Приёмы запоминания правописания непроверяемых слов

Беспроверочные написания – один из самых трудных разделов методики обучения орфографии, правописание непроверяемых слов нужно запоминать, так в отношении таких слов нет никаких обобщений.

 Окулова Г.Е. в пособии  «Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе» пишет: «Поскольку трудные орфограммы в изучаемых словах (за редким исключением) не поддаются проверке, необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Этому учит психология: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ»  [22, с. 4].  Основным приемом для использования механического запоминания  написания слов является опора на комплекс анализаторов

В своей диссертации Лёвушкина О.Н. приводит высказывание Вахтерова В.П., который в 1901 году отметил эффективность такого подхода к организации словарно — орфографической работы. Звучало это следующим образом: «Если в моей памяти запечатлено произношение слова,… если я хорошо помню зрительный образ слова и его физиономию, так сказать; если моя рука привыкла его писать так, как надо; если я никогда не писал сам и не видал данного слова написанным неправильно, – то правописание слова в огромном большинстве случаев будет вполне обеспечено, если бы я даже совершенно не имел понятия о грамматике…» [18, с. 930]. Исходя из данного высказыванияможно сказать, что в начальных классах каждый учитель должен организовывать работу по русскому языку так, чтобы учащиеся в процессе обучения обучались анализировать, размышлять, сравнивать и самостоятельно дедлат выводы. А для того, что ученики могли работать на уроке им нужен богатый словарный запас и хорошо развитая связная речь.

Обязательное условие успешной работы – внимательность учащихся. Самым простыми  причинами невнимательности школьников являются усталость, неясность изложения, отсутствие интереса к предмету. Основные способы для возбуждения интереса  и внимания у учащихся – это ведение занятий с помощью различных приемов, для организации активности учащихся, работа с разными видами деятельности, чтобы перекулючать детей с одного на другой. В методических пособиях можно найти много разных видов упражнений, которые направлены на усвоение слов с непроверяемым написанием.

Очень многие учителя начальных классов упорно работают над непроверяемыми словами, но не смотря на упрорную работу не всегда получают положительные результаты от своего класса.

В чем же все-таки причина, которая влияет на усвоение написания непроверяемых слов?

  1. Работа со словами, которые включают в себя непроверяемые гласные. В школе очень часто данная работа сводится к контрольным по повторению,  где учащиеся должны выписать слова, в которых пропущены орфорграммы тлт упражнения, когда учащиеся записывают эти слова на слух. Такой вид контрольной работы приводит к большому количеству ошибок. Записывая слова непраивльно, дети их запоминают в таком виде, и повторяют данную ошибку в дуругих работах.
  2. Работа над ошибками. Данный вид деятельности носит механический характер и приводит к многократному выписыванию ошибочных написаний слов, ведь такой вид деятельности не носит в себе активную мыслительную деятельность учащихся.
  3. Очень часто словарно – орфографическая работа не бывает связана с грамматико-орфографическим материалом и проводится отдельно от него. Следовательно наручается логический ход урока, что приводит к непродуктивной затрате времени, которое отведенно для изучения данной темы.
  4. Словари, которые ведуться детьми в классе, не всегда себя оправдывают, так как учащиеся всего-лтшь один раз записывают слово в словарь, и не работают дальше с помощтью своего словаря и не обращаются к нему. [15, с. 25].

Для получения более успешных результатов на уроке, важно правильное планирование урока. Слова с непроверяемым написанием, которые предназначены для усвоения на определенный период, можно распределить по дням недели и организовать работу с данными словами на каждом уроке и их систематическое повторение.  На одном уроке не следует организовывать работу с большим количеством слов. Очень важную роль в работе по обогащению словарного запаса служит развитие интереса у детей, желание работать с незнакомыми словами и обогащать свой словарный запас.

Причиной невнимания детей на уроках, является отсутствие интереса к незнакомым словам, следовательно, это препятствует обогащению словарного запаса. Ведущим местом на уроке по изучению словарно-орфографических слов должна быть работа по развитию речи. Эффективный результат в работе зависит от профессионализма учителя. Заинтересованность у детей повышает использование на уроке новых технологий.  Кроме того, работа со словарем является одной из новых технологий на уроках русского языка. Очень важно формировать у учащихся умения пользоваться разными видами словарей, благодаря чему у учащихся повысится уровень культуры и речи. Если учитель может правильно преподнести словарно-орфографический материал, используя интересные упражнения в работе, он привлечет внимание учащихся к работе на начальном этапе, что поможет сократить все последующие упражнения. Повторное привлечение учащихся к слову убивает интерес и не дает большого эффекта в работе, так как теряется новизна в работе.

Следовательно, можно сделать вывод, что очень многое зависит от того, как организован первоначальный урок по знакомству со словами. В памяти должны сохранится все данные, которые были получены и переработаны, для того чтобы в любой момент можно было применить знания  на практике. Наиболее эффективным способом запоминания слов происходит во время активной деятельности по изучению материала. Важной задачей учителя заключается в том, чтобы создать у учащихся соответствующую установку, которая будет указывать на то, что и когда нужно запомнить, что нужно на время, а что вовсе не нужно запоминать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *