Правовое положение евреев имело существенные особенности.
Некоторым ограничениям подлежали только евреи-иудеи, т. н. раввинисты. Любой еврей, принявший христианство, получал равные права со всеми подданными Российской Империи. Относя евреев к инородцам, русский закон по-разному регулировал правовое положение разных категорий евреев.
Евреи-караимы пользовались всеми правами русских подданных в зависимости от состояния, к которому каждый из них принадлежал. Резкое различие между караимами и евреями-раввинистами установлено было указом Екатерины II от 8 июня 1795 вследствие представления таврического генерал-губернатора об «увольнении таврических евреев, именуемых караимами, от наложенных на всех вообще евреев двойных податей»; караимам предоставлялись различные выгоды и облегчения в противоположность евреям-«раббинам».
Евреи Царства Польского до 1860-х не допускались в Империю, как евреи-иностранцы, а евреи Империи при отправлении в царство должны были платить особую подать (гелейтцоль). Существовавшие в царстве весьма многочисленные ограничения прав местных евреев были отменены законом от 24 мая 1862, установившим почти полное равноправие евреев Царства Польского в пределах царства. Законом от 11 июня 1891 евреям в Царстве Польском было запрещено приобретение в собственность крестьянских усадеб и земель, содержание их в аренде и др.
Переселение евреев — иностранцев Россию впервые было воспрещено при Александре I законом от 15 марта (29 июля) 1824. По действующему праву евреи-иностранцы не допускались к переселению в Россию и вступлению в русское подданство.
Евреи ограничивались в праве приобретения, взятия в залог и арендования недвижимости. Это право принадлежало евреям только в пределах черты оседлости, причем и в черте они были лишены этого права вне городов и местечек. Вне черты право приобретения недвижимых имуществ принадлежало только евреям, имевшим право повсеместного жительства (кроме ремесленников). В Финляндии приобретение евреями недвижимости было воспрещено. В девяти западных губерниях и губерниях царства Польского всем без исключения евреям воспрещалось приобретать земли от крестьянства и помещиков. Евреям было запрещено также покупать, брать в залог и арендовать имения, приобретенные в западных губерниях лицами русского происхождения на основании.
Положение о евреях 1804 (отдел о просвещении евреев) постановило, что «все дети еврейские могут быть принимаемы и обучаемы без всякого различия от других детей во всех российских народных училищах, гимназиях и университетах».
Ограничения прав евреев по службе государственной и общественной. Воспрещение принимать евреев на гражданскую службу было высказано впервые по частному случаю в 1828.
Воинская (рекрутская) повинность отбывалась евреями до 1827 посредством денежного сбора. По уставу от 26 авг. 1827 евреев стали брать в рекруты в возрасте от 12 до 25, а беззачетных рекрутов — до 35 лет.
Законодательство сохранило также ряд относящихся особо к евреям уголовно-правовых положений. Так, еврей, укрывавший военнослужащего из евреев или пособствовавший побегу, карался исправительными арестантскими отделениями на срок от 1 до 1,5 года, кроме того, с еврейского общества, в котором укрывался военный беглец из евреев, взыскивался штраф до 300 руб. с каждого. Усиленно каралось (каторжными работами) совращение из христианской веры в нехристианскую, нарушение раввинами их обязанностей, занятия торговлей вне черты оседлости и др.
Из законодательных мероприятий о евреях заслуживают еще упоминания меры, направленные на привлечение евреев к занятию земледелием и создание специальных еврейских учебных заведений. Положение о евреях 1804 предоставило им право покупать и брать в содержание земли и переходить на поселение а казенные земли, предоставленные сначала в Новороссийском крае. На основании Положения 1835 для поселения евреев в 1836 были назначены земли в Тобольской губ. и Омской обл., но в следующем году было предписано переселение евреев в Сибирь прекратить и производить его в Новороссии и вообще в пределах черты оседлости.
Прекращалось еврейское состояние с принятием евреями христианства, причем предпочтительным поощрением, всегда пользовался переход в Православие.
В числе попыток распространения христианства среди евреев наиболее значительными были учреждение в 1817 Комитета для всех обращающихся в христианство евреев, Общества израильских христиан, снабженного значительными привилегиями, но упраздненного в 1833, и Комитета опекунства израильских христиан, которых, однако, у Комитета вовсе не оказалось на попечении.
Переход в другие терпимые в государстве христианские религии был возможен только с разрешения министра внутренних дел. При крещении родителей крестились и дети до 7 лет, при крещении отца — только сыновья, при крещении матери — дочери.
Принятие Православия одним из супругов вело к расторжению брака только по желанию другого супруга. Если брак не расторгался, то и принявший крещение супруг не имел права жительства вне черты еврейской оседлости.
Следовательно, правовой статус евреев, в первую очередь иудеев, был существенно ограничен.