Анализ особенностей государственной поддержки унитарных предприятий РФ

🙂

Скачать текст в WORD

В финансирование предприятий, основанных на праве оперативного управления, и унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, можно выделить две основные формы бюджетного финансирования:

— финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения;

— финансирование государственных или муниципальных некоммерческих учреждений и организаций, состоящих на бюджете и действующих на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирование.

Казенные предприятия финансируются на основании сметы, которая закрепляет финансирование их деятельности из соответствующего бюджета в полном объеме.

Бюджетная смета – это финансово-плановый акт, в котором отражается объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных и внебюджетных средств того или иного предприятия. Сметное финансирование предусмотрено только для казенных предприятий.

Смета унитарных предприятий составляется, утверждается и ведется в определённом порядке, который утверждает главный распорядитель бюджетных средств, в соответствии постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 N 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий». Данное положение содержит рекомендуемые к применению формы:

— бюджетная смета;

— проект бюджетной сметы;

— изменение показателей бюджетной сметы».

Показатели бюджетной сметы отражают весь объем финансирования предприятия и включают в себя осуществляемые предприятием бюджетные инвестиции, а также публичные обязательства, исполнение которых осуществляет казенное предприятие.

Согласно п. 2 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ «санкционирование оплаты денежных обязательств происходит после заключения государственного (муниципального) контракта». Следовательно, здесь, прослеживается основание для осуществления расходов из бюджетов разных уровней: фактически расходы реализовываются во исполнение обязательств, явившихся из государственного (муниципального) контракта.

Казенные предприятия могут расходовать бюджетные средства только по целевому назначению, соответственно установленной смете, что предполагает жесткое соблюдение финансовой дисциплины. Закрепленные в смете денежные средства по каждому направлению являются предельно допустимыми. Нецелевым расходованием признается превышения показателей, принятых предприятием и указанных в утвержденной на отчетный период смете. Это влечет различного рода санкции и наказания. В результате предприятия расходуют ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью, сколько исходя из объема выделенных средств, в следствии чего это негативно сказывается на гибкости управления предприятием, возможностях оперативного маневрирования в обстоятельствах стремительно меняющихся положений хозяйствования.

Поскольку, финансирование казенных предприятий осуществляется на основе сметы, все их доходы являются доходами соответствующего бюджета. Так, казенные предприятия уплачивают налоги на имущество и транспортный налог в региональный бюджет, земельный налог в местный бюджет и налог на прибыль в соответствии с установленным распределением. Таким образом, налоговые расходы казенных предприятий формируют налоговые доходы того же бюджета или бюджетов другого уровня.

Обоснование бюджетных ассигнований казенных предприятий подтверждают расчетами и пояснительной запиской, так как лучше данного предприятия никто не знает свои нужды и потребности. Чаще всего проект бюджетной сметы на очередной финансовый год и плановый период составляют с помощью произведения двух показателей: затраты по каждому коду классификации операций сектора государственного управления и официального уровня инфляции за предшествующий отчетный период.

У казенных предприятий, существуют практически неограниченные финансовые гарантии со стороны учредителя, но это предполагает в свою очередь жесткий контроль и максимальное отсутствие инициативы при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Предварительный контроль – реализовывается в основном главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, но могут так же использоваться финансовыми органами при проведении проверки правильности составления и утверждения бюджетной сметы.

Текущий контроль проводится как бухгалтерскими и финансовыми службами предприятия, так и органами, осуществляющими исполнение бюджетов. Бухгалтерии предприятий осуществляют контроль в процессе подготовки платежных документов к оплате с точки зрения правильности их оформления и законности совершаемых операций. Последующий контроль исполнения бюджетной сметы проводится главными распорядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля, создаваемыми представительными и исполнительными органами государственной власти либо органами местного самоуправления. При этом проверяются законность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными сметами, сохранность денежных средств и материальных ценностей, организация и постановка бухгалтерского учета.

Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения производственные и социальные расходы, обеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают на данные цели субсидии или кредиты коммерческих банков.

Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Эти ассигнования предоставляются в форме:

— субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ);

субсидии на иные цели (целевые субсидии);

субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее – субсидии на осуществление капитальных вложений);

— гранты в форме субсидий, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов.

Ведущая роль в бюджетном финансировании принадлежит субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания, рассчитываемой на основе нормативов финансового обеспечения государственной (муниципальной) услуги.

Государственное задание — документ, определяющий требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг.

Размер субсидии на обеспечение выполнения государственного задания определяется путем суммирования следующих показателей:

— нормативные затраты на осуществление государственных услуг в соответствии с государственным заданием;

— нормативные затраты на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за предприятием.

Целевая субсидия (субсидия на иные цели) может быть предоставлена казенному предприятию фактически на любую цель, не связанную с осуществлением государственных услуг. К затратам, которые финансируются за счет субсидий на иные цели, относятся:

— затраты на капитальный ремонт и приобретение основных средств, которые не включены в государственное (муниципальное) задание;

— затраты на возмещение ущерба в случае чрезвычайной ситуации;

— затраты на разовые мероприятия, проводимые в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, не включенные в государственное задание;

— иные затраты, не включенные в государственное (муниципальное) задание, а также не относящиеся к бюджетным инвестициям и публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим реализации в денежной форме.

Таким образом, субсидии унитарным предприятиям могут предоставляться на такие цели, как новое строительство и реконструкция; капитальный ремонт; разовые закупки оборудования; реализация национальных проектов; иные расходы разового характера.

Кроме субсидий, унитарным предприятиям предоставляются субвенции бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Разновидность субвенций — грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.

Относительно новой формой финансирования унитарных предприятий являются гранты в форме субсидий, в том числе предоставляемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов.

Под грантами понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Государственные унитарные предприятия, в праве получать от государственного органа дотации на покрытие убытков. Данные средства не подлежат налогообложению. Дотации — одна из форм трансфертов или так называемой государственной помощи в виде направления из бюджета денежных средств, необходимых для финансирование капитальных вложений и текущих расходов. К таким расходам обычно относятся прочие расходы предприятия связанные с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

Порядок предоставления субсидий носит поэтапный характер:

1) Унитарное предприятие направляет в финансовый орган заявление на получение субсидии с указанием видов деятельности, на которые планируются расходы, и размера запрашиваемой субсидии, к которому прикладываются расчет субсидий и документы, подтверждающие финансовые затраты;

2) Финансовый орган рассматривает заявление и готовит проект документа на предоставление субсидии. Финансовый орган также осуществляет проверку предела выделяемых средств на текущий финансовый год и в случае превышения предела отказывает в предоставлении субсидии;

3) Унитарные предприятия предоставляют финансовому органу отчетность о целевом и обоснованном использовании субсидий;

4) В случае выявления факта нецелевого использования субсидии подлежат возврату в бюджет, а предприятие как получатель субсидий несет бюджетную ответственность за их целевое использование, а также ответственность за достоверность документов, отчетности и информации.

Общий размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания определяется как сумма расчетно-нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) по перечню, установленному в государственном (муниципальном) задании учредителя, умноженному на количество потребителей каждой услуги (либо количества услуг, которое должно быть оказано) и субсидии на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, включая уплату налогов.

Совокупный объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий на финансовое обеспечение государственного задания и на иные цели в 2016 — 2019 годах, представлен в следующей таблице 4.

На финансовое обеспечение государственных заданий в 2017 году предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 713 451,8 млн. рублей по 66 главным распорядителям, из которых 10 главных распорядителей –

бюджетные учреждения — получатели субсидии. Наибольший объем

Распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий на финансовое обеспечение государственных заданий в разрезе разделов бюджетной классификации расходов федерального бюджета на 2015 – 2017 годы, представлено в таблице 5.

Анализ показал, что наибольшее увеличение (на 9 %) бюджетных ассигнований на выполнение государственных заданий в 2017 году по сравнению с 2016 годом планируется по разделу «Социальная политика». Также увеличение объемов бюджетных ассигнований отмечается по разделам «Национальная экономика» (на 5,2 %), «Физическая культура и спорт» (на 3,3 %), «Образование» (на 2,7 %) и «Общегосударственные расходы» ( на 1,1 %). Наибольшее снижение объема субсидий планируется по разделам «Жилищнокоммунальное хозяйство» (на 44,3 %) и «Здравоохранение» (на 43,9 %).

Снижение объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых по разделу «Здравоохранение» на предоставление субсидий на финансовое обеспечение государственных заданий, в основном связано с тем, что финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти, начиная с 2017 года обеспечивается за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Государственные унитарные предприятия так же могут быть долевыми участниками в Акционерных обществах в целях получения прибыли, которая в свою очередь является источником самофинансирования и стабильного развития унитарного предприятия.

В связи с этим предусмотрены бюджетные ассигнования на осуществление взносов в уставные капиталы акционерных обществ (далее – АО) в общем объеме 190,3 млрд. рублей (открытая часть), в том числе в 2017 году – 68,9 млрд. рублей (по 26 АО), в 2018 году – 84,2 млрд. рублей (по 28 АО) и в 2019 году – 37,2 млрд. рублей (по 23 АО).

Рисунок 5. Бюджетные ассигнования на осуществление взносов в уставные капиталы АО

При этом на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства законопроектом предусмотрены бюджетные ассигнования (рис 6) на общую сумму 51,4 млрд. рублей (27 % общего объема взносов), в том числе в 2017 году – 17,4 млрд. рублей (по 21 АО), в 2018 году – 22,7 млрд. рублей (по 24 АО) и в 2019 году – 11,4 млрд. рублей по 20 АО)

Рисунок 6. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций

из них в объекты капитального строительства дочерних обществ на общую сумму 14,36 млрд. рублей, в том числе взнос в уставный капитал ПАО «Российские сети», взнос в уставный капитал АО «Особые экономические зоны» для участия в проекте создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Так же следует проанализировать расходы федерального бюджета по государственным контрактам, так как государственные унитарные предприятия в том числе являются исполнителями данных контрактов

Расходы федерального бюджета по государственным контрактам на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (далее — контрактуемые расходы) включают в себя расходы на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, бюджетные инвестиции, бюджетные инвестиции иным юридическим лицам, субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Объем контрактуемых расходов в 2017 году составляет 2 106 534,7 млн. рублей, в 2018 году, небольшое снижение – 1 960 505,8 млн. рублей (14,7 %), в 2019 году снижение расходов, соответственно по сравнению с последним двум годам – 1  775 034,0 млн. рублей (13,4 %).

В общем объеме расходов по государственным контрактам наибольший удельный вес в 2017 году приходится на группы видов расходов «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» (62,4 % общего объема контрактуемых расходов), в том числе по подгруппам «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (33,3 %), «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» (6,9 %), «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» (6,4 %) и «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» (31,5 %), из них на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности — 20,3 %.

В соответствии с законопроектом объем бюджетных ассигнований на контрактуемые расходы в 2017 году уменьшается на 256 039,6 млн. рублей, или на 10,8 %, по сравнению с 2016 годом (лимиты бюджетных обязательств на 1 октября 2016 года) (за 2015 год исполнение расходов составило 98 % доведенных лимитов бюджетных обязательств, за январь – сентябрь 2016 года – 54,9 %).

Наибольшее увеличение расходов в 2017 году предусматривается по видам расходов «Ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа вне рамок государственной программы вооружения» в 1,9 раза по сравнению с объемами лимитов бюджетных обязательств на 1 октября 2016 года, «Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа» на 46 %, «Специальные расходы» на 28,2 %.

Контрактуемые расходы в 2017 году предусмотрены 87 главным распорядителям средств федерального бюджета. Наибольший объем бюджетных ассигнований предусматривается Минобороны России, Росавтодору,

ГК «Росатом», на которые приходится 48,8 % общего объема контрактуемых расходов.

Увеличение объемов бюджетных ассигнований на 2017 год установлено по 22 главным распорядителям, в том числе по 6 главным распорядителям – более чем на 20 %, Роспатенту, Росаккредитации, Россвязи, ФСБ России, ЦИК России, Спецстрою России.

Уменьшение бюджетных ассигнований по контрактуемым расходам более 20 % предусматривается по 32 главным распорядителям, в том числе по ФАНО России, Роспечати — на 70,9, Минвостокразвития России, Росводресурсам, Минкавказу России, Минтруду России.

Расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2017 год предусмотрены в объеме 91 266,4 млн. рублей), в 2018 году –на 12,6 %, меньше объема бюджетных ассигнований предыдущего года, в 2019 году –на 10,6 % соответственно меньше.

В 2017 году предусматриваются бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационнокоммуникационных технологий Минтрансом России в сумме 2 343,8 млн. рублей, Ространснадзором — в сумме 545,1 млн. рублей, Росавиацией – 139,0 млн. рублей, Росархивом – 118,6 млн. рублей, Рослесхозом – в сумме 69,1 млн. рублей, Росморречфлотом – в сумме 75,0 млн. рублей, Следственным комитетом Российской Федерации – в сумме 966,1 млн. рублей, Минэкономразвития России – в сумме 874,1 млн. рублей, Росстандартом – в сумме 367,6 млн. рублей в отсутствие согласованного предварительного проекта плана информатизации с Минкомсвязью России,

что свидетельствуео недостаточной обоснованности бюджетных ассигнований по виду расходов

Существенным источником финансовых ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий выступает прибыль. Она складывается в том же порядке, что и на других коммерческих предприятиях. Однако БК РФ под прибылью унитарных предприятий понимает источник неналоговых доходов бюджета. ГУП и МУП ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет прибыль, которая осталась в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Государство определяет размеры и сроки платежей.

Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий за предыдущий год, которая должна быть перечислена в бюджет в текущем году, определяется исполнительным органом власти не позднее 1 мая на основании отчета унитарного предприятия о деятельности за прошедший год и его программы. Определённая часть прибыли предприятия, которая должна быть перечислена в бюджет, исчисляется методом уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности государственных и муниципальных предприятий на текущий год расходов, которая пойдет на его развитие за счет чистой прибыли.

Уставом унитарного предприятия, определяется порядок распределения прибыли. В соответствии с уставом предприятия прибыль может отчислятся в фонд материального поощрения, а также фонд социальных мероприятий и иные стимулирующие фонды.

Для казенного предприятия используется в основном применяется предварительный финансовый контроль по всем статьям расходов – казначейство проверяет наличия денежного обязательства. Таким образом, казенные предприятия отождествляется с действиями самого государства и его ответственность возлагается непосредственно на данное публично-правовое образование.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *