Понятие, принципы и нормативы бюджетного финансирования деятельности ГМП

Государственные и муниципальные унитарные предприятия выступают участниками бюджетного процесса. Бюджетное финансирование унитарных предприятий, представляет собой господдержку в ходе их деятельности, в форме дополнительных бюджетных инвестиции для выполнения государственных функций.  Оно предполагает получение средств из бюджетов различных уровней.

Бюджетное финансирование — это урегулированное правовыми нормами предоставление государственных или муниципальных денежных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных законом (решением) о соответствующем бюджете.

Бюджетное финансирование осуществляется в соответствии с установленными принципами путем использования специальных форм и методов предоставления бюджетных средств.

В.Н. Снегирева под принципами бюджетного процесса «понимает основополагающие идеи, требования, лежащие в основе системы последовательных действий уполномоченных субъектов — участников бюджетного процесса (представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса), предъявляемые к осуществлению особого вида деятельности, направленной на своевременное составление проектов бюджетов, рассмотрение и утверждение бюджетов, исполнение бюджетов, составление, внешнюю проверку, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности, а также осуществление бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса в рамках сроков и в соответствии с процедурами, установленными действующим законодательством, отражающими общие закономерности осуществления бюджетного процесса и раскрывающие его сущность.

Современная система финансирования унитарных предприятий построена на соблюдении следующих принципов:

— плановости, что означает предварительную разбивку годовых назначений на периоды в соответствии с государственными или муниципальными планами и программами;

— целенаправленности, что означает выделение бюджетных средств строго по целевому назначению на основе закона (решения) о соответствующем бюджете;

— финансирования по мере выполнения работ и услуг, т.е. выделение бюджетных средств поквартально или ежемесячно с учетом использования ранее отпущенных средств и в соответствии с фактическим выполнением заданий, их количественными и качественными характеристиками;

— соблюдения финансовой дисциплины;

— безвозвратности и безвозмездности выделения основной части бюджетных средств. Принцип безвозвратности означает, что средства, использованные на финансирование государственных потребностей, не подлежат возмещению. Однако безвозвратность государственных ресурсов не означает бесцельного и бесконтрольного их использования, поэтому данный принцип должен органически входить в систему целей и задач финансовой деятельности государства.

Финансовые отношения предприятия и учредителя строятся на договорной основе. Унитарные предприятия производят расчеты за осуществляемые работы (услуги) по договорным ценам, кроме установленных законодательством или решением местных органов власти случаев, когда расчеты производятся по фиксированным тарифам. В этой связи возникает потребность в формировании собственных финансовых ресурсов.

Источниками формирования финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий являются:

— прибыль, полученная от продажи продукции (работ, услуг);

— кредиты, полученные в соответствии с договорами с кредитными организациями с письменного согласия учредителя;

— бюджетные кредиты, предоставленные на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных бюджетным законодательством РФ;

— путем размещения облигаций или выдачи векселей;

— безвозмездные или благотворительные взносы юридических или физических лиц;

— иные источники в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку по сравнению с другими участниками делового оборота унитарные предприятия находятся в неравных условиях, при наличии недостатка финансовых ресурсов собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности.

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

В связи с возможностью субсидирования государственные и муниципальные унитарные предприятия выступают объектами государственного (муниципального) контроля в соответствии со статьей 266.1 Бюджетного кодекса РФ.

Финансовое планирование на государственном и муниципальном предприятии является правовой формой деятельности по аккумулированию, распределению и использованию децентрализованных финансовых ресурсов. Необходимость планирования всех доходов и расходов на унитарном или казенном предприятии обусловлена целями их создания — удовлетворения государственных (муниципальных) публичных потребностей. Финансовый план позволяет прогнозировать выпуск продукции (оказание услуг, выполнение работ), рассчитывая при этом необходимые расходы и определяя порядок их материального обеспечения.

Основными методами, на которых базируется система финансирования унитарных предприятий, являются:

— программно-целевой метод бюджетного планирования;

— нормативный метод планирования.

В настоящее время в Бюджетном кодексе РФ предусмотрено получение финансовых средств из бюджета на основе бюджетных смет, либо основанием для финансирования расходов государственных или муниципальных предприятий бюджетными средствами становится выполнение государственного задания, которое формируется и утверждается в соответствии с предусмотренными учредительными документами видами деятельности.

При этом казенные предприятия финансируются на основании бюджетной сметы, предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения – посредством предоставления субсидий, обеспечивающих выполнение государственного (муниципального) задания.

Кроме того, Субъекты РФ и муниципальные образования в настоящее время применяют при определении объемов финансирования унитарных предприятий нормативы затрат.

«Норматив затрат ресурсов (трудовых и материальных) — это обоснованное качественной характеристикой продукции (услуги) необходимое количество затрат для производства единицы такой продукции (оказания единицы услуги). Совокупность нормативов затрат ресурсов составляет расчетную основу для определения потребности в ресурсах и служит средством контроля за их использованием».

Затраты представляют собой оценку ресурсов, примененных в процессе производства предприятиями продукции или услуг. Выделим три основных позиции в устройстве затрат:

— затратами являются ресурсы, использованные только по назначению в производстве определённой продукции или оказания услуг определённого характера;

— затраты отображают собственно использование ресурсов с целью получения итогового результата;

— затраты представляют собой стоимостную оценку, вызванную привести разнообразные виды ресурсов к единой денежной форме.

Таким образом, денежные расходы, например, для приобретения материалов или оборудования, закупка основных средств или в результате кражи утеря ресурсов не являются затратами. С другой стороны, применение материальных запасов (например, для производства пороха или другой стратегической продукции) или начисление заработной платы работникам предприятия являются затратами.

Существенным этапом в процессе определения стоимости продукции или оказания услуги является классификация затрат.

Затраты классифицируются на прямые и косвенные, в зависимости от способа отнесения на объект учета.

Прямыми затратами являются затраты, появление которых прямо связано с объектом учета (оказанием услуги). Например, оплата труда работников предприятия занятого в процессе оказания услуги или в производстве.

Косвенными затратами являются затраты, появление которых, на прямую не связано с объектом учета. Например, затраты идущие на содержание здания или техобслуживание.

Следующий уровень классификации затрат мало влияет на достоверность стоимости услуг или продукции и служит скорее для анализа определённых статей затрат. Классифицировать затраты здесь можно по виду ресурсов, применение которых приводит к появлению затрат. Данными затратами являются — материальные затраты, отчисления на социальные нужды, износ основных средств, затраты на оплату труда

Уровень норматива бюджетного финансирования унитарных предприятий определяется с применением научно обоснованных социальных норм и нормативов, увеличения потребностей населения в соответствующем виде социального обслуживания и должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат, формирование средств на выплату заработной платы, создание необходимой материально-технической базы, социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *