Понятие договора морского страхования Великобритании

Принятый 27 декабря 1906 г. Парламентом Великобритании «Закон о морском страховании» является одним из фундаментальных и основополагающих законов в области морского страхования. В Законе, на базе сложившейся практики и обычаев, судебных решений, имеющих силу прецедентного права, сформулированы основные причины морского страхования. Закон с незначительными изменениями действует в Великобритании и в настоящее время. Нормы Закона использованы и положены в основу многих аналогичных законов многих стран. В Законе содержится определение договора морского страхования, перечислены права и обязанности страхователя и страховщика, взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая и т. д.

В соответствии с Законом о морском страховании договор морского страхования – договор, в соответствии с которым страховщик обязуется возместить убытки, могущие возникнуть при совершении морского предприятия, в согласованном порядке и в согласованных размерах (п. 1 ст. 1 Закона). Действие договора морского страхования может распространяться на любые присущие морскому рейсу риски: на наземные риски, а также риски, могущие возникнуть во внутренних водах (п. 2 ст. 1 Закона). Положения Закона о морском страховании 1906 г. имеют силу в случаях, когда полис морского страхования покрывает риски, связанные с судном, находящимся в постройке, либо со спуском на воду судна или любым предприятием, аналогичным морскому предприятию (п. 3 ст. 1 Закона).

Предметом договора морского страхования может являться любое морское предприятие, организованное на законных основаниях. Морское предприятие имеет место: когда любое судно/груз, либо иное движимое имущество подвергается морским опасностям; когда застрахованное имущество подвергается морским опасностям, вследствие чего наступает угроза потери дохода; когда вследствие морских опасностей владелец застрахованного имущества может быть ответственным в отношении третьих лиц. Под морскими опасностями понимаются опасности и случайности, так называемые морские риски, которые явились следствием, либо возникли в связи с мореплаванием, пожаром, военными действиями, пиратскими и разбойничьими нападениями, воровством, пленением, захватом, задержанием, а также арестом и/или задержанием государями и народом, выбрасыванием груза за борт, баратрией, любыми иными подобными опасностями либо такими, которые предусмотрены полисом морского страхования (ст. 3 Закона).

Любое лицо, заинтересованное в морском предприятии, имеет страховой интерес. Лицо считается заинтересованным в морском предприятии, если оно находится в таком юридическом отношении к морскому предприятию, либо застрахованному имуществу, что получает выгоду в результате благополучного прибытия такого имущества, либо несет ущерб в результате утраты, повреждения или задержки имущества, либо вследствие этих причин у него возникают обязательства перед третьими лицами (ст. 5 Закона). Страховой интерес является действительным, если к моменту гибели предмета страхования страхователь обладает таковым. Интересно, что страхователь может не обладать страховым интересом при заключении договора морского страхования. Однако указано, что в момент заключения договора морского страхования страхователь не должен быть осведомлен о гибели предмета страхования (ст. 6 Закона). Страховым интересом признается спорный и обусловленный страховые интересы, а также частичный страховой интерес (ст. 7 – 8 Закона).

В отношении страхового интереса действует презумпция, согласно которой договор морского страхования, заключенный на основании пари, либо в порядке азартной игры ничтожен. Договор морского страхования считается заключенным на основании пари, либо в порядке азартной игры, если страхователь не имеет страхового интереса и договор заключается без наличия такого интереса, либо если полис выдается на условии «независимо от наличия интереса», либо «без доказательств интереса, кроме полиса», либо «без вознаграждения за спасание страховщику», либо подпадает под действие любого иного условия (ст. 4 Закона).

Страховым интересом обладают:

  • кредитор по бодмерейному договору в отношении займа (ст. 10 Закона);
  • капитан и каждый член команды в отношении заработной платы (ст. 11 Закона);
  • лицо, выплачивающее аванс фрахта в той степени, в какой груз не компенсируется в случае утраты (ст. 12 Закона);
  • страхователь в отношении страховых издержек (ст. 13 Закона);
  • должник по закладной в отношении полной стоимости залога, залогодержатель – в отношении любой суммы, которая подлежит выплате, либо будет подлежать выплате согласно закладной в случае, если предмет страхования отдан под залог (п. 1 ст.14 Закона);
  • залогодержатель, грузополучатель (консигнатор), либо иное лицо, имеющее интерес в предмете страхования (п. 2 ст. 14 Закона);
  • владелец застрахованного имущества в отношении полной стоимости такого имущества (п. 3 ст. 14 Закона).

Что касается страховой стоимости, то она должна определяться следующим образом:

  • при страховании судна – это действительная стоимость судна к моменту риска, включающая снаряжение, продовольствие и припасы для офицеров и команды, средства, авансированные на зарплату команды, прочие расходы, предназначенные для того, чтобы сделать судно пригодным к совершению морского предприятия, определенного полисом, плюс страховые издержки в целом; если речь идет о паровом судне – это механизмы, котлы, уголь и запчасти, если они составляют собственность страхователя, а также в отношении судна, занимающегося каким-либо специальным промыслом – обычное сна  яжение для этого промысла (п. 1 ст. 16 Закона);
  • при страховании фрахта, авансированного либо выплаченного иным образом, страховая стоимость составляет общую сумму фрахта, находящуюся на риске страхователя, плюс страховые издержки (п. 2 ст. 16 Закона);
  • при страховании груза/товаров страховая стоимость состоит из себестоимости страхового имущества плюс издержки, связанные с отгрузкой, а также страховые издержки в целом (п. 3 ст. 16 Закона);
  • при страховании любого иного имущества страховая стоимость составляет сумму, находящуюся на риске страхователя к моменту вступления страхового полиса в силу, плюс страховые издержки (п. 4 ст. 16 Закона).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *