Решение проблем конвертируемости валют

Мировой опыт перехода на конвертируемость национальных валют весьма разнообразен. Это предполагает создание определенных экономических предпосылок:

• развитие экспортно-импортных операций,

• формирование официальных золотых резервов;

• сдерживание инфляции,

• сокращение дефицита государственного бюджета,

• уменьшение платежного баланса,

• урегулирование внешнего долга страны, а также нормализация общественно-политической ситуации в стране.

Постепенный переход к конвертируемости по мере создания необходимых предпосылок является предпочтительным вариантом. Однако существует волюнтаристский (шоковый) вариант, который неизбежно сопровождается обесцениванием национальной валюты, истощением официальных валютных резервов, ростом цен на импорт, ростом инфляции и увеличением валютных потерь. при погашении внешнего долга. Введение конвертируемости связано с проблемами выбора: степень конвертируемости; тот, для кого он предназначен (резиденты или нерезиденты); тип операций; степень необходимости валютных ограничений.

Решение проблемы конвертируемости национальной валюты также может быть осуществлено с помощью следующих мер:

1. Создание предпосылок для конвертируемости национальной валюты в ходе реформирования экономики страны.

2. Постепенное изменение валютного режима для стимулирования экономических реформ.

Создание предпосылок для конвертируемости национальной валюты предполагает:

1) изменение имущественных отношений;

2) формирование реальных рыночных отношений;

3) появление конкурентоспособных отраслей и отраслей, особенно ориентированных на экспорт, что поможет противостоять иностранной конкуренции на внутреннем рынке и ослабит давление на ПБ (платежный баланс) от свободного импорта и отток прибыли иностранных участников в совместных предприятиях ;

4) проведение ценовой реформы и децентрализация ценообразования, чтобы цены более глубоко реагировали на условия спроса и предложения, а их структура приближалась к глобальной;

5) реализация мер по сбалансированию ПБ, диверсификации экспорта, контролю за ростом задолженности, накоплению валютных резервов;

6) создание достаточных стимулов для привлечения иностранного капитала;

7) обеспечение современной инфраструктуры денежных отношений, предотвращение произвольного изъятия ресурсов из банков в бюджет;

8) стабилизация отечественной экономики и финансов, проведение эффективной антиинфляционной политики.

В процессе изменения валютного режима для стимулирования экономических реформ необходимо различать два этапа.

1. Этап внутренней конвертируемости предполагает возможность для граждан и организаций страны осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без каких-либо ограничений. Этот этап напрямую связан с введением национальной валюты в качестве конвертируемой внутри страны валюты.

2. Стадия внешней (полной) конвертируемости предполагает возможность свободного перевода и конвертации средств в этой валюте на счета иностранцев.

Переход на внешнюю конвертацию национальной валюты напрямую зависит от того, насколько «солидными» деньги станут во внутреннем денежном обращении. Обеспечение денежного обращения определенным количеством валютного металла, а также накопление соответствующей суммы валютных резервов создают предпосылки для введения полной конвертируемости национальной валюты.

Колебания пары евро-доллар не являются основным драйвером динамики российской валюты. Ключевыми факторами курса рубля являются цены на нефть и внешнеторговый баланс. Рост цен на нефть и ралли на фондовом рынке в первой половине 2009 года способствовали значительному притоку экспортных доходов и портфельных инвестиций (включая рекапитализацию банков), что привело к росту спроса на рубли и продаже валюты, купленной в посреди кризиса.

Однако если говорить в целом, то у рубля к концу этого года есть все шансы подешеветь по отношению к доллару и евро. Достигнув отметки 35 руб/долл. вряд ли большой сюрприз. Более того, толчком к этому может послужить не только ухудшение конъюнктуры на мировых товарных рынках, но и серьезное усиление напряженности в российской экономике из-за обострения проблемы «плохих» долгов и необходимости «пополнять» бюджетные дыры, созданные во время операции по спасению российской экономики.

Борьба с укреплением курса рубля периодически обостряется. Курс рубля укрепляется из-за притока спекулятивного капитала в страну. Но именно этот «спекулятивный капитал» заставляет фондовые индексы чувствовать себя так хорошо. Сильный рубль улучшает положение импортеров. У импортеров сильное лобби, потому что, честно говоря, гигантские партии потребительских товаров ввозятся в Россию, эти товары способствуют торговле, а таможенники, пополняющие казначейство, неохотно.

Но сильный рубль вредит экспортерам. Прежде всего, экспортеры нефти и газа. Продавая за рубеж одинаковый объем товаров за одинаковое количество долларов, нефтяники и газовики получают гораздо меньше рублей. Им это не нравится. Банально было то, что по их просьбе в России в прошлом году была организована управляемая девальвация. Так что противники сильного рубля тоже очевидны.

Что касается главной надежды страны, производителей отечественных товаров, то сильный рубль вредит им лишь постольку, поскольку делает импортные товары дешевыми. Здесь ничего не изменилось с 1998 года; Отечественные производители не представили никаких новых преимуществ своей продукции.

Наконец, Центральный банк, похоже, просто хочет закончить борьбу. Постоянно проводить дорогостоящие валютные интервенции, корректировать курс — это, конечно, его обычная работа, но это становится обременительным из-за сложной ситуации с государственными финансами. В интересах финансистов отказаться от регулирования курса.

Если Российская Федерация готовится к процессу европейской интеграции евро лучше, чем другие страны СНГ, то, по нашему мнению, проблема валютного союза, в том числе платежного союза, между Россией и СНГ автоматически исчезнет, если российский рубль становится резервной валютой стран СНГ, так как «евро» придет на смену рублю и доллару США в качестве расчетной единицы не только внутри СНГ. но и все европейское сообщество.

Для возникновения условий, благоприятствующих выходу России на международные валютно-финансовые рынки, с нашей точки зрения, необходимо:

• перейти на международную методологию составления платежного баланса и статистики международных расчетов;

• расширить, по возможности, легально осуществляемые прямые инвестиции России за рубеж; увеличить объем экспортных кредитов, так как они положительно влияют на международную конвертируемость российского рубля, и наоборот, уменьшить долю портфельных инвестиций, счетов и депозитов за рубежом, а также сократить инвестиции в зарубежную недвижимость и иностранную валюту поскольку эти факторы снижают возможность международной конвертируемости рубля;

• ускорить создание в Российской Федерации конкурентоспособной промышленной экспортной базы, которая обеспечит спрос иностранных предпринимателей на российские рубли и повысит стабильность курса рубля на мировых рынках и привлекательность российской денежной единицы;

• разработать программу постепенного повышения роли российского рубля в международных платежах, что в качестве практического результата привело бы к установлению обязательного стопроцентного обмена валютных поступлений на рубли таким образом, чтобы обеспечить международную конвертируемость путем вовлечения его в международные платежи — разрешить регулируемый импорт в Россию с оплатой в рублях, когда обязательство компаний-поставщиков применять эти рублевые суммы исключительно во внутреннем российском обороте: расширить использование российского убля в качестве валютных контрактов и валюты и погашения экспортных кредитов усилению подобной практики системы защиты иностранных держателей рублевых средств от риска изменения курса рубля.

По мере укрепления внутренней и внешней стабильности российского рубля могут быть предприняты шаги для его введения в международные расчеты. Первым шагом в ближайшие два-три года может стать ее постепенное использование в качестве местной резервной валюты в кредитных и расчетных отношениях со странами СНГ. Для достижения этих целей валютный и финансовый рынок Российской Федерации должен стать стабильным с годовым уровнем инфляции не более 3,5%. Этот рынок, как страна резервной валюты для стран совместного предприятия, должен быть как можно более открытым для стран рублевой зоны, что обеспечит им приток резервной (рублевой) валюты и повысит их заинтересованность в ее приобретении.

Поскольку на валютных рынках стран СНГ ожидается конкуренция со свободно конвертируемыми валютами, сегодня, на наш взгляд, необходимо определить сегмент внешнеторговых расчетов, обслуживаемых рублем.

Для достижения целей в странах СНГ необходимо создать общий механизм валютного регулирования, основанный на координации денежно-кредитной политики, и, прежде всего, установление согласованных правил валютного регулирования правительствами и центральными банками стран СНГ. когда на территории участников платежного союза формируется полноценный валютный рынок как их национальные валюты, так и валюты третьих стран.

Проще говоря, чем сильнее экономика страны и глубина ее интеграции в мировой экономический оборот, тем больше конвертируемость национальной валюты этой страны. Поэтому, прежде всего, необходимо реализовать меры, направленные на повышение эффективности экономики.

Конвертируемость (обратимость) валюты — это ее способность обмениваться на другие валюты. На первый взгляд, конвертируемость обусловлена необходимостью обеспечить и облегчить использование национальных валют в международных экономических операциях (торговля, международное кредитование, покупка и продажа валют, оценка валютных запасов, принадлежащих конкретной стране или ее экономическим субъектам). Попытки стран поддерживать стабильный обменный курс при конвертируемости их валют могут привести к значительному увеличению золотовалютных резервов, что приведет к значительной эмиссии денег. Это может привести к ряду негативных последствий. Поэтому реализация мер необходима для решения проблем конвертируемости валют.

Обменный курс в современной экономике крайне редко используется в качестве инструмента экономической политики. Резкая девальвация и последующая фиксация обменного курса обычно используются в качестве номинального якоря для остановки роста цен и прекращения постоянной девальвации национальной валюты.

Для достижения целей в странах СНГ необходимо создать общий механизм валютного регулирования, основанный на координации денежно-кредитной политики, и, прежде всего, установление согласованных правил валютного регулирования правительствами и центральными банками стран СНГ. Когда на территории участников платежного союза формируется полноценный валютный рынок также их национальные валюты, так и валюты третьих стран.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *