Проектная деятельности детей старшего дошкольного возраста

Проект от лат. «projectus», что означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза», «выступающий». Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда другого качества либо показывает путь для его получения.

Проект является комплексной задачей, решение которой осуществляется при учете социально-культурного контекста проблемы, которая рассматривается и в которой взаимодополняют и взаимодействуют друг друга психолого-педагогические, социально-культурные, организационно-управленческие и технико-технологические аспекты [20].

Педагогический проект является проектом, на основе которого реализуются и разрабатываются другие, чем это принято в традиционной практике [2]:

  • Концептуально-педагогические идеи построения содержания, технологий и методов образования;
  • Новые формы организации деятельности педагогов, учащихся, взаимодействия с родителями;
  • Психолого-педагогические, философско-педагогические подходы к воспитанию, обучению, развитию учащихся.

Педагогический проект является разработанной системой и структурой действий педагога в целях реализации конкретной педагогической задачи с уточнением места и роли каждого действия, времени осуществления данных действий, их условий и участников, нужных для продуктивности всей системы действий, при условиях привлеченных (имеющихся) ресурсов.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. При этом каждый из перечисленных видов проектной деятельности имеет следующие общие особенности:

• Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Например, если ребенок захотел нарисовать какой-то предмет и нарисовал его, то мы не можем говорить о том, что он реализовал проектную деятельность, так как это не проблемная ситуация. Если же ребенок хочет выразить в рисунке свое отношение к предмету, то в этом случае возникает особая проектная задача, связанная с исследованием возможностей и поиском форм передачи своего отношения к предмету. Приведем другой пример. Ребенок решил построить из кубиков гараж для машины. Очевидно, что перед ним проблемная ситуация – гараж должен быть устойчивым, машина должна свободно помещаться внутри гаража. Однако решение такой задачи в процессе игры не является проектной деятельностью, потому что не происходит как такового исследования пространства возможностей (ребенок строит гараж, прикидывает размеры, увеличивает или уменьшает его).

• Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование. Приведем пример. Подготовка к празднику – это привычное мероприятие, технология организации и проведения которого подробно описана во многих программах. Ребенок может быть заинтересован в подготовке к празднику, но проектная деятельность начнется только в тот момент, когда педагог совместно с ребенком попытается понять, что этот день или это событие значит для каждого из них. (Как мы относимся к этому празднику? Почему мы его празднуем? Какими способами мы выражаем свое отношение к празднику? И так далее.) Как только будет определен смысл, можно искать способы его предъявления.

• Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.

В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, то есть понимать, насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Дошкольник должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит, перейти на новый уровень интеллектуального развития.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2–3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).

Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы. Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирующие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы – нормотворческие. Общая стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую инициативу.

Для одаренных и высоко мотивированных дошкольников работа в проектах наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать свое самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает дошкольная образовательная организации. В процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. При формировании проектной деятельности воспитателю, безусловно, необходимо особое мастерство. Если поставить ребенка в активную позицию, начать с аргументации объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия как следствие из сказанного дает смысловой акцент на целеполагания.

Темы проектов могут быть очень разнообразны и интересны. В процессе проекта дошкольники синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного (продукт метапредметной связи), индивидуального и группового проектов, поэтому он способствует всестороннему развитию ребенка, а это – главная задача детского сада [14].

Работа над проектом, как правило, интересна всем детям. Даже самый простой проект требует от ребенка дополнительной работы с разными источниками информации (книга, газета, Интернет, рассказ родителей и т.д.) Возможность представления собранного материала в разной форме (буклет, листовка, газета, компьютерная презентация) позволяет каждому ребенку показать свои творческие способности. Таким образом, использование технологии проектов позволяет добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления, формирование нравственных представлений. При использовании проектной деятельности для формирования экологических представлений решаются следующие задачи: формирование у детей навыков ориентироваться в экологических понятиях, проводить экологическое развитие, развивать уверенность в себе и своих возможностях, формировать у детей положительное отношение к окружающей среде, формировать у детей представления о животном и растительном мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *