Словарно-орфографическая работа в начальной школе

В программе русского языка в начальной школе предусмотрено, что изучение непроверяемых слов является обязательным. Данная работа носит название «словарно-орфографическая», в данную работу входит изучение семантики непроверяемых слов, изучение их правописания и введение данных слов в словари учащихся.

Данная исследовательская работа посвящена проблеме организации словарно-орфографической работы в начальной школе. М.Р. Львов в своем справочнике трактует данную проблему так: ««Словарно-орфографическая  работа – изучение  правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звукобуквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и прочее» [4, с. 215]

Коротко говоря, данное исследование будет рассматривать проблему изучения младшими школьниками правописание непроверяемых слов и их орфограммы.

Слова из учебной программы, изучаемые в начальной школе, называют словарными. Но существует мнение, что данная формулировка носит ошибочный характер. Так как сама орфограмма не названа, то учитель объясняет детям о необходимости запоминания данных слов, но не как не из названия «словарные слова». 

С точки зрения орфографии, состав слова, в котором есть непроверяемое написание, является неоднородным.

Орфография дает право разделять все слова на слова:

  • с двойными согласными (класс, пассажир);
  • с безударными гласными (ворона, молодость);
  • с непроизносимыми согласными (солнце);
  • со звонкими и  глухими согласными (вокзал);

Делая ссылку  на исследование Н.Ю. Зотовой, О.Н. Лёвушкина пишет, что «непроверяемые написания составляют 30-35% по отношению к проверяемым» [5, с. 32].

Очень часто можно встретить в школе такую ситуацию, что дети словарные слова заучивают наизусть, без получения должного объяснения и толкования слов. Учащимся предлагается заучивание словарных слов в порядке словаря, а именно, просто писать и запоминать слова, но надо учесть, что данная методика не эффективна.

Следовательно, при использовании малоэффективных методик, учащиеся даже в старших классах будут совершать ошибки в написаниях самых простых и часто используемых словарных слов.

Для получения большего эффекта, при изучении непроверяемых слов, следует использовать метод рационализации. Суть данной методики заключается в том, что во время изучения непроверяемых слов, у учащихся активно работает мыслительная деятельность и память, благодаря чему можно получить больше эффективности в изучении непроверяемых слов.

Таким образом, можно сказать, что для словарно-орфографической работы, на уроках русского языка следует использовать приемы для запоминания слов с непроверяемыми орфограммами, активизирующие мыслительную деятельность учащихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *