Контрабанда наркотических средств. Наркотические средства: понятие, классификация, порядок перемещения

Контрабанда наркотических средств относится к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности. Незаконный оборот наркотических средств является серьезной угрозой безопасности и стабильности развития нашего общества, так как возрастает криминализация общества и создается угроза здоровью населения.

Контрабанда наркотических средств является наиболее масштабной и социально опасной разновидностью нелегальной трансграничной активности между странами Центральной Азии и Российской Федерацией. На сегодняшний день самой сложной проблемой является контрабанда наркотических средств из государств Средней Азии через российско-казахстанскую границу, а также транзит наркотических средств через их территорию из Афганистана и Пакистана. Значительное количество наркотических средств (героина) задерживается именно на этом направлении. В Российскую Федерацию наркотические средства попадают также через Узбекистан и Таджикистан.

На многих участках границы Российской Федерации наблюдается увеличение активности данной деятельности. Для вывоза из РФ в Финляндию используется северо-западный участок границы. Наркотические средства растительного происхождения перемещаются небольшими партиями на границах с прибалтийскими государствами и в Калининградском регионе. Транзит наркотиков из Украины в Российскую Федерацию, а также в страны Прибалтики осуществляется на границе с Республикой Беларусь. Также в Российскую Федерацию осуществляется незаконное перемещение наркотических средств с территории ряда стран Закавказья.

Наркотические средства также часто ввозятся из стран Латинской Америки (Доминиканская Республика, Колумбия, Бразилия и др.) и из Индии (ГОА).

На данный момент органом, специально уполномоченным на решение задач в сфере оборота наркотических средств, а также в области противодействия их незаконному обороту является Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ГУНК МВД России). Помимо ГУНК МВД России противодействие незаконному обороту наркотических средств осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее – ФТС России), федеральная служба безопасности (далее – ФСБ), федеральная служба внешней разведки, а также Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Проблемной ситуацией исследования является непосредственно незаконное перемещение наркотических средств через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), а также недостаточная эффективность способов выявления, пресечения и раскрытия контрабанды наркотических средств, применяемых таможенными органами. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы исследования, так как путем повышения эффективности мер противодействия контрабанде можно добиться уменьшения количества совершенных преступлений в области оборота наркотических средств.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» под наркотическими средствами понимаются вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Все страны в области оборота наркотических средств руководствуются едиными для всех государств принципами, заложенными в международных соглашениях, к числу которых относятся Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., а также Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками от 1972 г. подтвердила, упростила и дополнила ранее заключенные договоры, объединив большинство документов, действовавших в этой сфере. Конвенция направлена на борьбу с наркоманией и устанавливает производство, изготовление, торговлю, импорт, экспорт, распределение и использование наркотических средств исключительно в медицинских и научных целях. Данная конвенция регламентирует порядок контроля над различными видами наркотических средств, устанавливает ограничения изготовления и ввоза, а также определяет обязательства сторон по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

Классификация наркотических средств в зависимости от поставленных целей может быть приведена по различным признакам.

По характеру психофармакологического воздействия на организм человека они разделяются на следующие группы:

Депрессанты (оказывающие угнетающие действие);

Стимуляторы (оказывающие возбуждающее действие);

Галлюциногены (обладающие галлюциногенным действием).

По происхождению выделяются:

Опиаты (на основе мака);

Каннабиноиды (на основе конопли);

Наркотики на основе коки;

Наркотики на основе грибов и др.

По химическому строению выделяются:

Барбитураты (фенобарбитал, амитал, секонол и др.) – синтетические вещества, получаемые на основе барбитуровой кислоты;

Амфетамины (бензедрин, декседрин, метедрин и др.)

По источникам поступления к потребителям выделяются:

Легальные лекарственные препараты, применяемые в медицине;

Кустарные средства, изготавливаемые из растительного сырья;

Контрабандные лекарственные препараты и наркотики.

По степени угрозы здоровью наркотики делятся на:

Сильнодействующие (тяжелые) – героин, кокаин;

Слабодействующие (легкие) – марихуана.

Аналогами наркотических средств считаются запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств, психоактивное действие которых они воспроизводят. Диагностику данных веществ можно осуществить только с помощью экспертиз, осуществляемых в соответствующих лабораториях Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) ФТС России.

Перечень наркотических средств, подлежащих контролю в Российской Федерации, установлен Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 г. №681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (см. Приложение А). Данный перечень содержит два списка наркотических средств, которые подлежат контролю в Российской Федерации:

Список I – список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

Список II – список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Внесение изменений в данный перечень осуществляется на основании предложений Министерства здравоохранения Российской Федерации либо Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, которые представляют в установленном порядке соответствующие проекты актов Правительства Российской Федерации.

Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств регламентируется Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 №181 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Данное постановление содержит два положения о порядке перемещения наркотических средств, а именно:

Положение о ввозе в РФ и вывозе из РФ наркотических средств при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами-участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС;

Положение о ввозе в РФ и вывозе из РФ наркотических средств при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Согласно данному положению ввоз (вывоз) наркотических средств, внесенных в списки I и II Перечня, осуществляется только государственными унитарными предприятиями, имеющими соответствующую лицензию на оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений. Такой ввоз (вывоз) допускается только для использования наркотических средств в научных и учебных целях, а также в экспертной деятельности.

В соответствии с Соглашением о порядке перемещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза (Заключено в г. Минске 24.10.2013) физическим лицам, зарегистрированным в качестве субъектов предпринимательской деятельности, запрещается осуществлять перемещение наркотических средств в связи с осуществлением ими указанной деятельности.

Юридические лица осуществляют перемещение при наличии разрешительных документов на ввоз (вывоз), содержащих следующие сведения:

Наименование наркотического средства;

Международное незарегистрированное название наркотического средства, если такое имеется;

Количество наркотического средства, подлежащее перемещению;

Наименование и адрес места нахождения и юридический адрес юридического лица, осуществляющего перемещение;

Наименование юридического лица, в адрес которого осуществляется перемещение наркотических средств и адрес его местонахождения;

Срок действия разрешительного документа.

Лицензия представляется таможенному органу государства-члена ЕАЭС при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС наркотических средств. Для оформления лицензии заявители представляют в уполномоченный орган государства-члена, на территории которого он зарегистрирован, необходимые документы и сведения. В соответствии с Договором о ЕАЭС к таким документам и сведениям относятся следующие:

Заявление о выдаче лицензии;

Электронная копия заявления;

Копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) — копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;

Копия документа (сведения, если это предусмотрено законодательством государства-члена) о постановке на учет в налоговом органе или о государственной регистрации;

Копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности или сведения о наличии лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности (если это предусмотрено законодательством государства-члена), если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на таможенной территории ЕАЭС.

Также для оформления лицензии на экспорт наркотических средств необходимо предоставить разрешение на ввоз конкретной партии наркотических средств (оригинал или его нотариально заверенную копию), выданное компетентным органом государства-импортера, либо официальное уведомление этого органа о том, что указанное разрешение не требуется.

Указанное в лицензии на вывоз количество наркотических средств, находящихся под международным контролем в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года, не должно превышать утвержденных и опубликованных Международным комитетом по контролю над наркотиками годовых исчислений потребностей в наркотических средствах для страны ввоза.

В выдаче лицензии может быть отказано при наличии следующих оснований:

Наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представленных заявителем для получения лицензии;

Не предоставлены все необходимые документы или они оформлены ненадлежащим образом (отсутствуют печати, подписи);

Прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии;

Нарушение международных обязательств государств-членов, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия;

Исчерпание квоты, а также тарифной квоты, либо их отсутствие (в случае оформления лицензии на квотируемые товары);

В случае отказа согласующего органа в согласовании заявления на выдачу лицензии.

Согласно пункту 22 Договора о ЕАЭС заявители, получившие лицензию, отчитываются в уполномоченный орган государства-члена ЕАЭС об исполнении лицензии:

Владельцы генеральных и исключительных лицензий – ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

Владельцы разовых лицензий – в течение 15 календарных дней по истечении срока действия лицензии.

Помещение наркотических средств под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии. Также установлены случаи, когда представление лицензии может не требоваться:

Ввоз и (или) вывоз физическими лицами ограниченного количества наркотических средств в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии подтверждающих медицинских документов с указанием наименования и количества товара;

Ввоз и (или) вывоз наркотических средств, предназначенных для оказания неотложной помощи при чрезвычайных ситуациях;

Нахождения в аптечках первой помощи на транспортном средстве в ограниченном количестве, определенном законодательством государства регистрации таких транспортных средств наркотических средств на морских (речных) судах и воздушных судах международного сообщения.

Помещение наркотических средств под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию ЕАЭС до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории ЕАЭС осуществляется при представлении таможенному органу в месте прибытия заверенной копии разрешения компетентного органа государства-экспортера на вывоз конкретной партии наркотических средств либо официального уведомления этого органа о том, что указанное разрешение не требуется.

Помещение наркотических средств под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию ЕАЭС до внутреннего таможенного органа, а также от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории ЕАЭС осуществляется при представлении таможенному органу лицензии.

Не допускается помещение наркотических средств под такие таможенные процедуры, как таможенный склад, переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, временный ввоз (допуск), временный вывоз, беспошлинная торговля, уничтожение, отказ в пользу государства, свободная таможенная зона, свободный склад, реимпорт и реэкспорт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *