Этапы словарно-орфографической работы

Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка, состоит из следующих этапов:

  1. Введение нового словарного слова.

Выполняя  упражнение, учащиеся обращают внимание на непроверяемое слово или учитель наводит их к этому слову. Происходит первичное зрительное восприятие непроверяемого слова. Происходит запоминание написания данного слова.

  • Толкование слова.

На данном этапе учащимся необходимо выяснить лексическое значение слова, пояснение значений происходит на самостоятельно подобранных учащимися примерах. Так же на данном этапе возможен этимологический анализ слова, если значение и этимология знакома и доступна ученикам, кроме того это поможет найти проверочное слово, если это возможно с данным словом.

Например: послоговое проговаривание слова.

Опора на орфографическую память. Сначала учителем проговаривается слово, затем ученики проговаривают по слогам хором (2-3 раза). Слово записывается на доске и в тетрадях/словариках учащихся.

Толкование словарного слова, один из незаменимых видов деятельности учащихся. Данная работа может проводиться и дома и в классе.

  • Запись словарного слова.

После толкования, слово записывается учениками, выделяется орфограмма, устанавливается связь между произношением и написанием. Так же детям предлагается запомнить непроверяемую орфограмму.

  • Создание ассоциативного образа.

Чтобы непроверяемые слова лучше запоминались, детям предлагается найти ассоциацию к данному слову. Ассоциативный образ может быть  по цвету, по форме, по действию,  по количеству, по звучанию и так далее.

Нужно помнить, что ассоциация у каждого ученика может быть своя и нельзя навязывать свою точку зрения.

  • Подбор однокоренных слов.

Подбор однокоренных слов увеличивает количество усваиваемых слов, увеличивается воздействие словарно-орфографической работы. Можно подбирать однокоренные слова разных частей речи. Таким образом, можно обогатить словарный запас учащихся не одним словом, а целым «семейством» однокоренных слов.

  • Составление словосочетаний.

Новое слово необходимо ввести в речь. Выясняется значение слова и составляется словосочетание с использованием данного слова.

Словосочетания дети придумывают сами, выбирается наиболее удачное и записывается в тетрадях и на доске, подчеркивание орфограммы, которая не проверяется.

  • Подбор синонимов или антонимов.

Данный этап работы так же помогает обогатить словарный запас учащихся, использовать его в тексте, так же помогает данная работа во время выполнения творческих заданий.

  • Использование нового словарного слова в предложениях, во фразеологизмах.

Данную работу можно выполнить, используя ранее придуманные словосочетания. Кроме того, можно подобрать фразеологизмы с данным словом, объяснить значение слова, объяснить правильное написание и применение в письменной и устной речи данного слова.

Особую роль в работе с непроверяемыми словами играет использование словариков на уроке, куда дети записывают слова по мере их изучения, так же ведение собственного словаря, помогает лучше запоминать слова и обращаться к словарю, имея его всегда под рукой.

Оформление словарей требует контроля учителя, чтобы все слова были по алфавиту, что помогает легче найти нужное слово.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *