Механизмы социально-экономического развития региона должны отвечать принципам устойчивости развития как одной из целей национальной региональной политики.
Традиционно под устойчивостью понимают способность сохранять сове текущее состояние независимо от внешних неблагоприятных процессов.
Отметим, что управление социально-экономическим развитием региона представляет собой применение ряда административных и экономических методов, которые заключаются в создании благоприятных условий для деловой активности, поиска наиболее благоприятных форм взаимодействия региона и бизнеса.
Отметим, чтобы бизнес на территории мурманской области получил свое развитие необходимо как уже было сказано выше создавать соответствующие условия для развития деловой активности. К показателям развитости условий можно отнести развитию сеть транспорта, связи, доступность аренды офисных помещений.
Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство.
В числе традиционных активных действий можно привести деятельность по созданию и укреплению базовой инфраструктуры – дороги, связь, транспортная инфраструктура и т.д.
Относительно самостоятельным механизмом повышения социально-экономического состояния региона является развитие международных связей. Так чем интенсивнее международные связи тем больший экономический импульс получает регион. Содействие экономическим связам является самостоятельным механизмом регулирования социально-экономического состояния территории.
Касаемо деловой активности, то это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.
Отметим, что пользуется успехом такой механизм как кооперация администрации и бизнеса. В ряде случаев создается смешанная компания для обеспечения целесообразности сотрудничества администрации и частных организаций.
Отметим, что работа по развитию социально-экономического состояния региона должна производиться в сотрудничестве руководителей крупнейших предприятий и представителей власти. Однако на наш взгляд работа по обеспечению устойчивого социально-экономического развития региона должна быть направлена на преодоление таких негативных явлений как изменения в демографической ситуации — отрицательный естественный прирост, падение рождаемости; резкое ухудшение экологической обстановки региона; рост безработицы, падение производства в отраслях экономики и т.д.
При этом отметим, что указанные механизмы характерны как для социальной, так и для экономической сферы.
Отметим, что в экономическая политика органов государственной власти должна быть нацелена одновременна на три ее характеризующих черты.
Органы государственной власти при осуществлении управления должны быть механизмы, обеспечивающие структурную политику (масштабные изменения не должны оставлять старопромышленные и отсталые районы, тем самым, вести к безработице).
Государственное управление в области экономики должно быть направлено на промышленную и инвестиционную политику. Промышленная политика должна быть сведена к использованию механизмов в пользу слаборазвитых районов, повышения эффективности производства и внедрения новейших технологий и т.д.
Инвестиционная политика должна быть сведена к выработке грамотного перераспределения инвестиций, внедрению новых технологий в производство.
Отметим, что при анализе государственных программ Мурманской области среди механизмов государственного управления социально-экономической сферой региона можно назвать: инвестиционный кредит; стимулирующие таможенные пошлины и тарифы при реализации продукции энергосырьевого сектора экономики; реализация программ обучения инновационному предпринимательству; государственные гарантии кредитов на развитие приоритетных производств; реализация инновационных ваучеров; развитие институциональной инфраструктуры инноваций (технопарки, наукограды); стимулирующее налоговое обложение (налоговые каникулы для предприятий, реализующих наукоемкую продукцию); стимулирующие таможенные пошлины и тарифы при реализации наукоемкой продукции отдельных отраслей; повышение уровня доверия в обществе; развитие системы информационной поддержки интеллектуальной деятельности (центры поддержки технологий и инноваций); консультационная помощь при регистрации прав на результаты интеллектуальной деятельности, лицензировании; развитие регионального законодательства и т.д.
Так, к примеру, в государственной программе «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата», утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 557-ПП,[1] закреплены такие механизмы обеспечение устойчивого уровня социально-экономического развития региона как создание налоговых условий, способствующих социально-экономическому развитию Мурманской области; увеличение доли региональных налоговых льгот, направленных на поддержку и развитие экономики Мурманской области, в общем объеме предоставленных региональных налоговых льгот и т.д.
В государственной программе «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 568-ПП, установлены следующие механизмы с помощью которых должна быть достигнута цель государственной программы: модернизация инфраструктуры и ресурсное обеспечение организаций образования; обеспечение соответствия организаций образования санитарно-гигиеническим, противопожарным нормам и требованиям, требованиям безопасности развитие современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры системы образования и т.д.[2]
Так, к примеру, среди
механизмов, способствующих повышению эффективности оказания медицинской помощи
установленных государственной программой «Развитей здравоохранения,
утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 №
551-ПП,[3] можно назвать: создание
условий для повышения доступности медицинской помощи; усовершенствование
условий обеспечения населения необходимыми лекарственными препаратами; привитие
населению, особенно молодежи необходимости ведения здорового образа жизни и
т.д.
Отметим, что при анализе
механизмов развития социально-экономического положения Мурманской области
указанные механизмы разработаны применительно к конкретной сфере
социально-экономического развития (образование, здравоохранение,
предпринимательская сфера и т.д.).
[1] Постановление Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 557-ПП (ред. от 14.02.2019) «Об утверждении государственной программы Мурманской области «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата» // Электронный бюллетень «Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области» http://www.gov-murma№.ru, 09.10.2013.
[2] Постановление Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 568-ПП (ред. от 30.01.2019) «Об утверждении государственной программы Мурманской области «Развитие образования» // Электронный бюллетень «Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области» http://www.gov-murma№.ru, 11.10.2013.
[3] Постановление Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 551-ПП (ред. от 14.01.2019) «Об утверждении государственной программы Мурманской области «Развитие здравоохранения» // Электронный бюллетень «Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области» http://www.gov-murma№.ru, 09.10.2013.