Правовое регулирование деятельности муниципальных органов по управлению земельными отношениями

Принципиально новый этап в формировании системы публичной власти в нашей стране начался с принятием закона СССР от 9 апреля 1990 г. №1417-I «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Статьи закона провозгласили не только восстановление местного самоуправления, но и определили его важнейшей основой – муниципальную собственность.

На протяжении 1990-1993 гг. предпринимались попытки трансформировать действующую систему путем принятия принципиально новых поправок к Конституции РСФСР об исключении местных Советов из системы государственной власти. Последовало принятие нового Закона РСФСР от 6 июля 1992 г. №1550-I «О местном самоуправлении в Российской Федерации». В целом принятые решения в 1990-1993 гг. не привели к формированию системы местного самоуправления, однако позволили заложить правовую основу будущей муниципальной реформы и сформировать представление о российской модели местного самоуправления, которая была закреплена в конституционном акте. Конституция Российской Федерации в ст.3 закрепила местное самоуправление как форму народовластия, а в ст.12 – как основу конституционного строя. Глава 8 Конституции посвящена местному самоуправлению, которая закрепила положения, регулирующие вопросы жизнедеятельности местного сообщества, в том числе право на муниципальную собственность, землю и другие природные ресурсы (ст.8 и 9). Вопросы местного значения напрямую затрагиваются в 19 статьях Конституции РФ и являются нормами прямого действия, подлежат непосредственному исполнению, в том числе судебными органами.

Конституция РФ стала основой разработки Федерального закона от 28 августа 1995 г.№154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». После принятия закона Россия присоединилась и ратифицировала ряд международных актов: Европейская Хартия местного самоуправления, Европейская Хартия городов, а в ее составе и Европейскую Декларацию прав городов. Принятие обязательств соблюдать признанные Советом Европы принципы местного самоуправления, дало импульс широкому развитию местного самоуправления и в России.

С принятием в 2003 г. Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» начинается новый этап в истории формирования правовой основы местного самоуправления. Были установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, также определены государственные гарантии его осуществления.

В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится: управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Таким образом, понятие местного самоуправления, закрепленное в Конституции и законодательстве, представляет собой форму народовластия, обеспечивающую самостоятельное решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *