Сделки с автомототранспортными средствами и проблемы их совершения

Автомобиль уже давно не роскошь, а лишь средство передвижения. В наши дни, автомобиль является самым распространённым видом транспортного средства. С каждым днём количество автомобилей растёт, соответственно растет и число людей сталкивающихся с регистрацией транспортных средств. В связи с вступлением в силу 15 октября 2013 года приказа МВД России от 07.08.2013 года № 605 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» (далее Приказ №605) произошли некоторые изменения в порядке проведения регистрационных действий с автомототранспортными средствами и прицепами к ним.

Этим же Приказом №605 были внесены изменения в Правила, утвержденные приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее Правила), которые были направлены на совершенствование и оптимизацию процесса перерегистрации, совершения регистрационных действий собственникам и владельцам транспортных средств.

Внесенные изменения повлекли за собой ряд положительных последствий.

Во-первых, они позволили упростить процедуру совершения гражданско- правовых сделок с автомототранспортными средствам и последующих регистрационных действий как их неотъемлемой составляющей.

Упрощения допускают возможность заключения договора купли-продажи между собственником (продавцом) транспортного средства и покупателем в простой письменной форме, не обращаясь в регистрационные подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее ГИБДД). Так же поправки позволяют продавцу транспортного средства 42 избежать затрат на оплату государственной пошлины за выдачу регистрационных знаков «Транзит». Не маловажным положительным следствием внесенных изменений стала, и существенная экономия временных затрат как сотрудников регистрационных подразделений, так и собственников транспортных средств.

Во-вторых, внесенные изменения установили увеличенный срок для перерегистрации ранее присвоенных государственных номерных знаков на вновь приобретённый автомобиль в регистрационном подразделении ГИБДД на 180 суток, в соответствии с пунктом 42 Приложения №1 к приказу МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Вышеперечисленные положения позволили также решить еще одну проблему собственников и владельцев автотранспортных средств, связанную с совершением в отношении них противоправных действий, а именно хищением государственных регистрационных знаков и последующим вымогательством денежных средств за их возврат.

В настоящее время, количество подобных противоправных действий значительно снизилось, причиной тому является положения пункта Правил, позволяющие владельцам транспортных средств обращаться с заявлением для изготовления дубликатов государственных регистрационных знаков взамен утраченных, похищенных или пришедших в негодность. Изготовление дубликатов осуществляется индивидуальными предпринимателями или юридическим лицам, имеющими свидетельство об утверждении изготовленного образца специальной продукции соответствующего типа. Условием для реализации такого права является предоставление собственником (владельцем) транспортного средства соответствующего регистрационного документа, а именно свидетельства о регистрации транспортного средства, паспорт транспортного средства.

 Ранее же владельцам транспортных средств приходилось обращаться в подразделение полиции, с заявлением об утрете либо хищении 43 регистрационных знаков, после чего ждать вынесения процессуального решения по данному заявлению в установленный УПК РФ срок. После чего, получив копию процессуального решения, собственник (владелец) транспортного средства мог обращаться в регистрационные подразделения ГИБДД для замены регистрационных знаков взамен утраченных.

Следует отметить, что зачастую жертвами хищений государственных регистрационных знаков и противоправных действий вымогателей часто становились жители других регионов Российской Федерации, которые без государственных регистрационных знаков не имели возможности вернуться на своем автомобиле к месту жительства для того, чтобы осуществить процедуру получения новых государственных регистрационных знаков. Однако теперь в результате внесенных изменений стало возможным получить дубликат государственного регистрационного знака, в случае его утраты, не зависимо от места регистрации собственника транспортного средства.

Однако описанное выше решение обозначенной проблемы не учитывает одной важной детали. Похищенные государственные регистрационные знаки в таком случае могут быть использованы в противоправных целях. Таких, например, как управление транспортным средством с подложными регистрационными знаками, что на первый взгляд не представляет большой общественной опасности, или возможного использования похищенных регистрационных знаков в целях подготовки и совершения преступлений с использованием транспортного средства в качестве его орудия или средства.

 Поэтому, полагаем, что собственникам транспортных средств следует предпринимать определенные меры и защищать себя от негативных последствий использования похищенных регистрационных знаков. Полагаем, что одним из вариантов решения проблемы может быть, обращение в такой ситуации в регистрационное подразделение ГИБДД, для получения новых государственные регистрационных знаков, вследствие того, что сведения о похищенных знаках подлежат занесению в базу «Розыск», как того требует пункт 51 Правил.

 По личному опыту работы сотрудников регистрационных подразделений ГИБДД, ранее были довольно частыми случаи обращения граждан с просьбами о выдаче документа, подтверждающего факт снятия с учета транспортного средства для предоставления информации в налоговые органы. Причина тому в том, что именно на основании данных ГИБДД налоговые органы осуществляют расчет транспортного налога, плательщиками которого, в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

В настоящее время, согласно пункта 2 Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утвержденного совместным приказом МВД и ФНС России от 31.10.2008 № 948/ММ-3-6/561, сведения о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, в соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 4. и 5 ст. 362 части второй НК РФ в электронном виде регулярно предоставляет органам Федеральной налоговой службы России по Волгоградской области Региональный отдел информационного обеспечения (РОИО) ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области.

Кроме того, в настоящее время сотрудники регистрационных подразделений ГИБДД не могут предоставить заявителям какие-либо справки о перерегистрации автомототранспортного средства, поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006г. N 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В свою очередь, налоговые органы отмечают недоработку базы данных Федеральной Информационной Системы ГИБДД РФ (далее ФИС), сведения о проведенных регистрационных действиях к ним поступают не полностью. Отсутствие необходимого качественного уровня взаимодействия налоговых органов и ГИБДД приводит к проблемам с уплатой транспортного налога в таких, выше обозначенных случаях.

Решением возникающих в подобных ситуациях проблем может стать новый совместный приказ о взаимодействии ГИБДД МВД России и ФНС России, который бы установил точный регламент действий по взаимному обмену информацией, либо же внесение соответствующих изменений в действующий ныне совместный приказ МВД и ФНС России от 31.10.2008 № 948/ММ-3-6/56.

После вступления в силу изменений в Правила, отменяющих операцию снятия с учета транспортных средств при изменении собственника, были выявлены многочисленные обращения продавцов транспортных средств, столкнувшихся с проблемой несвоевременной постановки на учет автомобилей новыми собственниками.

В случаях нарушения новым владельцем Правил дорожного движения, постановления о привлечении к административной ответственности по делам об административных правонарушениях выносятся в отношении предыдущего собственника транспортного средства, т.к. транспортное средство согласно электронной базе данных ФИС ГИБДД МВД РФ зарегистрировано на последнего.

 В соответствии со статьей 2.6.1. КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

В результате, продавец автомобиля вынужден предпринимать дополнительные действия, чтобы доказать отсутствие своей вины в совершении административного правонарушения. Согласно п. 2 ст. 2.6.1. КоАП РФ собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Статистикой подтверждается, что все чаще с подобными жалобами на привлечение к административной ответственности в регистрационные подразделения обращаются граждане, у которых отсутствует договор купли- продажи автомобиля. В таком случае доказать свою непричастность к совершению административного правонарушения практически невозможно.

Таким образом, пункт Правил об отмене обязанности снятия транспортного средства с учета, который призван облегчить процесс совершения гражданско-правовых сделок и совершения регистрационных действий, «недобросовестные» покупатели транспортных средств получили возможность использовать в противоправных целях, таких как уклонение от уплаты транспортного налога и уклонение от административной ответственности и наказания за совершение административных правонарушений, зафиксированных в автоматическом режиме.

С другой стороны, недобросовестными становятся и некоторые продавцы автомототранспортных средств, заведомо знающие о наличии у них задолженностей по уплате транспортного налога в бюджет, а также штрафов совершение административных правонарушений, по которым налоговыми органами и органами федеральной службы судебных приставов проводится процедура взыскания в принудительном порядке и информация о которых передана в ГИБДД для установления ограничения по проведению регистрационных действий с транспортными средствами.

В таких случаях лицо, приобретшее транспортное средство (так называемый новый собственник), обратившись в регистрационное подразделение для получения государственной услуги по изменению собственника автомобиля на свое имя, получает официальный отказ в перерегистрации на основании пункта 3 Правил.

Некоторые покупатели по прошествии времени, по различным причинам не имеют возможности найти продавца купленного автомобиля. И для того, чтобы перерегистрировать автомобиль на свое имя покупатели вынуждены погасить все задолженности предыдущего собственника автомобиля, чтобы снять обременения на производство регистрационных действий. В некоторых случаях размер такой задолженности может быть весьма значительным и даже превышать стоимость самого автомобиля.

В качестве решения данного вопроса предлагаем собственникам транспортных средств в течение 10 дней с момента продажи автомобиля обращаться в регистрационное подразделение ГИБДД для получения информации о перерегистрации автотранспортного средства на нового собственника или же отсутствие ее. В случае отсутствия такой перерегистрации производить прекращение регистрации. Причем при проведении данной операции в таких случаях, сотрудниками ГИБДД сведения о свидетельстве о регистрации, государственных регистрационных знаках и паспорте транспортного средства должны направляться в базу «Розыск».

Данная мера должна принести положительные результаты, например, стимулировать граждан к своевременной перерегистрации транспортных средств, исключить факты уклонения от уплаты транспортного налога и штрафов за совершенные новыми собственниками транспортных средств административные правонарушения, зафиксированные в автоматическом режиме.

Также полагаем, что в качестве обязательного элемента договора купли- продажи транспортного средства в простой письменной форме необходимо наличие не только даты, но и времени его заключения. Это позволить исключить спорные ситуации в случаях необходимости привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД, произошедшего в день продажи автомобиля.

Еще одним способом решения проблемы может стать внесение изменений в Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». К сожалению, в настоящее время этот закон говорит лишь только о регистрации транспортных средств, но не о регистрации прав на транспортные средства, поэтому полагаем целесообразным внесение в него изменений, предусматривающих государственную регистрацию прав на транспортные средства и сделок с ними. Регистрацию прав на транспортные средства на наш взгляд следует производить по аналогии с государственной регистрацией прав на воздушные суда и сделок с ними[1].

В таком случае при продаже автотранспортного средства предыдущий собственник вместе с новым собственником должны будут прибывать в регистрационные подразделения ГИБДД для проверки автомототранспортного средства по базам ФИС ГИБДД на предмет наличия каких-либо запретов и ограничений. В случае отсутствия препятствий для совершения регистрационных действий в предлагаемом порядке, соответствующие изменения в ФИС об изменении собственника автомототранспортного средства вносились бы своевременно.


[1] Белов В.А. Автомобиль как объект права собственности гражданина // Законодательство. 1998. № 11, 12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *