Этапы словарно-орфографической работы

Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка, состоит из следующих этапов:

  1. Введение нового словарного слова.

Выполняя  упражнение, учащиеся обращают внимание на непроверяемое слово или учитель наводит их к этому слову. Происходит первичное зрительное восприятие непроверяемого слова. Происходит запоминание написания данного слова.

  • Толкование слова.

На данном этапе учащимся необходимо выяснить лексическое значение слова, пояснение значений происходит на самостоятельно подобранных учащимися примерах. Так же на данном этапе возможен этимологический анализ слова, если значение и этимология знакома и доступна ученикам, кроме того это поможет найти проверочное слово, если это возможно с данным словом.

Например: послоговое проговаривание слова.

Опора на орфографическую память. Сначала учителем проговаривается слово, затем ученики проговаривают по слогам хором (2-3 раза). Слово записывается на доске и в тетрадях/словариках учащихся.

Толкование словарного слова, один из незаменимых видов деятельности учащихся. Данная работа может проводиться и дома и в классе.

  • Запись словарного слова.

После толкования, слово записывается учениками, выделяется орфограмма, устанавливается связь между произношением и написанием. Так же детям предлагается запомнить непроверяемую орфограмму.

  • Создание ассоциативного образа.

Чтобы непроверяемые слова лучше запоминались, детям предлагается найти ассоциацию к данному слову. Ассоциативный образ может быть  по цвету, по форме, по действию,  по количеству, по звучанию и так далее.

Нужно помнить, что ассоциация у каждого ученика может быть своя и нельзя навязывать свою точку зрения.

  • Подбор однокоренных слов.

Подбор однокоренных слов увеличивает количество усваиваемых слов, увеличивается воздействие словарно-орфографической работы. Можно подбирать однокоренные слова разных частей речи. Таким образом, можно обогатить словарный запас учащихся не одним словом, а целым «семейством» однокоренных слов.

  • Составление словосочетаний.

Новое слово необходимо ввести в речь. Выясняется значение слова и составляется словосочетание с использованием данного слова.

Словосочетания дети придумывают сами, выбирается наиболее удачное и записывается в тетрадях и на доске, подчеркивание орфограммы, которая не проверяется.

  • Подбор синонимов или антонимов.

Данный этап работы так же помогает обогатить словарный запас учащихся, использовать его в тексте, так же помогает данная работа во время выполнения творческих заданий.

  • Использование нового словарного слова в предложениях, во фразеологизмах.

Данную работу можно выполнить, используя ранее придуманные словосочетания. Кроме того, можно подобрать фразеологизмы с данным словом, объяснить значение слова, объяснить правильное написание и применение в письменной и устной речи данного слова.

Особую роль в работе с непроверяемыми словами играет использование словариков на уроке, куда дети записывают слова по мере их изучения, так же ведение собственного словаря, помогает лучше запоминать слова и обращаться к словарю, имея его всегда под рукой.

Оформление словарей требует контроля учителя, чтобы все слова были по алфавиту, что помогает легче найти нужное слово.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *