Управление социально-экономическим развитием территории – это процесс управленческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе определённой территории.
В настоящее время часть авторов, в частности Г.В. Атаманчук под управлением понимает поиск и разработку максимально возможных механизмов, которые обеспечивают эффективное достижение задач развития региона.[1]
Ряд авторов понимает, под управлением социально-экономическим развитием региона создание законодательно реализуемых условий для ведения любых экономических видов деятельности.
Некоторыми авторами под управлением социально-экономическим развитием понимают процесс разработки возможных вариантов с целью достижения положительного развития территории и минимизации отрицательных факторов.
На сегодняшний день существуют различные подходы к определению социально-экономического развития региона, а именно проектно-плановый, программно-целевой и проблемно-ориентированный.
Сущность проектно-планового подхода состоит в том, что вырабатывается проект желаемого результата с учетом возможных изменений внешней обстановки. Отметим, что с помощью указанного метода обеспечивается четкая постановка цели и стремление к ней. Однако существенным недостатков указанного метода является то, что он не приспособлен к быстроменяющейся обстановке, смена которой может быть вызван различными факторами. Такой подход к государственному управлению социально-экономическим развитием территории был характерен для СССР.
Показавшей свою неэффективность такой подход уступил место программно – целевому подходу государственного управлении в сфере социально-экономического развития территорий.
Программно-целевой подход предполагает разработку программы в определённой сфере социально-экономической жизни (здравоохранении, образовании, социальной сфере и т.д.) которая ориентирована на достижение положительных результатов в процессе прохождения нескольких этапов. Указанный метод государственного управления территорией позволяет вносить коррективы в случае динамики внешней и внутренней среды.
Однако, указанный метод также построен на основе прогнозных (предположительных) результатов, что не дает стопроцентной гарантии в их достижении.
При государственном управлении социально-экономическим развитием территории используется еще один из методов – проблемно-ориентированный.
Недостаток указанного метода заключается в том, что органы государственной власти при выработке стратегии социально-экономического развития региона концентрируются, прежде всего, на проблемах, не вырабатывая стратегии развитии региона исходя из существующих положительных тенденциях.
В настоящее время при осуществлении государственного управления в отношении социально-экономического развития территории целесообразно использовать прогнозно-адаптивный подход который основан на определении целевых показателей деятельности региона в будущем периоде по результатам прогнозирования развития рынка с использованием экономико-математических и имитационных моделей, базирующихся в свою очередь на системном подходе.
Отметим, что сущностью программно-адаптивного метода заключается в исследовании внутренних и внешних факторов которые окажут будущее влияние на результаты деятельности по управлению социально-экономического развития территории. Целью выявления указанных факторов является обеспечение возможности заранее продумать варианты избежание негативных ситуаций в области социально-экономического развития.
Важнейшим преимуществом программно-адаптивного управления социально-экономическим развитием региона является возможность создания нескольких моделей социально-экономического развития региона.
Однако наряду с вышеуказанными достоинствами программно-адаптивный подход обладает существенными недостатками, а именно высокая трудоемкость, высокая затратность; сложность проведении исследований.
Также при применении вычислительных технологий значительно снижается точность показателей в связи с невозможностью учета субъективных факторов влияния.
Несмотря на вышеперечисленные недостатки по опыту зарубежных стран указанный подход все-таки считается эффективным ввиду того что использует научно-эффективные подходы.
Настоящая курсовая работа
посвящена государственному управлению социально-экономическим развитием
Мурманской области. Проанализировав основы государственного управления
Мурманской области согласно вышеприведенным видам управления
социально-экономического развития можно отметить, что в Мурманской области, как
и по всей России, государственного управление социально-экономическим развитием
построено на использование программно-целевого метода управления.
Правительством
Мурманской области утвержден ряд государственных программ которые
сосредотачивают в себя определенный план развития сферы
социально-экономического управления, к примеру, такие государственные программы
как «Развитие образования», «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие
рыбного и сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия» и т.д.
[1] Меньщикова В. И. Управление социально-экономическим развитием региона: стратегический вектор // Вестник ТГу. 2010. Вып. 12. С. 399—408.