Составляющие процесса социализации

Период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе. В связи с этим в работе рассмотрено влияние медиа на социализацию личности именно на этом этапе жизненного цикла.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь ребенка. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для него. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен.

В детстве ими могут являться:

Семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

Детский сад и школа

Общество (сверстники, друзья).

Семья является наиболее значимой частью мира ребенка, а также является фактором развитии его личности и в приобретении им социального опыта. Поэтому она рассматривается, как самый мощный и первичный агент социализации. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, получает физическое и эмоциональное развитие, овладевает социальными нормами, формирует мотивы и личностные черты. Именно семья играет ключевую роль в воспитании ребенка.

«Семейное воспитание — более или менее осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.»

Искусство воспитания в том и состоит, чтобы представить детям сложный, небезопасный реальный мир и помочь выбрать и освоить ту форму социализации, которая соотносится с потребностями их индивидуальности и одновременно отвечает требованиям социума.

Как было уже сказано воспитание является одной из составляющих процесса социализации. «Воспитание как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и относительно направляемой социализации тем, что в его основе лежит социальное действие. Немецкий ученый Макс Вебер, который ввел это понятие, определял его как действие, направленное на разрешение проблем; как действие, специально ориентированное на ответное поведение партнеров; как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие».

Кроме того, в отличие от процесса социализация который протекает непрерывно, так как человек постоянно взаимодействует с социумом, воспитание является дискретным(прерывным) процессом, так как осуществляется в определенных организациях, т. е. оно ограничено временем и местом.

Рассматривая социализацию ребенка, нужно отметить, что для него ключевой задачей является именно первичная социализация, постижение смысла имеющихся норм и правил жизни в обществе. Для правильной и успешной жизнедеятельности ребенка этот первоначальный процесс просто необходим.

В возрасте около двух лет у детей начинают формироваться представления о нормах, относящиеся как к вещам, так и к поведению. Например, перед едой надо обязательно мыть руки, а игрушки не должны быть сломанными. Хорошо и правильно слушаться взрослых, выглядеть опрятно, не быть жадным и не проявлять агрессии. «Однако эти наиболее распространенные нормы в разных семьях могут приобретать весьма своеобразное значение – недооцениваться или переоцениваться. Если в доме царит беспорядок, а в ребенке поощряется агрессивность или чрезмерное послушание, то, скорее всего, он это воспримет как норму и будет удивлен, встречая прямые порицания окружающих людей или скрытые негативные последствия своего поведения.» В подобных случаях перед ним возникнет задача сравнить принятые в семье нормы, с теми нормами, которые являются общераспространенными.

Ближе к началу школьного периода, в возрасте 6-7 лет у детей происходят первые значительные перемены, так как изменяется привычный им уклад жизни, появляются новые требования и обязанности, отношения ребёнка относительно окружающих начинает меняться.

«На этом этапе детей отличают различные признаки слабости нервной системы, что значит очень низкую выносливость, и более значительную чувствительность. Именно возрастная слабость нервной системы может определять в ранние годы особую яркость восприятия, детскую впечатлительность и такие черты, как лёгкость перехода к возбуждению, импульсивность.»

«С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребёнок сталкивается с рядом новых и строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах. Эти правила и обязанности развивают у школьника организованность, аккуратность, целеустремлённость, настойчивость, систематичность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребёнок вступает в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.»

Учеными изучен детский и отроческий возрасты гораздо более детально, чем другие периоды жизни. Вероятно, это связано с тем, что процесс вхождения ребенка в мир, первичная адаптация к социальной среде имеет ряд общих моментов. В дальнейшем же развитие человека становится более индивидуализированным. Соответственно, и жизненные цели в детском возрасте задаются более однозначно, имеют меньше вариантов, чем для взрослых. Это облегчает ребенку понимание смысла поставленных перед ним целей, что является подготовкой к самостоятельному определению их в дальнейшем. Если этого не произойдет, то в будущем проблемы главных жизненных целей и их смыслов окажутся для него трудно разрешимыми – ведь для взрослого человека существует гораздо больше степеней свободы, но и меньше внешних ориентиров. Он сам должен выбирать свой путь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *