Риски в системе управления государственными закупками

В рамках проекта «Экономические основы обеспечения государственных нужд» НИУ ВШЭ был проведен анализ рисков закупочной деятельности в Российской Федерации. В результате было выделено 49 процессных рисков размещения заказа.

На наш взгляд, в качестве важнейших особенностей системы государственных закупок с точки зрения управления финансовыми рисками следует выделять:

1) неизменность

2) невозможность «дробления» государственных контрактов

3) существование стандартизированных процедур, связанных с заключением и исполнением государственных контрактов

4) отсутствие прямой зависимости между материальным вознаграждением государственного служащего

5) использование обязательной системы финансовых гарантий: заказчик устанавливает требования к обеспечению заявок

В российской практике резервирование практически не применяется по одной простой причине – в большинстве случаев и у заказчика, и у исполнителя нет необходимых свободных финансовых ресурсов для создания резервных фондов. В значительной степени это связано с тем, что размер подобных фондов должен быть довольно существенным (в мировой практике его величина зачастую находится в интервале от 5% до 10% от суммы государственного контракта), при этом они должны создаваться до начала исполнения государственного контракта (как вариант, при заключении долгосрочных контрактов такие фонды могут формироваться поэтапно).

Очевидно, что в рамках бюджетного процесса резервирование для заказчиков столь существенных сумм по отношению к величине заключаемых государственных контрактов не представляется возможным, особенно в ситуации дефицита государственного бюджета, таким образом резервные фонды могут быть созданы только за счет заемных средств, что является некорректным с экономической точки зрения. Для исполнителей создание резервов также является экономически не оправданным: фактически они должны отвлечь часть финансовых ресурсов из других направлений бизнеса, которые, как правило, отличаются более высоким уровнем рентабельности по сравнению с выполнением государственных контрактов (эффект снижения рентабельности вызывается, с одной стороны, неизменностью условий, в том числе и цен, государственных контрактов, а, с другой стороны, инфляционными процессами, протекающими в национальной экономике).

Резюмируя вышеизложенное отметим, что в настоящее время применимость всех традиционных методов управления финансовыми рисками в системе государственных закупок является ограниченной. В силу специфики системы государственных закупок ни один из классических методов управления финансовыми рисками не может считаться универсальным: каждый из рассмотренных методов управления рисками является эффективным только в отдельно рассматриваемых случаях или ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *