Структура британского страхового рынка морского страхования

Едва ли можно, говоря о морском страховании, не упомянуть Англию и ту доминирующую роль, которую она в течение столетий играла в международном морском страховании. Рассмотрим структуру рынка морского страхования, состоящую из двух основных частей – страховые и перестраховочные компании и Ллойд.

  1. Страховые компании

Страховые и перестраховочные компании, действующие на лондонском страховом рынке, можно разделить на следующие группы:

Небольшое количество крупных профессиональных перестраховочных компаний, как британских, так и европейских, действующих в Великобритании через свои представительства (Mercantile and General, Victory, Munich Re).

Группа страховых и перестраховочных отделений английских страховых компаний, занимающихся несколькими видами страхования. Эта часть страховщиков занимается так называемым «Номе Foreign» страховым бизнесом, т. е. зарубежными рисками, подписанными в Лондоне. Все больше таких отделений становятся дочерними компаниями, т.е. самостоятельными юридическими лицами. Например, Номе and Overseas является дочерней компанией Eagle Star; British and European – Commercial Union. Некоторые фирмы и в названии сохранили титул головной организации (например, Royal Reinsurance Co).

Дочерние предприятия или отделения иностранных страховых или перестраховочных компаний, работающие на английском рынке страхования (около 120). При достижении определенного объема операций многие отделения реорганизуются, образуя дочерние предприятия. Головные предприятия страховых компаний географически широко распространили свою деятельность практически на весь мир, однако наибольшая концентрация страховщиков наблюдается в США, Японии, Скандинавии и ЕС. В некоторых случаях головные страховые компании принадлежат государству.

Кэптивные страховые компании, владельцами которых являются английские или зарубежные промышленные и коммерческие группы. Примерами таких компаний являются: Athel Reinsurance Co, Tate & Lyle) и GTE Insurance Co.

Небольшие профессиональные перестраховочные компании, основанные или приобретенные крупными брокерскими фирмами для особых целей ведения бизнеса на лондонском рынке. Это такие компании, как River Thames (Sedwicks), Sovereign Marine & General (Willis Faber). Однако в соответствии с актом Ллойда брокерская и страховая деятельность должны быть разделены, поэтому многие компании такого рода были проданы.

Страховые пулы или компании, частично принадлежащие группе страховых или перестраховочных компаний. Головная организация может принадлежать английской страховой компании, либо зарубежной страховой компании (Scan Re Ins Co). При этом возможно совместное владение фирмой.

  1. Корпорация Ллойд

На английском рынке решающее значение имеет рынок Лондона, который может быть в свою очередь поделен между двумя организациями, имеющими свои штаб-квартиры в Лондоне: Ллойд и Институт Лондонских Андеррайтеров – ИЛА (Institute of London Underwriters). Между ИЛА и Ллойд первенство остается за Ллойдом. Именно особому страховому институту – «Корпорации Ллойд» — Великобритания обязана лидирующим положением в мировом морском страховании. Поэтому кратко остановимся на характеристике этого уникального явления в мировой практике страхования.

Современный Ллойд был образован в конце XVI века, когда в Англии стал популярен кофе, а в крупных портовых городах возникло множество так называемых «кофейных домов». В Лондоне недалеко от Темзы существовал кофейный дом Эдварда Ллойда. У него часто собирались люди, связанные с судоходством, торговлей и морским страхованием. Обсуждались общие проблемы, обговаривались фрахты, продавались, покупались и страховались товары и суда. Таким образом, кофейня Ллойда стала своеобразной биржей, информационным центром и центром страховой деятельности, который со временем стал крупнейшей и важнейшей частью страхового рынка.

Ллойд – это сектор страхового рынка, который состоит из более мелких организаций, так называемых «синдикатов». За каждым из синдикатов стоит несколько человек, называемых «names (имена)», или «members (члены)». Отдельный синдикат является самостоятельной компанией, отвечающей за ту часть подлежащего страхованию имущества страхователя, на которую члены синдиката подписали договор морского страхования. Индивидуальные страховщики в свою очередь являются ответственными за свою часть синдиката, а, следовательно, должны обладать солидным состоянием и устойчивым финансовым положением. В последние годы иностранцы тоже получили право становиться официальными членами Ллойд. Конец 80-х – начало 90-х годов были тяжелыми для некоторых членов синдикатов, и многие почувствовали, какую ответственность они на себя возложили. Это привело к тому, что в 1990 – 1991 гг. многие члены вычеркнули себя из списков «имен» Ллойд. Возрастание техногенных, экологических и природных рисков, усиление конкуренции на рынке морского страхование привело к тому, что Ллойд принял некоторые изменения в правовом статусе «членов», которые в будущем дадут возможность и компаниям выступать в качестве «имен» Ллойда.

Сами члены синдикатов не принимают участия в ежедневной страховой деятельности в здании Ллойда. Здесь важнейшую роль играют профессиональные страховщики, которые заключают договоры не только морского страхования. Сделка предлагается одному из профессионалов – брокеров Ллойда, имеющих доступ на этот рынок. Брокер подготавливает объект страхования, т.е. заполняет так называемый слип –«slip», в который вносятся все сведения об объекте вместе с желаемыми условиями страховки. Брокеру важно хорошо ориентироваться на рынке, чтобы знать, к какому страховщику ему обращаться с тем или иным объектом страхования. Первый страховщик, который ставит свою подпись на «slip», определяет также условия и ставку премии для всех остальных страховщиков и, таким образом, становится «лидером – (leader)». Чтобы за лидером последовали, важен авторитет, известность, надежность и компетентность этого страховщика. Обычно требуется два лидера от Ллойд и два лидера от компании ИЛА для того, чтобы страховка приобрела юридическую силу.

Ранее компания ИЛА не размещалась в одном здании, а была разбросана по всему Сити. Почти одновременно с переездом корпорации Ллойд в новое здание, компания ИЛА также въехала в здание по соседству. Это привело к некоторому расширению ранка ИЛА за счет рынка Ллойда. Эти две организации и конкурируют, и сотрудничают вместе до известного предела в так называемых Объединенном Комитете по Корпусу Судна (Joint Hull Committee) и Объединенном Комитете по Грузам (Joint Cargo Committee). Именно эти организации в 1906 г. являлись важнейшими участниками разработки Закона о морском страховании – первого правового акта Великобритании, где на протяжении столетий страхование регулировалось прецедентным правом. Его положения начали строго учитываться в оговорках и правилах Института Лондонских страховщиков, созданного в 1884 г. для унификации обобщения условий морского страхования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *