Развитие законодательной базы положения положение евреев в Российской империи в конце XVIII — начале XIX веков

Ряд важных законодательных мер в отношении евреев явно отражал дух просвещённого абсолютизма Екатерины II. Так, по просьбе евреев Шклова в 1787 году Екатерина запретила слово «жид» как оскорбительное и приказала заменить его в официальных документах словом «еврей». Этого власти с тех пор неизменно придерживались.

Особенно важен указ Екатерины II от 1780 года, тоже изданный по просьбе самих евреев. Указ предписал всем евреям приписаться либо к купеческому, либо к мещанскому сословию, после чего они должны были пользоваться всеми правами и привилегиями этих сословий наряду с их христианскими членами. Это положение противоречило не только польским обычаям, но и вековым традициям Магдебургского права, которое запрещало евреям вступать в ремесленные и купеческие корпорации. Если учесть, что «Патент о толерантности», дарованный Иосифом II евреям Богемии и Моравии, датирован 1781 годом, то пионерский характер указа Екатерины II вполне очевиден.

Слабость указа 1780 года состояла в том, что он предполагал, что все евреи соответствуют именно этим двум категориям – купцам и мещанам, в то время как значительная их часть жила в местечках, не имевших городского статуса. Этот недостаток указа был бы вполне преодолим, если бы число евреев в России не выросло радикальным образом в результате последующих разделов.

Богатые евреи, приписавшиеся к купеческим гильдиям, оказались в 1780-е годы в выигрышном положении по сравнению с остальными купцами. Сенатский указ 1782 года разрешал купцам-евреям, когда того требовали коммерческие интересы, переезжать из одного города в другой, в то время как имперское законодательство запрещало купцам и мещанам покидать города, в которых они были прописаны.

Очень быстро власти столкнулись с типичной реакцией на эмансипаторские меры в отношении евреев, а именно с сопротивлением и протестами христианского населения. Во всех подобных ситуациях по всей Европе как в XVIII, так и в XIX веке правительства первоначально уступали протестам христиан и сохраняли дискриминационные меры в отношении евреев. В России, несмотря на протесты христиан, власти не отменили закона, по которому евреи могли избрать и быть избираемы в местные магистраты. Жалованная грамота городам 1785 года подтвердила право евреев входить во все шесть предусмотренных грамотой разрядов городских жителей, избиравших городскую думу.

В этот непродолжительный период 1780-х годов правовое положение евреев в Российской империи было лучше, чем где бы то ни было в Европе.

Элита евреев, попавших под власть Романовых, переживала в 1770-80-е интенсивный процесс аккультурации, сравнимый с процессами в среде маскилов в Германии. Лидеры еврейской общины активно развивали контакты в среде русской аристократии, получали прибыльные подряды, и благодаря своему богатству и связям, пользовались значительным влиянием.

В 1783 г. был опубликован указ о разрешении евреям записываться в купеческое сословие. Стали появляться евреи, избранные в городские органы самоуправления. Но и здесь они встретили сопротивление властей. В ответ на крестьянские восстания, прокатившиеся по западным губерниям,  царица дала указание переселить всех купцов и мещан (а эти сословия включали всех евреев) в города. Одно из основных разрешённых дел евреев — шинкарный промысел было им запрещёно и передано в руки землевладельцев и магистратов.

«Красной линией» отделивший прежнюю свободную жизнь евреев от системы государственных гонений стал императорский указ от 23 декабря 1791 года, в котором купцам-евреям запрещалось проживать и приписываться к купеческим гильдиям за пределами Белоруссии. Но было пока оставлено исключение: кроме появившейся черты оседлости, купцам-евреям дозволялось приписываться к купцам в Екатеринославе (нынешний Днепропетровск) и Крыму. Основанием для такого указа стала жалоба московских купцов, просивших их оградить от конкурентов-евреев.

«Они торговали на своих квартирах или на постоялых дворах качественными товарами германских фабрик, – писал историк Феликс Кандель. – Разносили их по домам и продавали по более низким ценам, чем местные торговцы. И тогда московские купцы пожаловались властям – в «интересах торговли», а отнюдь не из какого-либо к ним (евреям), в рассуждении религии, отвращения или ненависти».

Перемена отношения к евреям Екатерины II именно в 1791году имело объективные причины. На неё итоги Великой французской революции произвели гнетущее впечатление. 27 сентября 1791 года на рассмотрение Национального собрания Франции повторно было внесено предложение о равноправии евреев, которое до того уже было отвергнуто. На этот раз Национальное собрание проголосовало за права евреев, и в сознании российской императрицы эти два факта трагическим образом объединились: падение монархии и получение евреями равноправия.

В 1793 г. произошёл второй раздел Польши. К России отошли: западная Белоруссия, Подолия, западная  часть Волыни и Полесье. После восстания Костюшко в 1795 г. был проведен 3-й раздел Польши. К России были присоединены часть Латвии, Курляндия и Литва. Это привело к резкому увеличению еврейского населения империи.

В 1794 году практика дискриминации евреев была продолжена – на них был введён двойной налог. Он был объявлен как временный, но впоследствии оставлен как постоянный.

В 1794 г. Екатерина II издала указ о Черте оседлости для евреев. В неё вошли западные области, населённые евреями. Налог на евреев был установлен в 2 раза больший, чем на христиан. Для того, чтобы покинуть Россию нужно было заплатить ещё в два раза больше и за три последующих года. Как видно, у горбачёвской власти имелись предшественники. Дополнительно был издан указ о запрещении проживания евреев в деревнях. Это было тяжелым ударом для них. Он обернулся массовым изгнанием многих семей с насиженных и обжитых мест, часто с потерей имущества.

Черта оседлости была расширена при Павле I в 1797 году.

Павел I разрешил евреям селиться в Ковне и Каменец-Подольском и отклонил требование о выселении их из Киева. При нём изучением вопросов, связанных с положением этой группы людей в России, занялся поэт Г.Р. Державин.

Несмотря на действующее законодательство и по инициативе местных властей вносились предложения, ставящие всякие ограничения участия евреев в выборах местных органов. При Павле I такие предложения отклонялись, но при Александре I запреты распространились на ряд губерний.

Во время правления Павла в ответ на жалобу евреев, что землевладельцы их притесняют, было дано указание, что помещики не могут лично судить евреев. В свою очередь помещики стали изгонять евреев из своих владений.

Большое влияние на формирование взглядов Александра Павловича оказал, Г.Р. Державин. После посещения Черты оседлости он свалил вину за голод на евреев, якобы спаивавших крестьян. Однако, вся история российского государства свидетельствует о  большом пристрастии всех слоёв общества к спиртному. Да и в губерниях, находящихся вне Черты оседлости по данным статистики пили не меньше, а больше, чем в местах, разрешённых для заселения евреями. В его предложениях содержались высказывания о запрещении некоторых еврейских обычаев.

Однако, Державин считал, что главным направлением для исправления существующего положения должно быть «моральное совершенствование евреев, подобно тому, что произошло в Германии во времена деятельности Моисея Мендельсона».

Царь надеялся, что в результате эмансипации ускорится обращение евреев в христианство. В развитие этих идей Александр учредил специальный комитет по делам евреев. Задачей Комитета была разработка политики России по отношению к её сильно возросшему еврейскому населению. В него были включены: министр внутренних дел граф В. Кочубей, князь А. Чарторыйский, граф С. Потоцкий, М. Сперанский.

Министр юстиции Г. Державин вышел из его состава ввиду несогласия со взглядами остальных членов комитета.

В Петербург были приглашены представители кагалов четырёх губерний. Новое «Положение о евреях», выработанное Комитетом, определяло его цель как «заботу о пользе коренных обывателей».

Положение о евреях от 9 декабря 1804 передало и духовно-судебную власть раввинам. Кагалы в качестве особого сословного управления, наподобие управления крестьян и других сословий, сохранили гл. обр. фискальное значение.

В Положении 1804 года устанавливалось право приобретать в собственность незаселённую землю и обрабатывать её, не используя труда христиан, получать ссуды на инвентарь, открывать предприятия в Черте оседлости. Ремесленники освобождались от двойной подати, некоторым образованным евреям и ремесленникам разрешалось временно находиться  вне Черты оседлости. Евреям земледельцам разрешили жить в двух окраинных областях России (на Кавказе и в Астраханской губернии). Помещикам было запрещено судить евреев, но при выезде из имений от них требовалась справка об отсутствии задолженности.

Что касается образования, то Положение разрешало 1804 года евреям учиться во всех учебных заведениях, открывать собственные училища с обязательным преподаванием одного из европейских языков (русского, немецкого или польского). Ценз знания европейского языка устанавливался и для всех должностных лиц самоуправления. Выезжавшим за пределы черты оседлости требовалось носить европейскую одежду.

Наряду с либеральными установками в Положении имелись и ряд ограничений. Запрещалось

1.     Арендовать хозяйства у помещиков.

2.     Владеть питейными заведениями и постоялыми дворами.

3.     Проживать в сёлах и деревнях.

Осуществить последнее ограничение оказалось невозможным и оно было вскоре приостановлено в этой части. Причина была не только в более гуманном отношении к евреям, но главным образом, в затруднениях обеспечения нормального развития хозяйства этого края.

В 1817 г. император издал указ, запрещающий обвинять евреев в убийстве христианских детей «без всяких улик, по единому предрассудку». В результате были закрыты все дела по обвинениям в кровавых наветах. В этом же году было учреждено Общество израильских христиан, в задачи которого входила помощь крестившимся евреям. В это время за пределами Черты оседлости распространились секты иудействующих. Приверженцы этой секты не были кровными родственниками евреев, но свято придерживались обычаев иудаизма.

В ответ на это последовал ещё ряд запрещений. Было запрещено отдавать должников христиан для отработки долга, держать христиан в качестве прислуги, усиливались ограничения на право жительства, запрещение винного промысла и подтверждён указ о выселении, который по практическим соображениям был лишь продлён. В

1925 по приказу царя было возобновлено Велижское дело. Оно продолжалось 12 лет и закончилось отвержением кровавого навета на евреев. При этом во время следствия в тюрьме умерло несколько евреев. Итак, законодательная база положения евреев на территории Российской империи активно развивалась в конце XVIII – начале XIX веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *