Учет возрастных особенностей старших дошкольников при формировании экологических представлений

Формирование экологических представлений и понятий — наиболее сложная задача методики экологического воспитания в дошкольном возрасте. Трудности непосредственно связаны с усвоением характера понятий, ввиду того, что содержание большинства из них считаются причинно-следственными зависимостями (например, между строением и функцией, процессами в живой и неживой природе, взаимовлиянием живых организмов) [33].

Цели, а также задачи воспитании дошкольников в области экологии зависят от целей и задач воспитания в целом, требований программ воспитания, уровня нравственной воспитанности дошкольников в области экологии, профессиональной подготовки педагогов. Они характеризуются действенностью лишь в том случае, когда охватывают и мотивируют к активности весь дошкольный коллектив. Исходя из сказанного, цель воспитания в области экологии заключается в создании оптимума для того, чтобы развить у человека гармоничное взаимодействие с окружающей средой, прочими людьми и самим собой. Другими словами, развитие его экологической культуры до гармонии в области экологии. Согласно всему сказанному ранее, есть возможность выделить такие задачи воспитания в области экологии, как [39, с. 52]:

— формирование у старших дошкольников навыков самостоятельного образования по проблемам взаимодействия общества и природы;

— вооружение методами самостоятельного анализа и самостоятельной оценки в проблемах взаимодействия с окружающей средой, отношения к прочим людям и себе;

— развитие качеств личности;

— формирование умений практической работы по совершенствованию окружающей среды, взаимоотношений с прочими людьми;

— развитие духовности в восприятии и признании значения существования окружающей среды, прочих лиц с их личностными взглядами, а также интересами.

У детей дошкольного возраста важно сформировать самые первые научные представления о взаимосвязях между живыми организмами и естественным окружающим миром. Наличие таких знаний дает возможность понять: как тесно взаимодействуют между собой все составляющие природы и как человек и остальные живые организмы находятся в зависимости от естественной среды.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Формирование экологических представлений старших дошкольников о многообразии живой природы необходимо осуществлять с помощью комплекса средств:

  1. Художественные средства: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, диафильмы, наглядные пособия, познавательная литература, энциклопедии, справочники, театр.
  2. Природа: наличие в группе зеленого и живого уголков; экологическая тропа.
  3. Игры и игрушки: настольно-печатные, логические, словесно-дидактические игры; игрушки, изображающие животных, растения.
  4. Положительная эмоциональная среда.

Средства экологического воспитания становятся наиболее эффективными в оптимальном сочетании методов и приемов.

Существуют различные методы, приемы формирования экологических представлений в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живой природой. Исследователями предлагаются следующие группы методов: наглядные, словесные, практические, игровые.

Для экологического воспитания характерны собственные особые принципы, по мнению А.П. Парахонского [37, с. 46]:

— единство деятельности познавательного и практического типа в исследовании и совершенствовании среды природы;

— связь между подходами краеведческого, национального и глобального типов;

— принцип использования развивающей, воспитывающей, а также обучающей функции изменяемой природы определяет потребность в ходе образования в области экологии непосредственного общения с природой;

— принцип отсутствия перерывов заключается в том, что накопление многообразных знаний в области экологии осуществляется постепенно и неуклонно в ходе всей жизни;

— принцип интегрированности подразумевает то, что в образовательные программы включаются такие факультативы, как «Экология», «Человек и природа». Они благоприятствуют синтезу знаний в области экологии, осознанию целостности окружающей среды.

Создание системы экологического воспитания нуждается в рассмотрении каждого дошкольника, как неповторимого микрокосмоса. Результативность комплекса экологического воспитания имеет зависимость от соответствия особенностям возрастного этапа в личностном развитии, а также личностного социально-психологического портрета современного учащегося, определения факторов, которые способствуют или препятствуют гармонизации отношений между человеком и природой.

Развивать экологических представлений дошкольников можно двумя способами, а именно: традиционным (классическим) и нетрадиционным. Рассматривая традиционный способ, отметим, что к нему относим целенаправленную работу в дошкольных учреждениях и дома во время проведения занятий, прогулок, экскурсий, наблюдений, опытов, игр. Согласно учебных программ, в дошкольных учреждениях проводятся экологические занятия, они могут быть интегрированными и комплексными. Работа по развитию экологических представлений может начинаться на занятиях, а продолжаться на прогулках и экскурсиях. В процессе проведения наблюдений важно сформировать у детей представления о растениях и животных, раскрыть существующие между ними взаимосвязи. При этом ознакомление должно происходить в ближайшем природном окружении. Важно брать во внимание тот растительный и животный мир, который наиболее доступный восприятию детей дошкольного возраста, с чем они встречаются в природе чаще всего.

Следующий способ – нетрадиционный – включает в себя метод проблемных ситуаций, поисковую деятельность и изучение устного народного творчества природоведческого содержания. Дошкольникам заложена пытливость к окружающему миру, их любознательность проявляется в недифференцированной направленности на познание окружающих предметов и явлений. Также для дошкольников характерный познавательный интерес, который проявляется в стремлении не просто познать новое, а выяснить конкретные качества определенных предметов или явлений.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

В течение длительного времени экологическое воспитание дошкольников практически не осуществлялось. В последнее время воспитание совершило решительный поворот к перемене положения, которое сложилось ранее. Но для того, чтобы коренным образом изменить экологическое воспитание дошкольников, также не достает комплексности, которая необходима, логичной и последовательной подготовки дошкольников к школе и к деятельности на практике. Комплекс воспитания дошкольника в области экологии может быть представлен, как конечные цели и пути их достижения.

Итоговой целью считается формирование личности человека, отличающейся нравственным и духовным богатством, который защищает и приумножает личные, а также общие значимые для общества богатства страны, планеты и Вселенной.

Психологическая подготовка дошкольника включает, по мнению Г.А. Айкина [1, с. 56]:

— помощь ему в сознании общей и личной общественной значимости деятельности в области экологии, убеждение в потребности в воспитании в области эклоги;

— создание желания заниматься самостоятельным воспитанием в области экологии;

— активное участие в поддержании и восстановлении, а также в рациональном использовании и увеличении традиций в области экологии.

Подготовка дошкольника теоретического и способического типа нацелена на вооружение его познаниями в области:

— теории, а также способы коллективного и индивидуального самостоятельного воспитания и воспитания сверстников, младших и старших товарищей;

— истории, базам теории способы, а также практики экологической деятельности: рациональному использованию, восстановлению и сохранению.

Подготовка практического типа в деятельности в области экологии включает воспитание требующихся для работы в области экологии качеств, а также чувств [37, с. 77]:

— накопление опыта, являющего социально ценным для самостоятельного воспитания в области экологии, а также воспитания прочих людей.

Получается, что в случае системного подхода к воспитанию в области экологии его сущность может быть определена так.

Экологическое воспитание представляет собой специальный, целенаправленный, а также систематический, организованный, планомерный последовательный педагогический процесс партнерства ученика и педагога, который направлен на практическую, способическую теоретическую и психологическую подготовку воспитанника, как богатого духом хозяина общественно значимых и личных природных богатств.

Большой важностью обладает осознанный и целенаправленный подход к такому направлению воспитания. Самое главное для педагога – это быть соратником и товарищем.

Задача детского сада заключается не столько в формировании определенного объема знаний по экологии, но и в способствовании получению навыков анализа научного типа явлений окружающей среды, осмыслению взаимного действия природы и общества пониманию существенности собственной практической помощи окружающей среде.

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста является частью интеллектуального развития детей. Существует прямая зависимость между проблемой формирования экологических представлений и проблемой развития мышления. Ребенок старшего дошкольного возраста, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой стороны — начинает овладевать причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте особое значение в процессе формирования экологических представлений приобретает практическая деятельность с природными объектами, а также наблюдений за изменением и развитием явлений живой и неживой природы [35, c. 51]. Учитывая, что детям 6-7 лет присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, при формировании экологических представлений особое значение имеют методы и приемы, способствующие непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками взаимодействия с природой:

1. Циклы наблюдений за объектами живого уголка (природной зоны) дошкольного учреждения. Это, например, растения (как комнатные, так и на участке), аквариумные рыбки, декоративные птицы [42].

2. Ежемесячные наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение календаря наблюдений, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона; эти наблюдения (длительность — одна неделя) развивают наблюдательность детей, приучают их замечать изменения времен года [46].

3. Трудовая деятельность вместе с воспитателем в уголке природы, которая формирует у детей умение общаться с животными, помогает обрести знания и навыки по поддержанию необходимых условий жизни для них, развивает нравственные качества детей, осмысленное понимание необходимости трудовых операций [42].

4. Наблюдение за птицами, на территории дошкольного образовательного учреждения, подкормка их, ведение специального зимнего календаря, что способствует развитию нравственных качеств, способность оказывать практическую помощь природе, приобретению знаний о разнообразии птиц [48].

5. «Огород на окне» представляет собой выращивание двух растений (например, луковиц), в разных условиях, еженедельные наблюдения за ними с отметкой в календаре. Таким образом, развивается наблюдательность, способность отмечать изменения, понимать значение неодинаковых условий для роста растений [28].

6. Чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов о животных (Е.Чарушин, В.Бианки), рассматривание иллюстраций, что формирует у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, приводит к пониманию того, что свои впечатления можно творчески передать другим людям в форме рассказов и рисунков.

7. Еженедельное проведение «экологических уроков», на которых дети закрепляют и углубляют представления о природе, полученные в повседневной жизни, или приобретают новые.

8. Проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе [29]. Таким образом, формирование экологических представлений у старших дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических чувств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *