Полномочия органов местного самоуправления по управлению землями сельскохозяйственного назначения

Конституция РФ закрепила за органами местного самоуправления права на самостоятельное управление муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность – одна из трех основных форм собственности, установленных Конституцией РФ наряду с частной и государственной, субъектами права которой выступают муниципальные образования, а права по владению, пользованию и распоряжению осуществляют органы местного самоуправления. Порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закреплены в ГК РФ, Федеральном законе № 131-ФЗ и других нормативных правовых актах. Рассмотрим подробно полномочия органов местного самоуправления по управлению земельными отношениями, и какое место находит вопрос управления землями сельскохозяйственного назначения в системе местного самоуправления.

Имущественные права муниципального образования представляют собой в соответствии с гражданским законодательством следующие три основных правомочия:

право владения – право фактического обладания муниципальным имуществом, которое создает возможность непосредственного воздействия на него; законным (титульным) владельцем муниципального имущества может быть не только муниципальное образование, а наниматель (арендатор) по договору имущественного найма, лицо, которому имущество передано по договору о безвозмездном пользовании, залогодержатель, перевозчик (в отношении переданного ему для транспортировки муниципального имущества), хранитель имущества, комиссионер и др.;

право пользования, которое заключается в праве потребления муниципального имущества – эксплуатация имущества, получение плодов и доходов, приносимых им, и др., границы которого определяются законом, договорами или иными правовыми основаниями. Законодательство запрещает пользование имуществом в ущерб интересам других лиц (так называемое злоупотребление правом). Правом пользования муниципальным имуществом могут обладать не только собственники такого имущества, но и его законный владелец-несобственник – арендатор, квартиросъемщик и др., а также лица, не являющиеся ни собственником, ни владельцем (лица, в пользу которых установлен сервитут и др.);

право распоряжения муниципальным имуществом – право, позволяющее органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Они вправе совершать такие сделки, как купля-продажа, поставка, дарение, аренда и др. Распоряжением имущества определяется юридическая судьба вещи, т. е. либо прекращается, либо приостанавливается право собственности на нее. Собственник может передавать свое имущество в доверительное управление иным лицам.

Ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ закрепила за органами местного самоуправления компетенцию самостоятельно, от имени муниципального образования, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом. Также установлено, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Нами было установлено, что полномочиями по решению вопросов местного значения, а также реализацией имущественных прав наделены органы местного самоуправления и их должностные лица. Этому вопросу посвящена глава 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со статьей 34 структуру органов муниципального образования составляют представительный орган, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган (администрация), контрольный орган, а также иные органы и должностные лица, предусмотренные уставом. Рассмотрим набором каких полномочий, наделен каждый из этих органов.

Основным нормативным правовым актом муниципального образования, закрепляющим правовые основы местного самоуправления и определяющим порядок формирования органов местного самоуправления, их полномочия, принципы взаимодействия и разграничения их компетенции, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, иные вопросы осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, является устав.

Представительный орган муниципального образования – это основной орган представительной демократии в системе местного самоуправления, порядок формирования которого зависит от вида муниципального образования. В исключительной компетенции представительного органа находится определение и принятие Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Данный порядок регулирует отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения муниципальным имуществом, разграничивает (определяет) полномочия органов местного самоуправления. Определяет порядок отчуждения и передачи в аренду имущества. Представительный орган вправе рассматривать и принимать местные программы использования и охраны земель.

Кроме того, к исключительной компетенции данного органа могут быть отнесены также иные полномочия, если они предусмотрены федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, а также издает в пределах своих полномочий иные правовые акты. Координирует и обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий.

Местная администрация – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и возможностью для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Орган обладает правами юридического лица. Его структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

В структуре администрации полномочиями по управлению муниципальным имуществом наделяется функциональный орган (отдел, управление или комитет), название которого определяется решением Представительного органа и закрепляется в Порядке, который устанавливает положения о владении, пользовании и распоряжении собственностью муниципалитета. С целью определения функций данного органа решением Представительного органа утверждается Положением о его деятельности.

Рассматриваемый орган наделен правами юридического лица и от имени муниципального образования осуществляет гражданско-правовые сделки в отношении имущества.

При участии иных структурных подразделений администрации подготавливаются проекты постановлений, распоряжений, писем Главы муниципального образования, решений Представительного органа и иных нормативных актов по вопросам управления муниципальной собственностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что в отношении земель сельскохозяйственного назначения на муниципальном уровне не разрабатывается особый правовой акт. Действует Порядок управления и распоряжения всем имуществом муниципалитета, который не должен противоречить нормам федерального и регионального законодательства в части касающейся оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *