Понятие «экологические представления»

Представление — это сложное динамическое образование, обладающее рядом пространственных и временных характеристик: целостностью, обобщенностью, панорамностью, яркостью, четкостью, контролируемостью образа.  В представлениях раскрывается активный опережающий характер познания человеком предметного мира [9, с. 112].

Экологические представления в педагогической науке рассматриваются как представления о взаимосвязи в системе «человек-природа» [21]. Экологические представления являются неотъемлемой составляющей экологического сознания, экологических установок, экологического мировоззрения.

Т.А. Зерщикова определяет экологические представления как «систему взглядов на объективный мир, основанную на представлениях о его целостности, понимании всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности всего существующего» [16, с.34].

По мнению Н.Н. Киселева под экологическими представлениями стоит понимать сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее [22, с.85].

Формирование экологических представлений означает развитие рефлексии личности, содействие осознанию себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных и экологических ценностей, полезной личностью не только для общества, но и для природы [28].

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

В дошкольном возрасте ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о различных формах жизни, на этом этапе происходит формирование основы экологического мышления, сознания, а также закладываются начальные элементы экологической культуры. Произойти это может только, если взрослые, которые занимаются воспитанием ребенка, сами владеют экологическими представлениями, культурой, если они способны показать ребенку, насколько прекрасен мир природы, и помогают наладить взаимоотношения с ним [21].

С.Н. Николаева в своих роботах писала, о том, что формирование экологических представлений является необходимым условием выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности к созиданию [33, с.102].

Основа данного утверждения — положение о ведущей роли системных знаний в развитии детей дошкольного возраста (Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова и другие). С помощью системных знаний ребенок способен осознавать сущностные особенности объектов и явлений природы, «системообразующие» связи, доступные его пониманию. Многочисленные исследования подтвердили, что определенные наглядно представленные связи доступны детям начиная с младшего дошкольного возраста. Уже в старшем дошкольном возрасте дети усваивают более сложные связи, среди которых пространственно-временные, морфо-функциональные, причинно-следственные, генетические [21; 24].

В своей работе Л.В. Шинкарева рассматривает формирование представлений о взаимодействии человека и природы в рамках экологического образования дошкольников. Содержание данных представлений раскрывает через последовательность природа – человек – взаимодействие [48, с.67].

Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод о том, что экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости.

На современном этапе существует множество комплексных программ по формированию экологических представлений дошкольников («От рождения до школы», «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха»). Министерством образования одобрен и ряд парциальных экологических программ («Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог»).

Главными компонентами экологических представлений у личности должны быть: знания в сфере экологии, мышление экологического типа, поведение, которое оправдано с точки зрения экологии, а также чувство любви к окружающей среде.

Экологически образованный человек должен обладать экологическими представлениями по базовым экологическим разделам, а также по экологии родной местности (краеведению), то есть иметь представление об окружающей среде собственного родного края, а именно:

  • о местных условиях природы;
  • о природной специфике, реках и водоемах, ландшафтах, обычных растениях и животных, климате и т.д. и т.п.;
  • о местных природных объектах, которые подлежат охране;
  • о животных местной фауны;
  • о местных птицах;
  • о видах рыб местных водоемов;
  • о медицинских растениях местной флоры;
  • о памятниках культуры, а также искусства местного и республиканского значения.

Мы понимаем формирование экологических представлений дошкольников как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. 

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

По мнению М.Д. Андреева для формирования экологических представлений дошкольников нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка [3, с. 76]:

— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

— развитие познавательного интереса к миру природы;

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Как отмечалось в законе РФ «Об экологическом образовании населения Российской Федерации»: «Экологическое образование населения выступает ценнейшим условием осуществления природоохранительной политики, формирования экологической культуры населения и обеспечения его экологической безопасности. Экологическое образование — процесс обучения, воспитания, развития личности и населения, самообразования и накопления опыта, направленный на формирование ценностных ориентации, поведенческих норм и специальных знаний по природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности» [13, с. 21].

Формирование экологических представлений имеет связь с усвоением дошкольников таких базовых представлений, как сложность и разнообразие имеющихся в окружающей среде взаимосвязей между ее элементами и компонентами; единство, а также целостность окружающей среды; изменение природы и появление качественно иных комплексов природы; взаимодействие природы и общества; рациональное пользование природой. В экологическую культуру включается знания в области экологии, глубокий интерес к охране природы, грамотное осуществление охраны природы, богатство чувств и переживаний в области нравственности и эстетики в связи с общением с природой.

Показатели сформированности экологических представлений у старших дошкольников, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, по мнению Т.М. Бондаренко, следующие [7, с. 27]:

1. знания в области экологии:

а) знания природных объектов;

б) знания о единстве окружающей среды, взаимных связях между природными объектами и явлениями;

в) знания о взаимных связях между человеком и природой;

г) знания норм, а также правил поведения в природе.

2. привычки, навыки и умения в области экологии:

а) умения, а также навыки по исследованию природы;

б) привычки, навыки и умения соблюдать нормы поведения в окружающей среде;

в) навыки элементарного типа;

г) навыки и умения охраны природы;

д) постоянные привычки бережного отношения к природным объектам и животным;

3. личностные качества, которые имеют связь с отношением к окружающей среде:

а) интеллектуального типа: познавательный интерес в труде по охране природы, к природным объектам, любознательность;

б) нравственного типа: гуманность (доброжелательность, сострадание, любовь к живой природе, доброта); прилежание (как база конкретной ответственности), бережливость;

в) эстетического типа: эстетический интерес в объектах и явлениях природы; реакция на природную красоту, переживания от наблюдения за прекрасным; выражения в речи оценки восприятия окружающей среды эмоционально-эстетического типа;

4. действенно-волевые:

а) добросовестность, дисциплинированность и трудолюбие;

б) стремление к труду по охране природы;

в) самостоятельность и активность в работе по охране природы и увеличению ее богатств.

В экологические представления включаются имеющие обоюдную связь компоненты:

— когнитивного типа (знания, значимые с точки зрения экологии, от восприятия к их пониманию, осознанию, а также использованию) экологический мыслительный стиль;

— аксиологический (ценности экологического типа, оценки переживания, отношения, «эмоциональный резонанс»);

— нормативный (экологический, а также нравственный императив, нормы этики, правила, традиции экологии);

— творческо-деятельностный (опыт эколого-оправданной, проективной, созидательной деятельности);

— поведенческий (природосообразные поступки относительно окружающей среды).

Целостное освоение предметной окружающей среды нуждается в овладении разнообразными методами познания. На базе опыта взаимодействия человека с природой осуществляется гармонизация его отношений с окружающей средой, и он переходит на более высокий уровень культуры в области экологии.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Старший дошкольник, который отличается образованностью и воспитанностью в области экологии должен иметь навыки правильного поведения в случае общения с окружающей средой, обязательно заботиться о сохранении ситуации в экологии в границах нормы, проявлять понимание сущности базовых взаимосвязей в области экологии, потребность предвидеть результаты влияния человека на окружающую среду.

Формирование экологических представлений, а также воспитание новой личностной ментальности возможно во многом по причине образования в области экологи, так как именно оно подразумевает осознание мира в целом и развитие стиля мышления нового типа, которое базируется на качествах интеллектуально-личностного типа, на способности видеть проблемы экологии и на умении решать их [6, с. 54].

Воспитание нацелено на привитие дошкольникам способности быть личностями, которые имеют способность ориентироваться, а также активно влиять на окружающую среду, быть ответственными за собственные поступки, быть самостоятельными и любознательными, уважать окружающую среду, осознавать личную роль в социуме. Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок получает и накапливает первые экологические представления, на данном возрастном этапе происходит формирование основы экологического мышления и сознания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *