Понятие медиа и их влияние на детскую аудиторию

Современный мир трудно представить без медиа-средств массовой коммуникации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись и систему Интернет). Медиа сегодня – одна из важнейших сфер в жизни людей всей планеты.

За понятием «медиа» (которому мы часто приписываем значение единственного числа) на самом деле стоит чрезвычайно сложная и разнообразная совокупность структур и видов деятельности, каждая со своим собственным способом коммуникации, своей экономикой, своими границами и своей аудиторией.

Термин медиа происходит от латинских medium (средство, посредник), media (средства, посредники). Существует огромное количество определений медиа. Например: медиа являются конгломератом структур частного бизнеса; это особый вид социальной деятельности; главная задача медиа — осуществлять своего рода представительство тех или иных точек зрения, взглядов и позиций; СМИ — это продукт соответствующих правовых регламентации, включая регламентации и в отношении их экономической деятельности; медиа — это социальный институт, выполняющий важные общественные задачи, но это также, если угодно, некое средство распространения рекламы; СМИ суть коллективное сознание читателей, слушателей и зрителей.

И все это верно! Медиа и в самом деле обнаруживают все те черты, что отмечены в данных определениях, плюс всегда еще нечто такое, чего мы пока не знаем, ведь это область вечного движения и вечных изменений. Как читатели, зрители и слушатели, мы прекрасно осознаем, что день ото дня изменяется содержание СМИ, т.е. то, о чем они нам сообщают. Газеты, журналы, радио- и телестанции продаются, покупаются и создаются заново; изменяются законы, регулирующие деятельность СМИ; появляются новые технологии; распадаются прежние и складываются новые аудитории.

В современном мире повсеместно употребляется как аналог термина СМК – средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет) и/или СМИ (средства массовой информации). При этом в формулировках «медиа», принятых в разных странах, как правило, нет разночтений. Они отличаются только стилистически.

Медиа, с одной стороны, отражают реальность, являясь продуктом определенной социокультурной технологической среды, с другой, могут серьезно менять ее, создавая новые стандарты, стереотипы, мотивации, модели поведения и образа жизни. Медиа обладают колоссальным потенциалом влияния на общество, хотя их власть не закреплена законодательно.

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

Техническое оснащение современной цивилизации несет в себе множество проблем, одной из которых является психологическая зависимость потребителя от различных средств массовой коммуникации.

«В современном мире человек ежедневно получает множество медиасообщений. Интерес к медиа воздействию, так же как и к свидетельствам этого воздействия, возник вместе с массовой коммуникацией. Людям никогда не было безразлично то, как медиаинформация воздействует на них самих и особенно на их детей. Общественность всегда была озабочена негативным воздействием определенного сообщения или систем сообщений, а также интересовалась потенциальным воздействием других медиасообщений.

По мере углубления в новое тысячелетие знания о воздействии СМИ приобретают все большую важность. Мы настолько тесно связаны и зависимы от информации, что современное общество называют «информационным». Компьютеры и СМИ — важная составная часть общественной инфраструктуры. Учитывая то, что в очень многих недостатках современного общества обвиняют различные виды массовой коммуникации, проблема медиавоздействия приобретает первостепенное социальное значение.

Интерес социологов привлекает способность определенных видов медиапродукции (рекламы, пропагандистских материалов, избирательных кампаний) оказывать побуждающее воздействие на аудиторию; воздействие новых коммуникационных технологий, воздействие сексуально откровенной медиапродукции, реакция потребителей массовой информации на материалы пугающего и беспокоящего характера, воздействие политической пропаганды и многие другие явления.

В настоящее время исследователи разрабатывают следующие направления в сфере медиавоздействия: убеждение аудитории; воздействие медианасилия и порнографии; испуг как реакция на массовую информацию; влияние подбора сообщений на представление аудитории об их важности; новые медиатехнологии; использование СМИ для удовлетворения индивидуальных потребностей; формирование мировосприятия под воздействием СМИ и др.»

Сегодня доступ к СМИ — это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе, но поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не под силу отдельному человеку.

С момента появления развлекательных СМИ общественность была обеспокоена их мощным и вредным воздействием, особенно на ту категорию потребителей массовой информации, которая считается наиболее уязвимой — детей. Как следствие, изучение медиавоздействия стало одним из наиболее результативных, социально значимых и тщательно анализируемых направлений в рамках научных исследований массовой коммуникации.

Основным направлением исследования влияния медиа на детей является –медианасилие. Было проведено множество различных экспериментов с участием детей различного возраста. Самым известным экспериментом является эксперимент проведенный в 1961 году известным канадским психологом, сторонником теории социального обучения Альбертом Бандурой с надувной куклой-неваляшкой Бобо. В ходе эксперимента детям было показано действие продолжительностью в 10 минут, по сюжету которого некий человек избивал Бобо (надувную куклу около м  тра в высоту). Человек бил куклу руками, молотком, швырял, пинал ее. Концовка представления предусматривала три варианта: человека наказывали за избиения куклы, поощряли, либо он просто выходил из комнаты. После просмотра фильма детей помещали в комнату, где находилось множество привлекательных игрушек, но детям не разрешили играть ни с одной из них. Далее расстроившихся малышей переводили в комнату с куклой Бобо и как обычными, так и «агрессивными» игрушками, такими как молоток, веревки, оружие и др. Детям разрешалось играть в этой комнате 20 минут, в то время как экспериментатор наблюдал за их действиями посредством двустороннего зеркала, отмечая уровень агрессии каждого ребенка (Рис 1.) Основные результаты эксперимента надежно показали, что дети, которые видели демонстрацию агрессивного поведения, показали достоверное подражание увиденной модели поведения взрослых в их отсутствие. Согласно выводам Бандуры, агрессивное поведение взрослого по отношению к кукле позволило детям предположить, что такие действия в принципе приемлемы. И в результате у детей закрепилась модель поведения с проявлениями агрессии в ответ на какое-либо расстройство (Bandura, 1963).

Рисунок 1. Эксперимент Альберта Бандуры

Сегодня психологи продолжают изучать воздействие наблюдаемого насилия на поведение детей. И все еще остается открытым вопрос, приводит ли увиденное на экране ТВ или с монитора компьютера насилие к агрессивному поведению подрастающего поколения.

За последние 20 лет, воспитательные функции таких институтов как семья и школа заметно уменьшились. К сожалению, общение родителей со своими детьми стало уходить на второй план. В следствие чего стало сильно возрастать влияние медиа на процесс социализации, а также формирования определенного мировоззрения у растущего поколения. Необходимо отметить, что средства массовой коммуникации, отчасти заменяя родителей, дают иногда такие результаты, которые исправить в будущем представляется не легко. И не всегда эти результаты возможно предусмотреть заранее. Но, к несчастью, в последнее время существенно усиливается их отрицательное воздействие на общество.

Прослеживая негативную роль воздействия медиа на подсознание детей, следует обратить особое внимание на такую важную деталь: в СМИ материалы подаются в виде уже готовых шаблонов и схем, которые отучают детей любых возрастов думать и анализировать. Они привыкают к подобным шаблоном и уже бессознательно ждут, что им будет преподнесена готовая информация, не требующая никакого анализа. Представители СМИ и так вам покажут, как надо реагировать на ту или эту информацию

Под воздействием СМИ также резко снижается творческая активность у детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не сочиняют сказок, не рисуют, не создают свои собственный воображаемые миры. Их ничего не интересует и не увлекает. Подобное отсутствие внутреннего мира соответственно отражается и на отношениях между детьми. Им больше не о чем разговаривать. Они желают просто нажать кнопку телевизора и ждать новых – готовых – развлечений.

Не смотря на все выше перечисленное, СМИ несомненно играют огромную роль в жизни — это и источник информации, и средство общения. Помимо негативного влияния СМИ на поведение детей, можно выделить несколько позитивных моментов:

СМИ держит подрастающее поколение в курсе происходящих событий, таким образом, удаляя «информационный голод»;

Они повышают общую, в том числе и политическую культуру населения;

СМИ также помогают снять ощущение одиночества.

С помощью СМИ пропагандируются образцы и нормы поведения в обществе. Регулируется жизнедеятельность людей.

Позволяют расслабиться, отдохнуть и развлечься, что необходимо каждому человеку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *