Основания возникновения вещных и обязательственных прав и прав управления авто-мото-транспортными средствами

Право собственности является наиболее широким по содержанию вещным правом, позволяет своему обладателю-собственнику и лишь ему определять содержание и направления использования, принадлежащего ему имущества, осуществлять над ним полное «хозяйственное господство». В п. 1 ст. 209 ГК РФ правомочия собственника раскрыты посредством привычной для русского гражданского права «триады» правомочий: владение, пользование и распоряжение, включающих все возможности собственника. Правомочие владения подразумевает основанную на законе (юридически обеспеченную) возможность иметь данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.). Правомочие пользования — это основанная на законе возможность эксплуатировать, с хозяйственной или иной целью использовать имущество через извлечение из него полезных свойств, его потребление. Оно вплотную касается правомочия владения, поскольку в соответствии с общим правилом можно использовать имущество, лишь фактически владея им[1].

Под правомочием распоряжения подразумевается аналогичная возможность определять юридическую судьбу имущества через изменение его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т.п.). Собственник одновременно обладает всеми тремя названными правомочиями. Вместе с тем в отдельности, а порой и все вместе они могут иметься и не у собственника, а иного законного (титульного, т.е. опирающегося на определенное юридическое основание — титул) владельца имущества, к примеру, арендатора.

Последний не только может владеть и пользоваться имуществом собственника-арендодателя в соответствии с договором, но также имеет право при его согласии, сдавать имущество в поднаем (субаренду) другому лицу, вносить в имущество улучшения, соответственно, в определенных рамках распоряжаться им. Таким образом, отдельно «триада» правомочий является недостаточной для характеристики прав собственника.

 Правомочия собственника исключают, аннулируют всех иных лиц от всякого воздействия на имущество, которое ему принадлежит, если на то отсутствует его воля. В противоположность этому правомочия иного законного владельца не только не исключают прав на это же имущество самого собственника, но и образуются, как правило, по воле последнего и в установленных им границах. Кроме этого, характеристика правомочий собственника в качестве «триады» возможностей присуща только нашему национальному правопорядку.

Впервые на законодательном уровне её закрепили в ст. 420 (т. Х, ч. 1) Свода законов Российской империи. Далее её традиционно перенесли и в гражданские кодексы 1922г. и 1964г. Зарубежное законодательство имеет другие характеристики данного права. В частности, в соответствии с 903 Германским гражданским уложением, собственник может распоряжаться вещью на свое усмотрение; согласно ст. 544 Французского гражданского кодекса собственник использует и распоряжается вещами самым абсолютным образом; англо-американское право, не знающее, учитывая его прецедентный характер, легального (законодательного) определения права собственности, насчитывает от 10 до 12 разных правомочий собственника, при этом их могут в разнообразных сочетаниях в одно и  то же время иметь разные лица, и т.п. Соответственно, суть состоит не в количестве и не в названии правомочий, а в степени действительной юридической власти, которую предоставляет и гарантирует собственнику действующий правопорядок. С такой позиции главным в характеристике правомочия собственника в российском гражданском праве, является возможность их осуществления на свое усмотрение (п. 2 ст. 209 ГК РФ), т.е. по своему желанию решать, что делать с имеющимся имуществом на основании исключительно собственных интересов. 2. Автомобиль с гражданско-правовой точки зрения В ст. 130 ГК РФ вещи делятся на движимые и недвижимые. В п. 2 ст. 130 установлено, что движимые вещи или движимое имущество – какие-либо вещи, которые не относятся к недвижимости. А недвижимость исчерпывающе перечисляется в п. 1 данной статьи. В число недвижимых вещей (недвижимого имущества или недвижимости) включают: земельные участки; участки недр; отдельные водные объекты; все, что тесно связано с землей (объекты, которые нельзя перемещать без несоразмерного вреда их назначению, включая леса, многолетние насаждения, здания, сооружения); воздушные и морские суда, которые подлежат государственной регистрации; суда внутреннего плавания; космические объекты; прочее имущество, которое закон относит к недвижимым вещам. 1 Так как автомобили в данном списке отсутствуют, можно прийти к выводу, что гражданским законодательством автомобиль относится к движимому имуществу (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Практическое значение деления вещей на движимые и недвижимые дается в п. 2 ст. 130: регистрации прав на движимые вещи не требуется, за исключением случаев, установленных законом. Таким образом, отличие недвижимости от движимости заключается в том, что субъективные гражданские права на недвижимость в соответствии с общим правилом необходимо регистрировать, иначе такие права попросту не могут возникнуть, если другое прямо не устанавливает закон (п. 2 ст. 8 ГК). Касательно движимости существует противоположная презумпция — никакая регистрация не нужна, если иное прямо не устанавливает закон. Следует отметить, что такой закон (именно федеральный закон, иной акт является недостаточным), в котором предусматривалась бы обязательная регистрация субъективных гражданских прав на автомобиль, на сегодняшний день отсутствует. Но проблема регистрации будет рассмотрена нами позже. Согласно ГК вещи представляют собой разновидность имущества, а само имущество — основной объект гражданских прав (правоотношений). Такое заключение можно сделать, сопоставив ст. 2 (в части предмета регулирования Кодекса) и 128 ГК РФ. Выделение в отдельную законодательную категорию понятия об объектах гражданских прав обладает исключительно практическим смыслом, раскрытым в ст. 129 ГК РФ («Оборото-способность объектов гражданских прав»). В соответствии с п. 1 вышеуказанной статьи, всем объектам гражданских прав свойственна оборото-способность, иными словами, они беспрепятственно отчуждаются или переходят от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) или другим способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Объекты, изъятые из оборота, являются объектами гражданских прав, чье нахождение в обороте (т.е. отчуждение или переход в соответствии с иными основаниями) не допустимо. Подобные объекты прямо указываются в законе.

Объектами, ограниченными в обороте (или ограниченно оборото-способными объектами) выступают объекты гражданских прав, принадлежащие конкретным участникам оборота или, если нахождение их в обороте допускает специальное разрешение.

Определение перечня подобных объектов осуществляется в порядке, устанавливаемом законом (п. 2 ст. 129 ГК РФ). Закон, устанавливающий перечень объектов, которые изъяты из оборота, на сегодняшний день отсутствует, как и установленный законом порядок определения объектов, ограниченных в обороте.

В качестве объектов каких субъективных гражданских прав могут выступать вещи в целом? В первую очередь, разумеется, в качестве объектов вещных и обязательственных прав.

Основное из вещных прав — возможность обладать вещами на праве собственности — непосредственно указано в п. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ: собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом[2].

У собственника есть право на свое усмотрение осуществлять по отношению к принадлежащему ему имуществу какие-либо действия, которые не идут вразрез с законом и другими правовыми актами и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, включая отчуждение своего имущества в собственность другим лицам, передача им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, передача имущества в залог и обременение его иными способами, распоряжение им другим образом. Вышеуказанное правомочие распоряжения говорит о том, что собственником может определяться юридическая судьба имущества, к примеру, хозяин имеет право делать его предметом обязательства или обременения, т.е. предметом обязательственных или ограниченных вещных прав. Кто может выступать в качестве собственника? Это указано в ряде статей ГК. К примеру, в п. 2 ст. 212 определено, что имущество может являться собственностью граждан и юридических лиц, а также РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Наряду с этим, устанавливать особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в соответствии с тем, является ли имущество собственностью гражданина или юридического лица, собственностью РФ, субъекта РФ или муниципального образования, может лишь закон (п. 3 ст. 212). Такой детальный анализ ст. 128-130, 209 и 212 ГК, казалось бы, не имеющих отношения к автомобилям, позволяет нам сделать очень важный с практической точки зрения вывод.

Автомобиль является, с позиции гражданского права, такой же движимой вещью (материальным предметом, созданным человеком, и ценным, учитывая его естественные свойства), подобно любой иной, как правило, не вызывающей такого массового почитания и преклонения, такой, как стол, ложка, пальто, наручные часы и т.п.

Автомобили могут быть на праве собственности у любого правоспособного гражданина, включая несовершеннолетнего и недееспособного, их можно завещать, подарить, продать, купить, обменять, внести в уставный или складочный капитал юридического лица, сдать и взять в аренду или ссуду, заложить, сдать и принять на хранение, они могут выступать в качестве предмета фидуциарного или комиссионного поручения, предмета доверительного управления, объекта страхования и т.п. На автомобили, которые принадлежат лицу на праве собственности, может обращаться взыскание, они могут выступать как предметы реквизиции и конфискации, разумеется, проводимой в порядке, определенном в законе.

Необходимо рассеять одно расхожее заблуждение[3].

Гражданские права на автомобиль никоим образом не имеют отношение к наличию у лица права на управление автомобилем (права автовождения). У гражданина может не быть навыков автовождения или водительских прав, но, в то же время, он может иметь в собственности, залоге или на всяком другом праве какое-либо число автомашин какой-либо стоимости и в каком-либо состоянии. Помимо этого, гражданин может находиться в состоянии, когда он в принципе не может иметь право автовождения (несовершеннолетие, недееспособность), впрочем, это не препятствует ему являться собственником автомобилей. И напротив — водительские права, имеющиеся у гражданина, абсолютно не обязывают гражданина покупать автомобиль, он может использовать свои права для езды на чужом автомобиле.

В целом никакие нарушения водителем ПДД, включая и служащие основанием для лишения права автовождения (неправильная парковка, проезд на «красный свет», превышение скорости, неподчинение требованию инспектора ГАИ, игнорирование указания дорожного знака и т.п.), не могут являться основанием для изменения, ограничения и более того — прекращения субъективных гражданских прав на автомобиль. То же касается и всех иных административных правонарушений, связанных с автомобилями, к примеру, неуплаты или недоплаты налоговых или таможенных платежей. Гражданин (в случае наличия необходимых оснований) может быть лишен права автовождения (субъективного административного права) через изъятие водительских прав. Но не может быть запрещена езда на определенном автомобиле лицу с водительскими правами соответствующей категории, запрещена продажа данного автомобиля или иное распоряжение им, нельзя против воли собственника отогнать его на «штрафную стоянку», создавать препятствия в пользовании (к примеру, через установку блокиратора колес), подвергать автомобиль так называемому задержанию или изъятию. Изъятие автомобиля или ограничение собственника в пользовании и (или) распоряжении автомобилем будут в таком случае противозаконными.

 В ст. 301 ГК указывается, что собственник может истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (т.е. ликвидировать нарушения его правомочия владения), а в ст. 304 ГК — требовать ликвидации нарушений других правомочий, даже не относящихся к лишению владения. 1 3. Автомобиль с точки зрения публичного права В первую очередь хотелось бы рассмотреть состав «автомобильного» административного законодательства, его содержание, проанализировать причины его существования и роль, которая отводится этой отрасли законодательства.

 Основа российского «автомобильного» законодательства — Федеральный закон от 10. 12. 1995г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Вопросы касательно прав и обязанностей лиц, принимающих участие в гражданских правоотношениях в отношении автомобилей и их частей, непосредственно рассматриваются в ст. 15-20, 24-29. Чтобы понять суть данного Закона (и «автомобильного» законодательства вообще), важно также рассмотреть ч. 2 ст. 1 Закона, определяющую, что задачи настоящего Федерального закона заключаются в: охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов, а также защите интересов общества и государства через предупреждение ДТП, снижение тяжести их последствий». Таким образом, определяется цель и природа публичного «автомобильного» законодательства.

В сущности, даже в гражданском праве, в его подотрасли — деликтном праве, автомобиль квалифицируют в качестве источника повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 ГК). За нанесение вреда деятельностью, которая связана с эксплуатацией источника повышенной опасности, предусматриваются особые (значительно более обременительные) условия наступления гражданско-правовой ответственности за такой вред.

Абсолютно естественной по этой причине выступает охрана государством не только публичного порядка, но также прав и интересов частных лиц, которые могут нарушаться из-за неверного, неквалифицированного или преступного использования источников повышенной опасности третьими лицами.

Собственно, в предотвращении и предупреждении нарушений субъективных гражданских прав и охраняемых законом имущественных и личных интересов граждан, а также имущественных прав и интересов государства и организаций заключается цель публичного «автомобильного» законодательства.

К причинам дорожно-транспортных происшествий (ДТП) можно отнести не только действия лица, управлявшего автомобилем, но и действия (бездействие) собственника автомобиля (не осуществлявшего надлежащего содержания автомобиля, выпустившего неисправный автомобиль на линию и т.п.); действия (бездействие) лиц, выполнявших техобслуживание автомобиля (установка бракованных или несертифицированных запасных частей, некачественный ремонт и т.п.). По этой причине в «автомобильном» законодательстве предусмотрено множество административно-правовых обязанностей, которые будут нести и собственники автомобилей, и лица, которые управляют ими и обслуживают автомобили.

Соответственно, необходимо признать нормы «автомобильного» законодательства, которые возлагают на определенных законом лиц обязанности, посредством исполнения которых будет обеспечена охрана частных прав и законных гражданско-правовых интересов государства и частных лиц, иначе говоря, нормы, определяющие юридический груз содержания автомобиля в качестве источника повышенной опасности для окружающих, по общему правилу обязательными и обоснованными. Осуществлять оценку отдельных подобных норм можно лишь согласно конкретным способам их прочтения и применения. Увы, наблюдаются попытки приспособить «автомобильное» законодательство в России для достижения многих других, отличающихся от указанных в Законе целей.

Институты и конструкции, которые существуют в данном законодательстве, применяются государством для охраны собственных интересов, интересов отдельных чиновников, их групп и структур, а также с целью облегчения исполнения многих личных публично-правовых обязанностей. И интересы, которые отстаиваются с помощью норм «автомобильного» законодательства, совсем не всегда законны.

Такие нормы должны изменяться или просто следует безжалостно с ними прощаться, а прежде, пока законодательный механизм сработает, вести решительную борьбу с порочной практикой применения данных норм. Могут быть отмечены основные направления такого «нецелевого» использования норм «автомобильного» законодательства. В первую очередь, автомобиль — довольно емкий (в сравнении с финансовыми возможностями людей) объект вложения денежных средств.

Наряду с этим, такая капиталоемкость не больше, чем те преимущества, которые дает автомобиль, т.е. не настолько значительна, чтобы стать преградой для более широкого распространения автомобилей среди граждан.

Соединение данных обстоятельств превращает автомобиль и все, что его касается, в благоприятный объект для налогообложения.

Основные налоги, взимаемые с владельцев автомобилей, определяет Закон РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» (далее Закон), это:

а) на реализацию горюче-смазочных материалов,

б) на пользователей автомобильных дорог,

в) с владельцев транспортных средств,

 г) на приобретение автотранспортных средств.

Два первых и последний налог взимается лишь с организаций, второй и последний — еще с граждан-предпринимателей, а третий — и с организаций, и с граждан-предпринимателей и простых граждан. Уплата налога с владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона) осуществляется ежегодно.

Ставки данного налога, которые устанавливает Закон, могут изменять законы субъектов РФ.

Ставка такого налога на легковые автомобили, мощность двигателя которых до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно равняется 50 коп. в год, более 100 л.с. — 1 руб. 30 коп. в год.

Принимая во внимание тот факт, что рядовыми гражданами-автомобилистами не уплачивается налог на пользователей автодорог, полагаем, что взимание ежегодного налога за право иметь транспортное средство и пользоваться им (ездить на нем по дорогам общего пользования) справедливо.

Представляется, что должна быть отменена норма п. 3 ст. 6 Закона, устанавливающая, что регистрацию, перерегистрацию или технический осмотр транспортных средств… не производят без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога. 4. Нормы о регистрации (учете) автомобилей В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12. 08. 1994г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и с целью приведения Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД согласно нормам действующего законодательства имеют место Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД (с изменениями от 30. 06. 1997г., 29. 07. 1997г., 07. 07. 1998г.). Настоящими Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним устанавливается единый на всей территории РФ порядок государственной регистрации в ГИБДД автомототранспортных средств, которые имеют рабочий объем двигателя более 50 куб. см и максимальную конструктивную скорость более 50 км/час и прицепов к ним, которые предназначены для передвижения по автодорогам общего пользования и принадлежат организациям (включая предприятия, учреждения) вне зависимости от организационно-правовых форм, гражданам РФ, юридическим лицам и гражданам иностранных государств, лицам, не имеющим гражданства, в т.ч. транспортные средства, которые зарегистрированы в других государствах и ввезены в РФ на период более 6 месяцев. В Государственной инспекции не регистрируют транспортные средства, изготавливаемые из составных частей, предметов оборудования, запасных частей, принадлежностей, не прошедших сертификацию на соответствие существующим в РФ правилам, нормативам и стандартам в порядке, устанавливаемом в законодательстве.

Собственникам транспортных средств либо лицам, от имени собственников пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами согласно доверенности, необходимо осуществить их регистрацию или изменить регистрационные данные на протяжении срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или на протяжении 5 суток после приобретения, таможенного оформления, замены номерных агрегатов или появления прочих обстоятельств, ставших причиной изменения регистрационных данных. Также необходимо произвести снятие их с учета по месту регистрации перед прекращением права собственности или при изменении места регистрации.

Регистрационные данные изменяются в случае изменения какой-либо информации, указанной в выданных подразделениями Государственной инспекции, где совершались регистрационные действия, регистрационных документах, или если возникла необходимость внести в вышеуказанные документы дополнительную информацию согласно настоящим Правилам. В число регистрационных документов входит свидетельство о регистрации транспортного средства или технический паспорт транспортного средства, если они не заменены в порядке, устанавливаемом приказом МВД России от 21. 07. 1993г. N 346 (зарегистрирован в Минюсте РФ 22. 07. 1993г. N 310). Регистрация транспортных средств осуществляется лишь за юридическими или физическими лицами, которые указываются в паспорте транспортного средства, который предусмотрен Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержден приказом МВД РФ, ГТК РФ и Госстандарта РФ от 30. 06 1997г. N 399/388/195 и настоящими Правилами, а также в справке-счете, которую выдает организация — изготовитель транспортных средств, организация, осуществляющая торговую деятельность, гражданин, зарегистрированный как частный предприниматель, имеющий лицензии на право торговли транспортными средствами, или другим документом, удостоверяющим право собственности на транспортное средство[4].

 Осуществление регистрации транспортных средств, которые сняты с учета по причине изменения их места регистрации (без прекращения права собственности), а также возобновления регистрации снятых с учета транспортных средств по причине изменения волеизъявления собственников, происходит, основываясь на паспорта транспортных средств.

Организациями — изготовителями транспортных средств, торговыми организациями или предпринимателями, реализующими транспортные средства в соответствии с лицензией, транспортные средства, которые предназначаются для продажи, не регистрируются.

В обязанности сотрудников регистрационных подразделений входит оказание содействия в реализации прав и защите законных интересов собственников транспортных средств или лиц, которые от имени собственников пользуются и (или) распоряжаются транспортными средствами в соответствии с доверенностью, по их требованию предоставление возможности изучать документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и законные интересы вышеуказанных лиц, а также предоставление иной информации, послужившей основанием для утверждения решений об осуществлении регистрационных действий или об отказе в их осуществлении.

Сотрудники регистрационных подразделений не имеют права разглашать информацию, которая стала им известна вследствие совершения регистрационных действий, исключение составляют случаи, предусмотренные в законодательстве.

В представляемых для осуществления регистрационных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерных агрегатах, должны содержаться: дата и место их составления, сущность и условия сделки (решения государственного органа), включая стоимость транспортного средства, адреса, реквизиты и подписи сторон (если это юридические лица — подписи, заверенные печатью), информация о транспортном средстве (марка, модель, модификация (тип), год выпуска, идентификационный номер транспортного средства (VIN), если он присвоила организация-изготовитель, цвет, порядковый производственный номер шасси (рамы), кузова (коляски, прицепа), двигателя, серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и наименование организаций, которыми они выданы. Не совершаются регистрационные действия с документами, исполненными карандашом или имеющими подчистки, приписки, зачеркнутые слова, а также неоговоренные исправления. Необходимо, чтобы текст вышеуказанных документов был написан разборчиво и четко.

Фамилия, имя и отчество гражданина должны указываться полностью, также указывается место жительства, а наименования (фирменные наименования) юридических лиц – не иметь сокращений, и точно указан юридический адрес. Подлинники представляемых для осуществления регистрационных действий документов, кроме случаев, установленных в законодательстве, а также регистрационных и других, выдаваемых регистрационными подразделениями, документов не могут быть заменены копиями (включая фотокопии и светокопии). Принятие договоров и иных документов, удостоверяющих установление, изменение и прекращение права собственности на транспортные средства, для регистрационных действий осуществляется при представлении паспортов транспортных средств, которые выданы и оформлены в утвержденном порядке.

 Транспортные средства, номерные агрегаты за физическими или юридическими лицами регистрируются на основании справок-счетов, которые выдают организации-изготовители транспортных средств, торговые организации, предприниматели, или других документов, которые удостоверяют право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты и подтверждают возможность ввода транспортных средств в эксплуатацию на территории России. Согласно п. 1 ст. 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами, а также сделки граждан между собой на сумму, превышающую не меньше чем в 10 раз определенный в законе минимальный размер оплаты труда, а в случаях, установленных в законе, — вне зависимости от суммы сделки, совершаются в простом письменном виде, исключение составляют сделки, требующие нотариального удостоверения.

 Транспортные средства, номерные агрегаты за физическими или юридическими лицами, приобретшими право собственности на снятые с учета в Государственной инспекции транспортные средства, номерные агрегаты в соответствии с договором, заключенным в простом письменном виде, подписанным сторонами сделки, а также заверенным печатью, если один из участников сделки — юридическое лицо, регистрируются после представления договора, заявления (приложения 1, 2) и паспорта транспортного средства или документа на номерной агрегат. Согласно п. 1 ст. 159 ГК РФ сделка, для которой закон или соглашение сторон не устанавливают письменную (простую или нотариальную) форму, может совершаться в устной форме.

Транспортные средства, номерные агрегаты за физическими лицами, приобретшими право собственности на снятые с учета в Государственной инспекции транспортные средства, номерные агрегаты в соответствии с договором, заключенным устно, регистрируются после представления заявления и паспорта транспортного средства или документа на номерной агрегат.

Ведение регистрационного делопроизводства, оформление регистрационных документов, и прочих документов, которые выдают регистрационные подразделения, осуществляется на русском языке.

Разрешается заполнять указанные документы на других языках народов РФ в порядке, утвержденном законами республик — субъектов РФ.

Производится дублирование реквизитов свидетельства о регистрации транспортного средства буквами латинского алфавита согласно требованиям Конвенции о дорожном движении, утвержденной на Конференции ООН по дорожному движению в г. Вене 08. 11. 1968г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29. 04. 1974г.

Необходимо перевести на русский язык документы, которые удостоверяют право собственности на транспортные средства, и другие документы, представляемые для осуществления регистрационных действий, составленные на другом языке, также должны иметь место удостоверительные надписи нотариуса о правильности перевода с одного языка на другой, либо другого должностного лица, обладающего правом на совершение таких нотариальных действий. Для осуществления регистрационных действий принимают документы, которые составлены за пределами РФ при участии должностных лиц компетентных органов других государств или исходят от вышеуказанных органов, если они легализированы консульскими органами МИД РФ или официальными органами других государств через проставление на документах апостиля в порядке, утвержденном Гаагской Конвенцией, отменившей требования легализации иностранных официальных документов, вступившей в действие на территории России 31. 05. 1992г. согласно постановлению Верховного Совета СССР от 17. 04. 1991г. N 2119-1, или необходимо скрепить данные документы гербовой печатью согласно требованиям Конвенции о правовом содействии и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, утвержденной в г. Минске 22. 01. 1993г. государствами-членами СНГ, и ратифицированной Федеральным законом РФ 04. 08. 1994г. N 16-ФЗ, если иное не предусматривают другие международные договора РФ. Право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, которые ввезены на территорию России, удостоверяют документы, выдаваемые таможенными органами РФ во время таможенного оформления транспортных средств, номерных агрегатов в порядке, утвержденном Таможенным кодексом РФ, исключение составляет ввоз транспортных средств, номерных агрегатов из стран СНГ, являющихся с РФ членами Таможенного Союза в порядке, установленном в законе и иных правовых актах. Соответственно п. 3 ст. 6 Закона РСФСР от 18. 10. 1991г. N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» не осуществляется регистрация за физическими и юридическими лицами легковых и грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов и мотороллеров если не предъявлена квитанция или платежное поручение об уплате налога с собственников этих транспортных средств. Согласно п. 3 ст. 7 вышеуказанного закона не осуществляется регистрация за юридическими лицами и частными предпринимателями легковых и грузовых автомобилей, автобусов, пикапов, легковых фургонов, специальных автомобилей, прицепов и полуприцепов, которые приобретены посредством купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставной капитал, если не предъявлена квитанция или платежное поручение об уплате налога на приобретение этих транспортных средств. Соответственно постановлению Правительства РФ от 08. 04. 1992г. N 228 «О некоторых вопросах, связанных с эксплуатацией автомототранспорта в Российской Федерации» сотрудники регистрационных подразделений осуществляют контроль представления собственниками транспортных средств квитанций или платежных поручений об уплате регистрационных сборов за осуществление регистрационных действий, выдачу регистрационных документов, регистрационных знаков и иной специальной продукции, обязательной для допуска автомототранспорта к участию в дорожном движении.

Не представляются квитанции или платежные поручения в случае, когда собственники транспортных средств освобождены от уплаты вышеуказанных налогов, сборов в порядке, определенном в законодательстве.

Сотрудниками регистрационных подразделений во время совершения регистрационных действий устанавливается личность собственников транспортных средств или их представителей в соответствии с паспортом или заменяющим его документом, выданным в утвержденном порядке. В случае обращения представителя собственника осуществлять данные действия происходит проверка его полномочий на представление интересов собственника согласно документам, составленным в соответствии с законодательством. Если собственник транспортного средства является лицом, признанным судом недееспособным или ограниченным в дееспособности, согласно ст. 31 — 33 ГК РФ, такое лицо представляет опекун или попечитель соответственно. Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ полномочия представителя юридического лица подтверждает доверенность от имени юридического лица, заверенная подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати данной организации.

Личность граждан, возраст которых от 14 до 16 лет устанавливается в присутствии родителей (усыновителей), опекунов (попечителей) или представителей органов опеки и попечительства при предъявлении свидетельства о рождении несовершеннолетнего лица.

Если собственники транспортных средств — лица, возрастом до 14-ти лет, регистрационные действия совершают от их имени лишь родители, усыновители или опекуны. Если же собственники – лица, возрастом от 14 до 18 лет, регистрационные действия совершают эти лица с письменного разрешения своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя. Во время совершения регистрационных действий осматриваются представленные транспортные средства на предмет их соответствия документам, удостоверяющим право собственности, регистрационным документам и (или) паспортам транспортных средств, а также возможности допуска к участию в дорожном движении. Отказывают в приеме к производству регистрационных действий транспортным средствам, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не отвечают требованиям действующих в РФ правил, нормативов и стандартов в части безопасности дорожного движения или представленным документам, а также транспортным средствам, предназначенным для оперативных и специальных целей и не соответствующим требованиям стандартов. Не принимают к регистрации транспортные средства, которые прежде зарегистрированы в подразделениях Государственной инспекции и не сняты с учета по месту регистрации. В случае обнаружения признаков фальсификации представляемых документов, государственных регистрационных знаков, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, несоответствия номеров агрегатов представляемым документам или регистрационным данным, а также наличия информации о том, что транспортные средства, номерные агрегаты находятся в розыске или представленные документы числятся утраченными (похищенными), данные документы, регистрационные знаки задерживаются, в ОВД направляются соответствующие сведения для принятия решения в порядке, устанавливаемом в законодательстве.

Наложенные ограничения на осуществление регистрационных действий снимают, если будет представлено мотивированное постановление органа внутренних дел об отказе в возбуждении (прекращении) уголовного дела. Если выносится постановление о возбуждении уголовного дела, регистрационные действия откладываются до окончания производства по делу в порядке, устанавливаемом в законодательстве.

Транспортные средства задерживаются в порядке, определенном в законодательстве. Регистрационные и другие документы, которые выдаются регистрационным подразделением, удостоверяют подписью должностного лица и печатью данного подразделения. Факт получения документов, а также регистрационных знаков удостоверяют подписью собственника либо лица, который от имени собственника пользуется и (или) распоряжается транспортными средствами в соответствии с доверенностью, в реестре зарегистрированных транспортных средств или в заявлении при автоматизированном осуществлении регистрационных действий. При нарушении Правил, предусмотрена ответственность согласно действующему законодательству.

Если собственники транспортных средств или лица, которые от имени собственников пользуются и (или) распоряжаются транспортными средствами в соответствии с доверенностью, считают, что при осуществлении регистрационных действий нарушили их права и законные интересы, они имеют право подать об этом жалобу в вышестоящий ОВД или в суд. Согласно законодательству должностным лицам ОВД, действия или решения которых обжалуются в судебном порядке, необходимо документально доказать в суде правомерность обжалуемых действий (решений); гражданин не обязан доказывать противозаконность обжалуемых действий (решений), но должен предоставить доказательства факта нарушения своих прав и свобод.

Проанализировав тему права собственности на автомобиль можно прийти к определенным выводам.

Автомобиль представляет собой разновидность имущества, один из объектов гражданских прав (правоотношений). Такое заключение можно сделать после сопоставления ст. 2 (в части предмета регулирования Кодекса) и 128 ГК. В соответствии с п. 1 ст. 129 ГК, все объекты гражданских прав имеют свойство оборото-способности, иными словами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) или другим способом, если только они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Право собственности на автомобиль исчерпывающе регулирует российское законодательство. Но имеют место также и недостатки, к примеру, налог на приобретение автотранспортных средств (ст. 7 Закона), уплачиваемый предприятиями, организациями, учреждениями, предпринимателями, приобретающими автотранспортные средства путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов в уставный фонд является несправедливым.

Налог уплачивается по месту регистрации или перерегистрации автотранспортного средства.

Налог на осуществление сделки купли-продажи конкретного оборото-способного имущества прямо противоречит принципу свободного перемещения на всей территории РФ товара, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК). Никакие соображения охраны частных интересов не оправдывают наличие данного налога; очевидно, что государство злоупотребляет принадлежащими ему полномочиями, использует их в целях необоснованного пополнения собственного бюджета. В Москве осуществляется взимание также так называемого налога на перепродажу автотранспортных средств, введенного решением Малого совета московского городского Совета народных депутатов от 28. 06. 1993г. Что также может рассматриваться в качестве произвола, творимого на базе федерального законодательства (п. «и» ст. 21 Закона РФ от 27. 12. 1991г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и допущенного, как абсолютно открыто говорится в решении, с целью финансового содействия органам внутренних дел г. Москвы. Ставка налога равняется 5 процентам от суммы сделки по перепродаже транспортного средства. Уплату налога осуществляют продавцы при совершении ими сделки по продаже ранее зарегистрированных в ГАИ транспортных средств.

Следует отметить, что нотариально удостоверять сделки, предметом которых выступает автомобиль, не обязательно. Это говорит о том, что, во всяком случае, вопрос касательно того, уплачивать государственную пошлину за нотариальное удостоверение сделок с автомобилями или нет, решен в пользу носителей частных интересов — контрагентов таких сделок, а совсем не в пользу «вездесущего» российского государства. Второе, что хотелось бы отметить, вопреки всем усилиям российского Правительства, направленным на поддержку отечественных производителей автомобилей, российские граждане отдают предпочтение приобретению импортных автомобилей. Данный факт делает достаточно удобным объектом манипулирования нормы таможенного законодательства, например — нормы о понятии таможенных режимов и ставках таможенных пошлин. Наконец, третье, осуществляются попытки приспособления процедур технической регистрации и технического осмотра автомобилей для облегчения работы компетентных государственных органов по обнаружению и раскрытию преступлений, предметами которых выступают автомобили.


[1] Гражданское право. Под ред. Рассолов М.М., Алексий П.В., Кузбагаров А.Н. — М.: 2013, 911с.

[2] Гражданское право. Т.1. Под общ. ред. Степанова С.А. — М.: 2013. — 712с.

[3] Гражданское право. В 4 т. Обязательственное право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2014, 589 с.

[4] Гражданское право: Учебник / Камышанский В.П., Коршунов Н.М., Иванов В.И. М.: Эксмо , 2014. – 720с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *