Понятие, сущность и цели спортивного менеджмента

🙂

Скачать текст в WORD

В теории менеджмента не существует одного определения термина «менеджер». Все предлагаемые определения базируются на понимании сущности менеджмента. Слово «менеджмент»  в своем первоначальном смысле обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Основа — английский глагол «to manage» (управлять), который происходит от латинского «manus» (рука). Если следовать логике, то «менеджмент» буквально означает «руководство людьми».

В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, различными организациями, действующими в условиях рыночной экономики. Спортивный менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, которая действует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, спортивный менеджмент — это теория и практика эффективного управления организациями спортивной отрасли в рыночных условиях.

Управленческая деятельность — один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта. Исторически в нашей стране так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную работу с управлением клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение ими таких обязанностей.

По данным государственной статистики, в настоящее время в России в физкультурно-спортивных организациях всех уровней занято 7,1 тыс. управленческих работников, т. е. спортивные менеджеры.

Каждая спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру. В ней есть управления, отделы, группы, команды и т. д. То есть в физкультурно-спортивных организациях существуют различные виды управленческой деятельности и определенная иерархия взаимоотношений и подчиненности. Поэтому в физкультурно-спортивных организациях бывают менеджеры разных уровней и задачи они решают разные. Менеджеров, как правило, принято подразделять на три основные группы:

-высший уровень (top manager) — это директора спортивных школ, генеральные директора спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т. п.;

-среднее звено (middle manager) — руководители управлений, самостоятельных отделов и т. п.;

— низшее звено (entry manager) — руководители отделов, секторов, рабочих групп, отделений и т.д.

Спортивных менеджеров подразделяют и по видам профессиональной деятельности, выделяя, например, следующие их виды: менеджер по персоналу организации, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу, менеджер по финансам, менеджер-представитель спортсмена и т. д. В фитнес-клубах выделяют менеджеров по направлениям деятельности и по соответствующим программам. Например, финансовый менеджер, менеджер по продажам, менеджер по аквааэробике, менеджер персональных программ, менеджер по тренажерам и др.

Как видно, на современном этапе развития российского физкультурно-спортивного движения в физкультурно-спортивных организациях существует масса разнообразных должностей, занимаемых менеджерами.

Спортивные менеджеры, являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, выполняют в организации ряд разнообразных функций. Среди них специалисты выделяют три ключевые функции.

1. Функция принятия решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за последствия принятых решений.

2. Информационная функция состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде физкультурно-спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет персоналу политику, ближайшие и перспективные цели организации.

3. Менеджер выступает в качестве руководителя физкультурно-спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов физкультурно-спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.

Обобщение опыта показывает, что существуют реальные резервы улучшения подготовки качества молодых спортивных менеджеров. Это: освоение управленческих компьютерных технологий и информационного обеспечения в отрасли, углубленное изучение иностранного языка, расширение перечня изучаемых прикладных управленческих дисциплин, как то: организация работы офиса физкультурно-спортивной организации; аудит и бухгалтерский учет в физкультурно — спортивных организациях с выдачей соответствующего сертификата; культура речи и др.

Одна из основных и все более обостряющихся проблем обеспечения учебного процесса по специализации — это дефицит преподавательских кадров социально-экономического профиля. Низкий уровень зарплаты преподавателей не позволяет укомплектовать штат специалистами с современной социально-экономической и правовой подготовкой.

Обсуждая эту проблему, необходимо иметь в виду, что выпускники специализации — это специалисты по физической культуре и спорту, имеющие юридически закрепленное право вести непосредственную тренерско -преподавательскую деятельность.

Цель – это желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности спортивной организации или коллектива; взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели (цель спортсмена — победа в соревнованиях), не должны мешать достижению других. Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться.

Общая цель спортивного менеджмента состоит в обеспечении эффективного функционирования физкультурно-спортивных организаций в современных рыночных условиях России.  Важнейшей задачей менеджмента является организация спортивных секций и спортзалов с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *