Практическое использование центральными банками определенной совокупности инструментов и методов с целью решения конкретной задачи характеризуется понятием монетарного режима. Как свидетельствует исследование МВФ, в рамках данного режима в развитых странах инфляция поддерживается на целевом уровне или в пределах установленного диапазона в рамках 1–3%, а в развивающихся странах – на уровне 3–6% .
Поскольку осуществление денежно-кредитной политики базируется на реализации функций денег, то объективными параметрами, на которые должны быть направлены усилия и внимание центрального банка и на которых должно базироваться регулирование денежного обращения, являются соответствующие показатели цены денег.
Переход к режиму таргетирования инфляции в полном объеме должен сопровождаться участием Банка России в работе, направленной на создание условий, имеющих институциональный характер; принятием мер, направленных на повышение глубины и ликвидности финансового рынка; стремлением к росту эффективности своей процентной политики, совершенствованием управления ликвидностью банковского сектора, развитию системы анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического моделирования и прогнозирования [11, C. 40].
С целью усиления эффективности антиинфляционной политики, она должна базироваться на объективных экономически обоснованных системных прогнозах. Процесс системного прогнозирования роста инфляции проводится с использованием аналитических трендов и оценки степени влияния оговариваемых монетарных, финансовых и других макропоказателей на индекс инфляции, а также с оценкой влияния инфляции на динамику реального ВВП. Аналитический тренд, который достаточно точно описывал изменение индекса инфляции отсутствует, и это свидетельствует об относительной теоретическую невозможность краткосрочного прогнозирования индекса инфляции за помощью аналитических трендов.
Таргетирование инфляции является одним из режимов монетарной политики, что предполагает наличие трех основных пунктов.
— во-первых, это законодательное закрепление ценовой стабильности как прямая цель монетарной политики;
— во-вторых, устоновление целевых показателей инфляции и официальное подкрепление обещания их соблюдать;
— в-третьих, объявление планов органов власти по монетарной политике общественности.
Прогноз инфляции Банка России на 2017 г. составляет 4 %, что на наш взгляд, является труднодостижимым, учитывая кризисные явления, продление санкций и прогноз роста росат денежной массы до 8,1-8, 5% в 2017 г., низкие темпы роста экономики, снижение цен на российские товары на мировых рынках и ограничение доступа эксортеров к мировым рынкам, снижение инвестиционной активности.
Рис 3. Инфляция в России в 2006- 2016 гг. и прогноз инфляции на 2017-2018 гг. [16]
Возможность применения политики таргетирования осложняется нерешенностью многих проблем разного характера, которые в целом составляют совокупность экономических, монетарных, фискальных и социальных факторов:
- Экономические факторы:
— структурные перекосы в экономике;
— низкий уровень привлечения внутренних инвестиций в экономику страны;
— наличие теневой экономики; неразвитость малого и среднего бизнеса;
— большие объемы импорта;
— обеднение природных ресурсов.
- Монетарные факторы:
— избыточная эмиссия денег в обращении;
— невзвешенная структура денежной массы.
- Фискальные факторы:
— наличие бюджетного дефицита;
— наличие внутреннего и внешнего долга;
— низкий уровень эффективности использования кредитных ресурсов.
- Институциональные факторы:
— несовершенство налоговой системы;
— зависимость центрального банка от правительства;
— высокий уровень монополизации на внутреннем рынке и, как следствие, отсутствие необходимого уровня конкуренции;
— большая и в то же время постоянно растущая доля экономически неактивного населения;
-несогласованность действий экономических, банковских и финансовых институтов;
отсутствие правового поля необходимого уровня развития;
— политическая нестабильность;
— неразвитость фондового рынка;
— отсутствие взвешенной политики макроэкономического роста;
— несовершенство средств государственного регулирования;
— высокий уровень коррумпированности.
- Социальные факторы:
— психология поведения населения в периоды инфляционного ожидания, которая строится на совокупности политической, экономической и социальной нестабильности в стране;
— философия бытия населения, основу которого составляет постоянно растущий спрос на деньги и желание получения сверхприбылей;
— негативный экологический фон как основная причина ухудшения общего состояния здоровья населения и соответствующего демографического спада.
Режим монетарного таргетирования получил распространение в большинстве зарубежных стран. Для эффективности режима таргетирования необходимо, чтобы в экономике был налицо стабильный связь между изменением денежной массы и инфляцией. Практика двух успешных относительно монетарного таргетирования центральных банков Германии и Швейцарии показала, что национальный банк должен ограничивать всеми возможными средствами уровень инфляции в средне — и долгосрочном периоде, во-вторых, проводить активную коммуникационную стратегию работы с общественностью (активным обсуждением динамики денежной массы и ее влияния на инфляцию).
Пример Польши свидетельствует, что различные режимы, основанные на таргетировании валютного курса, могут быть успешными в достижении поставленных целей в экономике при условии комплексного и взвешенного подхода к политике реформ, обоснованного анализа макроэкономических переменных.
В то время как развитые экономики имеют достаточно гибкие рынки факторов производства и продукции, развивающимся экономикам и переходным экономикам может не хватать этой гибкости для достаточной мощности поглощения изменения и избежания негативных последствий негибкого режима обменного курса.
Экономики стран, которые развиваются, более чувствительны к флуктуациям обменного курса, чем экономики развитых стран. Подобную политику осуществляют около 40 стран мира, среди которых экономически развитые страны (Австралия, Швеция, Канада, Великобритания); развивающиеся страны (в частности Бразилия, Чили, Мексика) и страны с новой рыночной экономикой (Польша, Чехия, Словения, Венгрия) [12, C. 287].
В странах, которые ввели режим таргетирования (как Турция в 2001 г.), правительство публично подтверждает направленность политики на достижение инфляционного ориентира. В государственной программе экономического развития «Среднесрочная программа развития на 2008-2010 гг.», разработанной утвержденной Высшим советом по планированию, отмечается: «С целью поддержания бюджетной политикой успешного введение режима таргетирования насущным является соблюдение бюджетной дисциплины и курса на реформы, направленные на совершенствование эффективности государственных финансов».
Посредством бюджетной политики государство может стимулировать расширение потребительского спроса или, наоборот, поощрять сбережения и накопления, менять их структуру. Также важной предпосылкой введения таргетирования является «независимость центрального банка».
На сегодняшний день независимости приобретает все большее количество центральных банков по всему миру: в Латинской Америке (Чили, Бразилия и Мексика), в Азии (Корея), в Африке (Южно-Африканская Республика), в Австралии и Новой Зеландии. Особый режим монетарного регулирования существует в валютных союзах. В странах-членах Европейского валютно-экономического союза (ЕВЕС) контроль за денежным управлением передано ЕЦБ.
На пути достижения такого экономического уровня в странах ЕС были внедрены некоторые радикальные меры. Прежде всего идет речь об уровне независимости Европейского центрального банка, который на сегодня является самым высоким в мире. Такой уровень независимости, гарантированный целым рядом положений, закреплено официально и для его изменения требуется согласие всех стран-членов ЕС. ЕЦБ как институционально, так и в выборе политики не подчиняется и не контролируется одной политической властью любой из стран-членов ЕС. Он сам выбирает и денежно-кредитную политику, и инструменты, которыми он будет ее внедрять [12, C. 213].
Таргетирование делает внутреннюю экономическую среду прогнозируемой, что не только способствует активизации экономической активности, а также и стабилизирует инфляционные ожидания, способные не только поддерживать инфляционную нестабильность, но и раскручивать инфляционную спираль до непрогнозируемых показателей.
Целесообразность применения Россиией таргетирования инфляции обусловлена всесторонним положительным воздействием умеренных темпов инфляции (без значительных их колебаний) на процесс экономической стабилизации и достижения общего макроэкономического равновесия.
Для поддержания ценовой стабильности центральному банку не достаточно лишь установить режим таргетирования инфляции. Учитывая сложность экономической и финансовой ситуации, Банку России целесообразно наряду с режимом таргетирования инфляции применять режим таргетирование денежных агрегатов.
В будущем стратегия денежно-кредитного регулирования не должна базироваться только на одном каком-то виде таргетирования, а исходить из необходимости обеспечения эффективного взаимодействия различных подходов и различных инструментов, имеющихся в распоряжении центрального банка.