Ответственность по законодательству РФ за незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС наркотических средств

Скачать текст в WORD

Общественная опасность незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС наркотических средств заключается в том, что вследствие нарушения таможенного контроля ввозятся или вывозятся из одного государства в другое запрещенные к реализации предметы.

Объективная сторона преступления выражается в незаконном перемещении предмета преступления через таможенную границу. Способ перемещения предметов контрабанды через границу на квалификацию действий виновного не влияет. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В некоторых случаях предусмотрен специальный субъект преступления – должностное лицо (в случае, если незаконное перемещение наркотических средств через таможенную границу осуществляется должностным лицом с использованием своего служебного положения).

Ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС наркотических средств предусмотрена ст.229.1 УК РФ.

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза или государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза наркотических средств наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.

В том случае, если незаконное перемещение наркотических средств через таможенную границу было совершено группой лиц по предварительному сговору, должностным лицом с использованием своего служебного положения или в отношении наркотических средств в значительном размере, такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет или без такового.

Согласно ч.2 ст.35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Вышеописанные деяния, совершенные в отношении наркотических средств в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.

В том случае, если данные деяния совершены организованной группой, в отношении наркотических средств в особо крупном размере или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, такие деяния наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового или пожизненным лишением свободы.

В соответствии с ч.3 ст.35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2012 г. №1002.

В соответствии со ст. 50 ФЗ от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в отношении лица, совершившего преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, осуществляется административный надзор в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться определенные административные ограничения:

Запрещение пребывания в определенных местах;

Запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

Запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

Запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

Обязательная явка от 1 до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Далее хотелось бы рассмотреть особенности регламентации уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств в уголовном законодательстве государств-членов ЕАЭС.

Ответственность за контрабанду наркотических средств в Республике Беларусь (далее – РБ) предусмотрена ст.228 УК РБ. В УК РБ перечислены способы незаконного перемещения наркотических средств (помимо или с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств идентификации; сопряженное с недекларирование или заведомо недостоверным декларированием). В УК РФ дается лишь понятие «незаконное перемещение наркотических средств» без перечисления выше упомянутых способов.

В законодательстве РБ говорится только о таможенной границе, в то время как в УК РФ упоминается также государственная граница РФ.

В качестве основного вида наказания применяется лишение свободы, а в качестве дополнительных – конфискация.

УК РБ в качестве квалифицирующего признака предусматривает совершение контрабанды группой лиц по предварительному сговору; лицом, ранее судимым за контрабанду; должностным лицом с использованием своих служебных полномочий; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (в УК РФ также применяется к лицам, осуществляющим пограничный контроль); в отношении особо опасных наркотических средств и психотропных веществ. За данные деяние следует наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет. Особо квалифицированный состав контрабанды предусматривает ее совершение организованной группой и наказывается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет. В УК РФ особо квалифицированный состав предусматривает совершение организованной группой; в отношении наркотических средств и психотропных веществ; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (наказывается лишением свободы от 15 лет до пожизненного лишения свободы).

В Республике Казахстан (далее – РК) уголовная ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена ст.286 УК РК (относится к правонарушениям против общественной безопасности и общественного порядка). Контрабанда наркотических средств в РФ относится к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности.

Контрабанда в УК РК и УК РФ признается оконченным преступлением с момента совершения описанных в ст.229.1 УК РФ и ст.286 УК РК действий и для наступления уголовной ответственности за данное преступление не требуется наступления каких-либо неблагоприятных последствий.

В УК РК перечисляются способы незаконного перемещения наркотических средств (сокрытие от таможенного контроля, обманное использование документов или средств идентификации, недекларирование или недостоверное декларирование). В УК РФ существует отсылка к ТК ТС через установление понятия незаконного перемещения через таможенную границу без перечисления способов.

И в УК РК, и в УК РФ местом совершения контрабанды наркотиков является таможенная граница, а также государственная граница.

УК РК и УК РФ предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющий таможенный и пограничный контроль. Уголовным законодательством РК и РФ возможность привлечения к ответственности юридических лиц не предусмотрена.

Специальными субъектами преступления в УК РК и УК РФ являются должностные лица. Субъективная сторона в обоих законодательствах характеризуется умышленной формы вины в виде прямого умысла.

В УК РФ (в случае неквалифицированной контрабанды наркотических средств) в качестве основного вида наказания предусмотрено лишение свободы на срок от 3 до 7 лет, а в качестве дополнительных – штраф и лишение свободы на срок до 1 года. В УК РК в качестве основного вида наказания может быть применен штраф, ограничение свободы до 5 лет либо лишение свободы на срок до 5 лет, а в качестве дополнительного наказания – конфискация. В УК РК также предусмотрен только один вид основного наказания (для квалифицированной контрабанды) – лишение свободы, и один вид дополнительного – конфискация, в то время как в УК РФ в качестве дополнительных могут применяться штраф и ограничение свободы.

Законодательство РК и РФ по вопросам контрабанды наркотических средств имеют множество сходств и находятся примерно на одинаковом уровне.

В Республике Армения ответственность за контрабанду наркотических средств установлена ст.215 УК Республики Армения (преступления против собственности, экономики и экономической деятельности).

Контрабанда наркотических средств наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет с конфискацией или без таковой. В УК Республики Армения также выделяется в качестве квалифицирующего признака совершение контрабанды должностным лицом с использованием служебного положения; с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль (в УК РФ речь также идет о лицах, осуществляющих пограничный контроль); лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или лицом, уполномоченным на перемещение через таможенную границу отдельных товаров или транспортных средств, освобожденных от установленных форм таможенного контроля (данного признака в УК РФ нет) и наказывается лишением свободы на срок от 6 до 10 лет.

Особо квалифицированный состав контрабанды предусматривает ее совершение организованной группой и наказывается лишением свободы на срок от 8 до 12 лет.

В нормах уголовного законодательства о контрабанде содержится понятие «таможенная граница Республика Армения», то есть можно судить о том, что законодательство Армении не в полной мере соответствует законодательству ЕАЭС.

В уголовном законодательстве Киргизской Республики (далее – КР) уголовная ответственность за контрабанду наркотиков предусмотрена ст.204 УК КР (отнесена к преступлениям экономического характера). В отличие от УК РФ в УК КР не предусмотрено уголовной ответственности за незаконное перемещение наркотических средств через государственную границу Киргизии. То есть, место совершения преступления определено по-разному. В УК КР местом совершения является таможенная граница, а в УК РФ – таможенная граница и государственная граница РФ.

В УК КР сформулированы способы совершения контрабанды наркотических средств, при этом в УК РФ представлен один общий способ (незаконное перемещение наркотических средств).

В законодательстве Киргизии выделен только один квалифицирующий состав контрабанды наркотических средств – совершение контрабанды подконтрольных веществ с применением насилия к лицу, осуществляющий таможенный контроль. Указанная норма не распространяется на лица, осуществляющие пограничный контроль.

Законодательство РФ и КР предусматривает единый подход к определению субъекта контрабанды наркотиков.

УК КР выделяет следующие квалифицирующие составы контрабанды наркотиков: совершаемая должностным лицом с использованием служебного положения; совершенная группой лиц; совершенная группой лиц по предварительному сговору; совершенная организованной преступной группой.

В качестве основного вида наказания в УК КР выделяется лишение свободы (максимальный срок 12 лет), а в качестве дополнительного наказания – конфискация. В УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы за особо квалифицированный состав контрабанды на срок от 15 лет до пожизненного.

Уголовное законодательство РФ в части закрепления уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств находится на более высоком уровне, чем в Киргизской Республике. В УК РФ наиболее полно дифференцирована уголовная ответственность в зависимости от тяжести совершенных деяний, нежели в УК КР.

Путем исследования нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы противодействия незаконному перемещению наркотических средств через таможенную границу ЕАЭС, можно сделать вывод, что данные аспекты регулируются как национальным (например, ФЗ от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»), так и наднациональным законодательством (например, Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.). Контролю в Российской Федерации подлежат исключительно те наркотические средства, которые включены в Перечень.

Проанализировав законодательство всех государств-членов ЕАЭС в части ответственности за контрабанду наркотических средств, также можно сделать вывод о том, что существуют некоторые расхождения в уголовном законодательстве данных государств. Необходимо унифицировать уголовное законодательство с целью единообразного применения мер уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств в рамках ЕАЭС.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *