Целью проведения аудиторской проверки операций по оплате труда является формирование мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности на предприятии и пояснений к отчетности в области расчетов с персоналом по оплате труда, а также соответствия данных расчетов нормам законодательства Российской Федерации.
В качестве основных направлений принято выделять:
- оценку действенности и эффективности существующей системы расчетов с персоналом;
- оценку правильности организации и ведения синтетического и аналитического учета операций по оплате труда в организации в проверяемом периоде; оценку полноты отражения всех совершаемых расчетов в бухгалтерском учете;
- проверку соблюдения налогового законодательства на предприятии по операциям, связанным с расчетами по заработной плате с персоналом;
- проверку соблюдения законодательства в области социального страхования и обеспечения, а также правильности и своевременности расчетов по взносам в социальные фонды.
Аудит расчетов с персоналом по оплате труда осуществляется в три этапа: планирование аудита, проведение аудиторской проверки, оценка и обобщение ее результатов.
Этап планирования аудита, как правило, включает в себя изучение применяемых в организации форм и систем оплаты труда, локальных нормативных актов, касающихся трудовых отношений, оценку эффективности системы внутреннего контроля в части расчетов с персоналом по оплате труда и оценку существующих рисков.
На втором этапе — получения аудиторских доказательств, проверяется соблюдение законодательства о труде, являющегося актуальным на момент проведения аудита. Проверяется правильность начисления заработной платы и удержаний, устанавливается достоверность производимых начислений и выплат сотрудникам, документальное подтверждение и оформление расчётов с персоналом, а также своевременность отражения в бухгалтерском учёте всех видов расчётов между организацией и её сотрудниками.
На заключительном этапе проверки выявленные нарушения и ошибки оцениваются с точки зрения существенности их влияния на достоверность показателей отчетности и возможности применения штрафных санкций к организации и ее должностным лицам со стороны контролирующих органов.
Программа проверки расчетов с персоналом по оплате труда, как и любого другого участка проверки, должна отвечать критерию оптимальности, то есть, с одной стороны, обеспечивать получение убедительных аудиторских доказательств, а с другой стороны, снижать трудозатраты на проведение детальных процедур.
Стандартных методик построения оптимальных программ проверки не предусмотрено, оптимизация производится на основании вариативных действий аудитора исходя из его опыта, профессионального суждения, результатов оценки рисков существенного искажения аналитических процедур, а также корректировок, обусловленных уточнением показателей риска, на протяжении процесса проверки.
Важную задачу на этапе планирования выполняют аналитические процедуры, под которыми понимается оценка финансовой и нефинансовой информации, основанная на исследовании существенных показателей, их соотношений, выявлении и рассмотрении тенденций (особенно необычных), вызванных наличием явной причинно-следственной связи между показателями.
Значимость аналитических процедур в аудите проявляется в использовании не только внутренней информации аудируемого лица, но и возможности ее сопоставления с внешними данными, оценке эффективности решений, принимаемых руководством.
Масштаб и эффективность использования аналитических процедур на этапе планирования во многом зависит от возможности детализации данных бухгалтерского учета, уровня автоматизации, степени взаимодействия аудитора с работниками бухгалтерской службы и других отделов. Следует принимать во внимание, что на убедительность доказательств, полученных в ходе анализа, оказывают влияние следующие допущения:
- предпроверочный характер — информационная база может содержать искажения, что вызывает сомнение в достоверной оценке показателей и реальных экономических процессов;
- необходимость профессионального опыта, компетентности аудитора в выборе и применении методов экономического и статистического анализа, знания экономических закономерностей, факторов, отраслевых и внутрихозяйственных особенностей предприятий, интерпретации соотношений и изменений показателей;
- наличие и сопоставимость показателей, выбранных за базу сравнения (планы и сметы должны быть разработаны аудируемым лицом, а отраслевые данные — соответствовать виду деятельности проверяемого предприятия, региональным особенностям, что для многопрофильных предприятий не всегда приемлемо);
- надежность оценки сравниваемых показателей, например достоверность прогнозов, нормативных и плановых значений, данных прошлых лет.
В процессе составления программы проверки, основываясь на оценке риска существенного искажения, аудитор должен определить временной интервал (сроки, период, дату) к которому будут относиться аудиторские доказательства.
Международные аудиторские стандарты при высоком уровне риска рекомендуют выбирать период проверки ближе к окончанию отчетного периода или в непредсказуемый момент времени, исходя из цели аудиторской процедуры, характера группы однотипных операций или остатка по счету.
Временными интервалами, составляющими точки угрозы недостоверности отчетности, могут выступать периоды максимального документооборота по каждой значимой группе операций, завершение технологического цикла, завершение финансового года, смена материально ответственного лица, руководства или собственников, реорганизация, факты хищений, стихийные бедствия, сложные и не характерные для данной отрасли хозяйственные операции, слабые места в учете, выявленные по результатам прошлых аудиторских проверок, существенные изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве.
В основу поиска рисковых элементов и периодов положено исследование взаимосвязей, соотношений между показателями, которые имеют причинноследственную зависимость. При этом аудитору необходимо установить на основе профессионального суждения ожидаемые тенденции или коэффициенты, в случае отклонения от которых элементы могут быть признаны необычными, а тенденции неожидаемыми.
В случае значимых отклонений возникает необходимость выявления причины отклонений путем увеличения объема выборки или осуществления сплошной проверки. Периоды резких колебаний показателей в сравнении с предыдущим периодом, значительные изменения в структуре или отклонения от ожидаемых значений свидетельствуют о наличии рисковых областей, появление которых может быть обусловлено объективными и субъективными факторами. К объективным факторам относят действия экономических законов и явлений, а субъективные — вызваны человеческим фактором (принятые решения руководством, умышленные и неумышленные искажения).
Причины внесения существенных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально закреплены.
В приложении Д представлен план аудита расчетов с персоналом по оплате труда в ООО «ХХХ».
Данный план аудита расчетов с персоналом по оплате труда будет осуществляться согласно этапам приведенным в таблице 2.8.
План аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда была разработана с учетом планируемых аудиторских рисков, а также согласно отраженному в учетной политике ООО «ХХХ» уровню существенности. В план проверки не включены процедуры проверки расчетов с персоналом по оплате труда по тем операциям, которые в ООО «ХХХ» не совершаются.
Таблица 2.8 – РД «Этапы аудита»
Виды работ | Источники информации |
1. Проверка соблюдения требований трудового законодательства | |
2. Проверка наличия и содержания трудовых договоров с работниками организации | Трудовые договоры, приказы о приеме на работу |
3. Проверка штатного расписания и его соответствия требованиям Трудовому кодексу РФ | Трудовые договоры, штатное расписание |
4. Проверка правильности учета рабочего времени | Табеля учета использования рабочего времени |
5.Проверка правильности оформления расчетно-платежных ведомостей | Расчетно-платежные ведомости |
6. Проверка обоснованности начислений по всем видам оплат | Расчетно-платежные ведомости, табеля учета использования рабочего времени |
7. Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС | Расчетно-платежные ведомости, Индивидуальные карточки работников Анализ счета 69 |
8. Проверка правильности всех видов удержаний из заработной платы и обоснованности предоставления вычетов | Заявления работников о предоставлении налоговых вычетов Справки, налоговые карточки по учету НДФЛ, Справки о доходах физических лиц |
При составлении данного плана, большое значение имеют аналитические процедуры, применение которых позволит аудитору определить характер, объем и временные рамки процедур в отношении проверяемых предпосылок подготовки отчетности.