Понятие незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС наркотических средств

Под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

В свою очередь, под оборотом наркотических средств понимается разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, уничтожение наркотических средств, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно, незаконное перемещение наркотических средств предполагает собой перемещение наркотических средств в нарушение законодательства Российской Федерации.

Сокрытие от таможенного контроля предметов контрабанды предполагает любой способ утаивания, что затрудняет их обнаружение: использование тайников, предоставление одним предметам вида других и др.

Наиболее распространенными местами сокрытия контрабанды в автотранспорте являются крыша автомобиля (под внутренней обивкой потолка); пространства за приборной панелью и декоративной обивкой кабины (то есть в самом салоне автотранспортного средства); специально оборудованные топливные и водяные баки; инструментальные ящики с двойными стенками или полом; пространства между двойными стенками грузового помещения; шины ходовых и запасных колес; тайники, специально оборудованные в балках автомашины; непосредственно грузовые места либо пространство между ними; фары; элементы кузова автомобиля и др.

Например, в 2016 году на многостороннем автомобильном пункте пропуска Новые Юрковичи, расположенном в Брянской области на российско-украинской границе, была пресечена попытка контрабанды крупной партии гашиша. Наркотики были обнаружены в тайнике, оборудованном в легковом автомобиле, который прибыл на территорию ЕАЭС из Украины.

Изначально автомобиль осмотрели с помощью служебных собак Брянской таможни и Пограничного управления. Своим поведением они показали, что в багажном отделении автомобиля, предположительно под обшивкой, возможно наличие наркотика. Было принято решение досмотреть автомобиль с применением мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (далее – ИДК). ИДК выявил во внутренней полости задней панели багажного отделения, а также под обшивкой левого и правого задних крыльев несвойственные им уплотнения. В ходе досмотра из тайников было извлечено 320 твердых брикетов, обмотанных скотчем. Экспертиза показала, что это гашиш, общий вес которого составил более 100 кг.

Основными местами сокрытия при транспортировке наркотических средств на авиатранспорте являются багаж, тело человека (внутриполостной способ сокрытия), ручная кладь, личные вещи.

Например, в 2014 году сотрудниками Домодедовской таможни в ходе оперативной отработки рейса, прибывшего из аэропорта Дубай (ОАЭ) была выявлена гражданка России, следовавшая по маршруту Сан-Пауло – Дубай – Москва – Бангкок. В ходе досмотра принадлежавшего ей места багажа – чемодана с личными вещами, в тайниках, оборудованных в двойных стенках, были обнаружены пакеты с наркотическим средством кокаин общим весом 3,2 кг.

Внутриполостной способ сокрытия наркотических средств является наиболее часто используемым на авиатранспорте. В практике правоохранительных и таможенных органов к перевозчикам наркотических средств, применяющих внутриполостной способ сокрытия, применяются термины «глотатели» (перевозчики, глотающие контейнеры с наркотиками) и «заталкиватели» (перевозчики, помещающие наркотики в область прямой кишки).

Например, 1 июня 2015 года в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) сотрудниками Отдела по борьбе с контрабандой наркотиков (далее – ОБКН) Домодедовской таможни совместно с сотрудниками таможенного поста Аэропорт Домодедово (пассажирский) был задержан гражданин, который пытался провезти в желудке свыше 800 граммов наркотического средства. Рентгеноскопическое исследование брюшной полости мужчины показало наличие в ней посторонних предметов. При проведении специальных медицинских процедур в стационаре из желудочно-кишечного тракта был извлечен 21 контейнер кустарного производства с жидким веществом, общим весом 818,8 граммов. Проведенный экспресс-анализ дал положительный результат на наличие наркотического средства – кокаин.

На железнодорожном транспорте широко используются аккумуляторные ящики, различные ниши, плафоны освещения, огнетушители.

На морском транспорте для сокрытия контрабанды могут быть использованы места под слоем тепло- и звукоизоляции, ложные трубопроводы, изготовленные тайники, товар может быть подвешен на веревке и опущен в воду за бортом или в танках судна и др.

Что касается предоставления одним предметам вида других, можно привести следующий пример. Домодедовской таможней была задержана гражданка России, прибывшая рейсом Мадрид – Москва. Женщина проследовала через зеленый коридор, тем самым заявив об отсутствии у нее товаров, подлежащих таможенному декларированию. В ходе досмотра ее багажа сотрудниками таможни была обнаружена пластиковая бутылка с жидкостью коричневого цвета. В своем объяснении гражданка заявила, что находилась с туристической целью в Перу и прибыла транзитом через Мадрид. Бутылку с жидкостью она приобрела на местном рынке как целебное средство при отравлениях. По словам женщины, она купила «натуральное лекарство без химических добавок» по рекомендации продавца.

По результатам таможенной экспертизы было установлено, что в бутылке находится тетрагидроканнабинол – наркотическое средство, получаемое из марихуаны. Таким образом, в действиях гражданки России усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ст.229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) (контрабанда наркотических средств).

Международным соглашением, регламентирующим борьбу против незаконного оборота наркотических средств, является Конвенция Организации Объединенным Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (заключена в г. Вене 20.12.1988).

Целью данной Конвенции является содействие сотрудничеству между странами-участницами данной Конвенции, с тем чтобы они могли более эффективно решать проблемы незаконного оборота наркотических средств, имеющих международный характер.

В соответствии с Решением КТС от 22.06.2011 №692 «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на единой таможенной территории Таможенного союза» утвержден План мероприятий по повышению эффективности борьбы с наркопреступностью на единой таможенной территории Таможенного союза. К числу данных мероприятий относятся следующие:

Продолжить мероприятия по унификации правовых норм, касающихся оборота наркотических средств с учетом национального законодательства;

Организовать мониторинг предприятий-соискателей и получателей лицензий на осуществление внешнеэкономической деятельности, связанной с ввозом и вывозом наркотических средств, в целях усиления борьбы с их международным незаконным оборотом;

Выработать и направить в КТС предложения по мониторингу пересечения физическими лицами и транспортными средствами внешней границы государств-членов Союза и перемещения через нее грузов, направленному на установление лиц, участвующих в наркотрафике;

Активизировать работу, направленную на обустройство и оснащение пунктов пропуска через внешнюю границу государств-членов Союза техническими средствами контроля транспортных средств, товаров и грузов, а также развитие кинологических служб таможенных и пограничных органов государств-членов Союза;

Обеспечить направление отчетов о проделанной работе в рамках исполнения Плана по компетенции в адрес национальных координаторов по борьбе с наркопреступностью на территории Союза;

Обеспечение направления в КТС обобщенной информации об исполнении национальными компетентными органами Плана, предложений по совершенствованию механизма его реализации, а также сведений об опыте организации взаимодействия по противодействию наркопреступности;

Организовать обмен информационно-аналитической и оперативной информацией (включая информацию об общегосударственной статистике по изъятиям наркотиков, о каналах и маршрутах наркотрафика и др.);

Информировать глав государств-членов Союза о достигнутых результатах борьбы с незаконным оборотом наркотических средств на территории Союза.

В настоящее время органом, специально уполномоченным на решение задач в сфере оборота наркотических средств, а также в области противодействия их незаконному обороту является ГУНК МВД России (бывший орган в области контроля за оборотом наркотических средств – Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков).

Согласно Положению о Главном управлении по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации ГУНК МВД России является подразделением полиции и самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Основными задачами ГУНК МВД России являются:

Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики;

Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования;

Обеспечение взаимодействия подразделений МВД России с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями;

Организация предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений по контролю за оборотом наркотиков и оказание практической помощи территориальным органам МВД России и их структурным подразделениям.

Кроме ГУНК МВД России противодействие незаконному обороту наркотических средств осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, ФТС России, ФСБ, федеральная служба внешней разведки, а также Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Согласно ст.48 ФЗ от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» должностные лица органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности при осуществлении контроля за перевозкой или пересылкой наркотических средств вправе производить досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконные перевозка или пересылка наркотических средств.

Наркотические средства, изъятые из незаконного оборота, подлежат конфискации и обращению в доход государства или уничтожению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имущество, полученное в результате деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, также подлежит конфискации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *