Основные методы и механизмы стимулирования спроса и предложения на рынке

Закон спроса – это экономический закон устанавливающий зависимость объемов спроса и предложения от их цены.

То есть между уровнем цены на товар на товар (Р) и величиной спроса на него (Q) существует обратная зависимость.

Величина спроса

Величина спроса

Падение самого спроса

Падение самого спроса

Кривая Спроса

Кривая Спроса

Цена (Р)

Цена (Р)

Рост самого спроса

Рост самого спроса

Величина спроса (Q)

Величина спроса (Q)

Рисунок 1– Графическое изображение кривой спроса

Кривая спроса выражает максимальную цену, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного товара.

Закон спроса – один из фундаментальных законов рыночной экономики

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.

Согласно закону спроса: при снижении цены товара потребитель готов покупать его в большем количестве. Однако степень чувствительности потребителя будет разной как для различных товаров, так и при определенных изменениях цены на один и тот же товар.

По мере относительных изменений цены и величины спроса показатель эластичности, который определяется как отношение относительного изменения зависимой переменной к относительному изменению функционально связанной с ней независимой переменной. Показатель эластичности — величина безразмерная и не зависит от единиц измерения переменных. Он рассчитывается следующим образом:

(1)

Эластичность спроса по цене ED — это показатель процентного изменения объема спроса при изменении цены на 1% на товар.

Для функции спроса эластичность в точке рассчитывается как:

или (2)

Во избежание неточностей при расчете эластичности на определенном отрезке кривой используют формулу дуговой эластичности, или формулой центральной точки.

(3)

Спрос может быть эластичным, неэластичным или иметь единичную эластичность.

Спрос эластичен, когда процентное изменение цены приводит к относительно большей процентной изменения количества (по абсолютным величинам), т.е. и . Такая ситуация характерна для товаров высокого качества.

Спрос неэластичен, когда процентное изменение цены приводит к относительно меньшей процентной изменения количества (по абсолютным величинам), т.е. и . Такая ситуация характерна для товаров первой необходимости.

Единичная ценовая эластичность спроса имеет место, когда процентное изменение цены равна процентной изменения запрашиваемого товара, т.е. и .

Абсолютно эластичный спрос существует, когда при неизменной цене спрос возрастает во много раз, то есть. Это характерно для уникальных товаров.

Абсолютно неэластичный спрос существует, когда при изменении цене спрос на товар почти не меняется, то есть. Это характерно для товаров, не имеющих заменителей.

На эластичный спрос влияют следующие факторы:

— количество товаров-заменителей;

— удельный вес товаров в доходе потребителя;

— жизненная необходимость в товаре.

Показатель ценовой эластичности спроса может быть использован для анализа затрат потребителя на покупку товара, следовательно, выручки производителя или продавца. Эта зависимость приведена в таблице 1.

Таблица 1 Эластичность и расходы потребителя на покупку товара (выручка производителя)

Эластичность спроса по цене E ED

признаки

Изменение совокупных расходов (выручки)

При снижении цены (Р ↓)

При росте цены (Р ↑)

эластичный спрос

Расходы увеличиваются (R ↑)

Расходы уменьшаются (R ↓)

При эластичном спросе цена и затраты изменяются в противоположном направлениях

неэластичный спрос

Расходы уменьшаются (R ↓)

Расходы увеличиваются (R ↑)

При неэластичном спросе цена и затраты изменяются в одном направлении

единичная эластичность

Расходы не меняются

Эластичность спроса по доходу EІ — это показатель процентного изменения спроса при изменении на 1% дохода (I) потребителя:

или (4)

Эластичность спроса по доходу может быть положительной, отрицательной или иметь нулевое значение.

— Для товаров, спрос на которые не зависит от изменений дохода (товары первой необходимости).

— Характерно для товаров высокого качества, или нормальных товаров.

— Товары роскоши.

— Характерная для товаров низкого качества.

Перекрестная эластичность спроса — это показатель процентного изменения спроса на определенный товар Х при изменении цены на товар Y на 1%:

или (5)

Если два товара взаимозаменяемы, то перекрестная эластичность спроса на эти товары имеет положительное значение.

Перекрестная эластичность спроса равна нулю (), Когда два товара не связаны между собой, то есть потребление одного товара не зависит от изменения цены на другой товар .

Эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится количество предлагаемого товара, при изменении его цены на 1%. При этом речь может идти об эластичности предложения, как отдельного предприятия, так и отрасли в целом.

(6)

Предложение эластично, когда коэффициент эластичности больше единицы, и неэластичным, когда коэффициент эластичности меньше единицы. Эластичность предложения всегда имеет положительное значение.

Основным фактором, определяющим эластичность предложения, является время. Обычно рассматривают три промежутки времени:

  1. Мгновенный рыночный период. В мгновенном рыночном периоде производитель не в состоянии быстро предложить большее количество товара, если цена на него растет вследствие роста спроса. На некоторое короткое время предложение товара остается неизменной. Предложение в данном случае абсолютно неэластичен.
  2. Краткосрочный рыночный период. В краткосрочном периоде возможно некоторое увеличение выпуска продукции за счет дополнительного привлечения переменных факторов производства. В этом случае кривая предложения (S) имеет положительный наклон, и можно предложить большее количество товара в ответ на рост спроса.
  3. Долгосрочный рыночный период. В долгосрочном периоде производитель больше времени и может привлечь, кроме переменных, еще и постоянные факторы производства. Кривая предложения имеет вид горизонтальной линии, то есть абсолютно эластичной. Следует учитывать, что горизонтальная линия предложения является частным случаем, если рассматривать тенденцию изменения эластичности предложения в зависимости только от одного фактора – времени.

Таким образом, эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса, а эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится количество предлагаемого товара, при изменении его цены на 1%, фактор определяющий эластичность предложения- время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *