Имущество, уставный фонд и управление унитарным предприятием

За унитарным предприятием закрепляется определённое имущество на праве хозяйственного введения на балансе, позволяющем владеть, пользоваться и распоряжаться в определённых законодательных границах.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ «государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет:

— «имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

— доходов унитарного предприятия от его деятельности;

— иных не противоречащих законодательству источников».

Имущество, находящееся у унитарного предприятия на балансе, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления т.е. у имущества унитарного предприятия есть собственник в лице государства.

При этом казенные предприятия менее самостоятельны в распоряжении имущества, чем предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения.

Распоряжаться своим имуществом казенное предприятие может только с согласия собственника. Также собственник определяет порядок использования прибыли предприятия. Без разрешения собственника казенное предприятие не может распоряжаться движимым или недвижимым имуществом. Собственник вправе изъять имущество неиспользованное, излишнее, а также имущество, используемое не по назначению. Имущество, закрепленное собственником имущества за предприятием и поступившее иным путем, доходы предприятия от его деятельности, иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации, являются источниками формирования имущества предприятия. На совершение казенным предприятием любых сделок, связанных с распоряжением или отчуждением иным способом любым имуществом, находящимся на балансе предприятия (не только недвижимостью, как это имеет место в случае с хозяйственным ведением), необходимо согласие собственника, что составляет еще одно отличие правомочий казенного предприятия.

К примеру, у казенного предприятия ограничены права на распоряжение земельным участком, который находится у него в аренде. Казенное предприятие, которое берет в аренду земельный участок, находящийся в собственности государства не имеет права:

— отдавать в залог арендные права;

— сдавать в субаренду данный земельный участок;

— передавать по договору аренды другим лицам (перенаем) свои права и обязанности;

— вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Предприятия, относящиеся к типу, основанному на праве хозяйственного ведения, пользуются и распоряжаются переданным им имуществом в пределах, определяемых ГК РФ. Законодательство устанавливает следующие ограничения на право распоряжения имуществом унитарных предприятий:

— ГМП не вправе распоряжаться переданным ему собственником недвижимым имуществом без согласия собственника: продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ либо распоряжаться иным способом;

— остальным имуществом, принадлежащим унитарному предприятию, оно распоряжается самостоятельно, однако такое распоряжение допустимо лишь в пределах, не лишающих предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой установлены его уставом (это же ограничение распространяется дополнительно и на распоряжение недвижимым имуществом);

— предприятие не вправе без согласия собственника: предоставлять займы, выдавать поручительства, получать банковские гарантии, осуществлять сделки с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга; а также заключать договоры простого товарищества.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется, что объясняется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам такого предприятия. Однако, но в обоих разновидностях имеют место резервный, жилищный, мобилизационный, социальный фонды, фонд материального поощрения работников, фонд развития предприятия, фонд специального назначения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ «уставный фонд унитарного предприятия должен быть полностью оплачен собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. До завершения формирования уставного фонда, унитарное предприятие не вправе совершать сделки, не связанные с его учреждением». Таким образом, правосубъектность унитарного предприятия в полном объеме возникает только после завершения формирования уставного фонда.

Уставный фонд необходим для формирования минимального размера имущества, которое гарантирует интересы кредиторов предприятия. В ином случае если интересы кредиторов гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя, то формирование уставного фонда не требуется.

Уставный фонд унитарных предприятий формируется за счет денежных средств, но может также формироваться с помощью ценных бумаг, иных вещей, а также имущественных прав, имеющих денежный эквивалент. Государственное унитарное предприятие обычно имеет размер уставного фонда не меньше, чем 5000-кратный размер минимальной ежемесячной оплаты труда, а муниципальное – не меньше 1000-кратного размера. Уставной фонд создают только в муниципальных предприятиях.

В дальнейшем размер уставного фонда может изменяться подобно тому, как это предусмотрено для организаций частного сектора:

– в случае передачи собственником недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ГУП на праве хозяйственного ведения, уставной фонд ГУП подлежит увеличению и перерегистрации в общеустановленном порядке;

– в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов ГУП окажется меньше размера его уставного фонда, уставной фонд подлежит уменьшению до размера, не превышающего стоимости чистых активов; соответствующие изменения регистрируются в установленном порядке.

«Управление государственными предприятиями – это система организационно-экономических отношений между руководителем государственного предприятия и органами управления исполнительной власти по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности посредством организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства».

Основы управления унитарными предприятиями были заложены законом РФ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Особенности управления казенными предприятиями регулируются Постановлением Правительство РФ от 15.12.2007 г. № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий». Политика в сфере управления федеральными государственными унитарными предприятиями определяется Министерством экономического развития РФ.

Можно выделить следующие задачи управления федеральными унитарными предприятиями:

— обеспечение оптимизации состава ФГУП (реорганизация, преобразование в другие организационно-правовые формы, ликвидация ФГУП, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность);

— внедрение системы экономического мониторинга и контроля функционирования федеральных унитарных предприятий (принятие и реализация программ и стратегий ФГУП, формирование системы оценки показателей деятельности ФГУП и эффективности использования федерального имущества).

Деятельность унитарного предприятия не находится под непосредственным управлением государства, причем можно выделить несколько специфических механизмов управления деятельностью подобных предприятий со стороны государства.

Существуют следующие виды механизмов государственного управления деятельностью унитарных предприятий:

– механизм административного управления;

– механизм правового управления;

– механизм экономического управления.

Механизм административного управления реализуется посредством административных и организационных методов (Рис. 3).

Государство, как собственник решает большой круг вопросов, среди них:

— вопросы, связанные с распоряжение недвижимым имуществом ГУП;

Механизм управления государственным предприятием

Функции

Методы

Принципы

Планирование

Целособразность

Экономические

Организация

Эффективность

Руководство

Административно- контрольные

Управляемость

Координация

Социально-

психологические

Воспроизводство

Контроль

Гибкость

Рисунок 3 Механизм управления государственным предприятием

— осуществляет контроль за пользованием по назначению имущества;

— определяет цели, предмет и виды деятельности ГУПа;

— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроль за их выполнением;

— осуществляет прием на работу и увольнение руководителя и главного бухгалтера и т.д.

Но, несмотря на то, что собственник унитарного предприятия обладает столь широкими полномочиями, контроль над менеджментом унитарных предприятий со стороны органов государственной и муниципальной власти, осуществляющих права собственника, невелик. Чаще всего ключевую роль в унитарных предприятиях играет менеджмент.

Механизм правового управления и соответствующие ему законодательные и нормативно-правовые методы заключается в законодательном установлении основных принципов, условий и отличительных особенностей функционирования унитарных предприятий.

Наиболее сложным является механизм экономического управления деятельностью унитарных предприятий, реализуемый посредством экономических методов. К основным направлениям государственного управления в рамках экономического механизма можно отнести:

– различные методы бюджетного регулирования: объемы бюджетного финансирования, предоставление бюджетных кредитов, грантов и т.п., величина отчислений из прибыли ГУП в бюджет и др.;

– определение параметров государственного заказа на продукцию ГУП: виды продукции, объемы, цена, порядок расчетов, требования к качеству и т.п.;

– выдачу разрешений руководству ГУП на осуществление сделок, проведение которых по закону невозможно без согласия государства;

– принятие решений об оптимизации структуры ГУП путем слияния, поглощения, выделения либо разделения;

– установление налоговых льгот, особых порядков налогообложения и т.п.;

– иные управленческие воздействия на деятельность ГУП, имеющие экономический характер.

При этом система управления государственным или муниципальным унитарным предприятием отличается от управления иными коммерческими организациями. Управляются такие предприятия одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган. Основная функция директора предприятия состоит в организации выполнения решений, идущих от собственника имущества унитарного предприятия. Директор отчитывается перед собственником имущества предприятия, в порядке и в сроки, им определенные.

Если в федеральной или муниципальной собственности имеется имущество, то на его базе образовываются муниципальные казенные предприятия. Они считаются унитарными предприятиями, осуществляющими свою деятельность на праве оперативного управления с учредительным документом в виде устава.

Собственник-учредитель обладает правом ликвидировать имущество, которое не используется, считается лишним или его применяют не по назначению.

Только собственник дает согласие пользоваться любым имуществом муниципальному казенному предприятию. Название предприятия в обязательном порядке должно содержать слово «казенный».

Кроме того, унитарные предприятия ведут бухгалтерский учет и отчетность, включая учетную политику, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о целевом использовании полученных средств, пояснительную записку. Унитарные предприятия являются плательщиками налога на имущество, транспортного налога, НДС, налога на доходы физических лиц (НДФЛ), водного налога, налога на прибыль, земельного налога, акцизов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *