Особенности реализации монетарного режима таргетирования инфляции

Практическое использование центральными банками определенной совокупности инструментов и методов с целью решения конкретной задачи характеризуется понятием монетарного режима. Как свидетельствует исследование МВФ, в рамках данного режима в развитых странах инфляция поддерживается на целевом уровне или в пределах установленного диапазона в рамках 1–3%, а в развивающихся странах – на уровне 3–6% .

Поскольку осуществление денежно-кредитной политики базируется на реализации функций денег, то объективными параметрами, на которые должны быть направлены усилия и внимание центрального банка и на которых должно базироваться регулирование денежного обращения, являются соответствующие показатели цены денег.

Переход к режиму таргетирования инфляции в полном объеме должен сопровождаться участием Банка России в работе, направленной на создание условий, имеющих институциональный характер; принятием мер, направленных на повышение глубины и ликвидности финансового рынка; стремлением к росту эффективности своей процентной политики, совершенствованием управления ликвидностью банковского сектора, развитию системы анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования [11, C. 40].

С целью усиления эффективности антиинфляционной политики, она должна базироваться на объективных экономически обоснованных системных прогнозах. Процесс системного прогнозирования роста инфляции проводится с использованием аналитических трендов и оценки степени влияния оговариваемых монетарных, финансовых и других макропоказателей на индекс инфляции, а также с оценкой влияния инфляции на динамику реального ВВП. Аналитический тренд, который достаточно точно описывал изменение индекса инфляции отсутствует, и это свидетельствует об относительной теоретическую невозможность краткосрочного прогнозирования индекса инфляции за помощью аналитических трендов.

Таргетирование инфляции является одним из режимов монетарной политики, что предполагает наличие трех основных пунктов.

— во-первых, это законодательное закрепление ценовой стабильности как прямая цель монетарной политики;

— во-вторых, устоновление целевых показателей инфляции и официальное подкрепление обещания их соблюдать;

— в-третьих, объявление планов органов власти по монетарной политике общественности.

Прогноз инфляции Банка России на 2017 г. составляет 4 %, что на наш взгляд, является труднодостижимым, учитывая кризисные явления, продление санкций и прогноз роста росат денежной массы до 8,1-8, 5% в 2017 г., низкие темпы роста экономики, снижение цен на российские товары на мировых рынках и ограничение доступа эксортеров к мировым рынкам, снижение инвестиционной активности.

Рис 3. Инфляция в России в 2006- 2016 гг. и прогноз инфляции на 2017-2018 гг. [16]

Возможность применения политики таргетирования осложняется нерешенностью многих проблем разного характера, которые в целом составляют совокупность экономических, монетарных, фискальных и социальных факторов:

  1. Экономические факторы:

— структурные перекосы в экономике;

— низкий уровень привлечения внутренних инвестиций в экономику страны;

— наличие теневой экономики; неразвитость малого и среднего бизнеса;

— большие объемы импорта;

— обеднение природных ресурсов.

  1. Монетарные факторы:

— избыточная эмиссия денег в обращении;

— невзвешенная структура денежной массы.

  1. Фискальные факторы:

— наличие бюджетного дефицита;

— наличие внутреннего и внешнего долга;

— низкий уровень эффективности использования кредитных ресурсов.

  1. Институциональные факторы:

— несовершенство налоговой системы;

— зависимость центрального банка от правительства;

— высокий уровень монополизации на внутреннем рынке и, как следствие, отсутствие необходимого уровня конкуренции;

— большая и в то же время постоянно растущая доля экономически неактивного населения;

-несогласованность действий экономических, банковских и финансовых институтов;

отсутствие правового поля необходимого уровня развития;

— политическая нестабильность;

— неразвитость фондового рынка;

— отсутствие взвешенной политики макроэкономического роста;

— несовершенство средств государственного регулирования;

— высокий уровень коррумпированности.

  1. Социальные факторы:

— психология поведения населения в периоды инфляционного ожидания, которая строится на совокупности политической, экономической и социальной нестабильности в стране;

— философия бытия населения, основу которого составляет постоянно растущий спрос на деньги и желание получения сверхприбылей;

— негативный экологический фон как основная причина ухудшения общего состояния здоровья населения и соответствующего демографического спада.

Режим монетарного таргетирования получил распространение в большинстве зарубежных стран. Для эффективности режима таргетирования необходимо, чтобы в экономике был налицо стабильный связь между изменением денежной массы и инфляцией. Практика двух успешных относительно монетарного таргетирования центральных банков Германии и Швейцарии показала, что национальный банк должен ограничивать всеми возможными средствами уровень инфляции в средне — и долгосрочном периоде, во-вторых, проводить активную коммуникационную стратегию работы с общественностью (активным обсуждением динамики денежной массы и ее влияния на инфляцию).

Пример Польши свидетельствует, что различные режимы, основанные на таргетировании валютного курса, могут быть успешными в достижении поставленных целей в экономике при условии комплексного и взвешенного подхода к политике реформ, обоснованного анализа макроэкономических переменных.

В то время как развитые экономики имеют достаточно гибкие рынки факторов производства и продукции, развивающимся экономикам и переходным экономикам может не хватать этой гибкости для достаточной мощности поглощения изменения и избежания негативных последствий негибкого режима обменного курса.

Экономики стран, которые развиваются, более чувствительны к флуктуациям обменного курса, чем экономики развитых стран. Подобную политику осуществляют около 40 стран мира, среди которых экономически развитые страны (Австралия, Швеция, Канада, Великобритания); развивающиеся страны (в частности Бразилия, Чили, Мексика) и страны с новой рыночной экономикой (Польша, Чехия, Словения, Венгрия) [12, C. 287].

В странах, которые ввели режим таргетирования (как Турция в 2001 г.), правительство публично подтверждает направленность политики на достижение инфляционного ориентира. В государственной программе экономического развития «Среднесрочная программа развития на 2008-2010 гг.», разработанной утвержденной Высшим советом по планированию, отмечается: «С целью поддержания бюджетной политикой успешного введение режима таргетирования насущным является соблюдение бюджетной дисциплины и курса на реформы, направленные на совершенствование эффективности государственных финансов».

Посредством бюджетной политики государство может стимулировать расширение потребительского спроса или, наоборот, поощрять сбережения и накопления, менять их структуру. Также важной предпосылкой введения таргетирования является «независимость центрального банка».

На сегодняшний день независимости приобретает все большее количество центральных банков по всему миру: в Латинской Америке (Чили, Бразилия и Мексика), в Азии (Корея), в Африке (Южно-Африканская Республика), в Австралии и Новой Зеландии. Особый режим монетарного регулирования существует в валютных союзах. В странах-членах Европейского валютно-экономического союза (ЕВЕС) контроль за денежным управлением передано ЕЦБ.

На пути достижения такого экономического уровня в странах ЕС были внедрены некоторые радикальные меры. Прежде всего идет речь об уровне независимости Европейского центрального банка, который на сегодня является самым высоким в мире. Такой уровень независимости, гарантированный целым рядом положений, закреплено официально и для его изменения требуется согласие всех стран-членов ЕС. ЕЦБ как институционально, так и в выборе политики не подчиняется и не контролируется одной политической властью любой из стран-членов ЕС. Он сам выбирает и денежно-кредитную политику, и инструменты, которыми он будет ее внедрять [12, C. 213].

Таргетирование делает внутреннюю экономическую среду прогнозируемой, что не только способствует активизации экономической активности, а также и стабилизирует инфляционные ожидания, способные не только поддерживать инфляционную нестабильность, но и раскручивать инфляционную спираль до непрогнозируемых показателей.

Целесообразность применения Россиией таргетирования инфляции обусловлена всесторонним положительным воздействием умеренных темпов инфляции (без значительных их колебаний) на процесс экономической стабилизации и достижения общего макроэкономического равновесия.

Для поддержания ценовой стабильности центральному банку не достаточно лишь установить режим таргетирования инфляции. Учитывая сложность экономической и финансовой ситуации, Банку России целесообразно наряду с режимом таргетирования инфляции применять режим таргетирование денежных агрегатов.

В будущем стратегия денежно-кредитного регулирования не должна базироваться только на одном каком-то виде таргетирования, а исходить из необходимости обеспечения эффективного взаимодействия различных подходов и различных инструментов, имеющихся в распоряжении центрального банка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *