунтов стерлингов или 4,9%, тогда как в России это показатель достиг 0,4%.

План развития креативных индустрий в этих городах значительно различается, так как в Санкт-Петербурге только к 2030 году 12% от ВДС будут составлять креативные индустрии. А соотношение профессионалов, вовлеченных в креативные индустрии, по отношению к общему количеству трудоспособного населения в Санкт-Петербурге составит 16%. Тогда, как в Лондоне анализ, разработка креативных индустрий началась давно и к 2017-2021 году планируется развивать уже конкретные перспективные индустрии: дизайн и киноиндустрия, финансирование которых составит 0,25 млн. фунтов стерлингов на каждый финансовый год и 1,55 млн. фунтов стерлингов, соответственно.

Индекс креативности связан с развитием городов, чем выше индекс креативности, тем у города больше потенциала для развития. Так, согласно исследованию, Martin Prosperity Institute Rotman School of Management, University of Toronto (2015), Индекс Креативности Российской Федерации составляет (57,9), что значительно ниже, чем Индекс Креативности в Великобритании (88,1). У Великобритании очень высокий показатель, который входит в топ-25 стран с самым высоким индексом. По уровню таланта находится на 20 месте, по уровню технологий на 15 месте и по уровню толерантности на 5 месте.

Российская Федерация занимает 38 место из 136 проанализированных стран, что дает хорошие перспективы для развития. По уровню таланта РФ находится на 15 месте, по уровню технологий на 22 месте и на 123 месте по уровню толерантности.

Россия опережает Великобританию по Индексу Таланта (15 и 20 место соответственно). Это связано с высоким уровнем креативного класса и большими достижениями в образовательной сфере (НИОКР и исследования). Огромный разрыв между странами происходит по Индексу Толерантности (6 и 123 место). Это связано с низкой терпимостью к расовому и этническому разнообразию.

Переходя к Лондону и Санкт-Петербургу, то здесь Индекс Креативности городов составил 85,1 и 68,2 соответственно. В Санкт-Петербурге индекс ниже, чем в Лондоне, так как существуют проблемы, связанные с низким развитием инновационной инфраструктуры и со слабой поддержкой малого и среднего бизнеса, тогда как в Лондоне больше всего делается акцент на сильную государственную поддержку. 

Таким образом, исходя из проведенного анализа, следует, что креативная экономика в Санкт-Петербурге находится на этапе зарождения, тогда как в Лондоне основной акцент правительства делается на креативные индустрии. Для того, чтобы креативные индустрии успешно развивались в Санкт-Петербурге, необходимы полноценные исследования и поддержка Правительства города. Тем не менее, в Санкт-Петербурге и в России в целом очень высокий процент креативного класса и человеческого капитала, но необходимы определенные меры, чтобы его удержать и развивать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *