Понятие и механизмы формирования спроса и предложения на рынке

Скачать текст в WORD

Система между продавцом и потребителем по факту купли-продажи товаров называется рынком. Основными элементами рынка выступают: спрос, цена и предложение. Формы проявления рыночных отношений могут быть выражены в количественной и качественной характеристике. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением товаров. Цена на конкретный товар или услугу формируется посредством соотношения спроса и предложения. Предложение формируется исходя из спроса целевого сегмента рынка.

Важнейшим элементом рынка выступает потребительский спрос, так как в его основе лежат реальные потребности покупателей. Отсутствие данных потребностей может повлечь за собой не только отсутствие спроса и предложения, но и прекращение рыночных отношений вообще.

Спрос представляет собой совокупный объем продажи услуг и товаров, который предлагается по определенной цене и за определенный период.

Спрос выражается в денежной форме и определяется потребителем, готовым приобрести товар или услугу по определенной цене.

Одним из элементов рынка является среда, в которой осуществляются процессы купли-продажи товаров и услуг.

Виды спроса по степени удовлетворения

При организации российских операций учитываются разные формы проявления спроса, которые влияют на решения о покупке (продаже) товара

По степени удовлетворения различают: реальный спрос, удовлетворенный и неудовлетворенный.

Реальный спрос представляет собой размер фактической реализации товаров за определенный срок, выраженный в натуральных или стоимостных показателях. Он определяется суммой денежных средств, направляемых на покупку товаров при определенном уровне цен на них.

Удовлетворенный (или реализованный) спрос составляет основную часть платежеспособной потребности. Он меньше реального спроса на величину неудовлетворенного спроса на товар.

Неудовлетворенный спрос — это предъявленный на товары спрос, который не был удовлетворен по любой причине: отсутствие в продаже, низкое качество, высокая цена и т.п.

Неудовлетворенный спрос может быть:

  • явным — когда покупатель, имея определенные финансовые возможности, не может приобрести нужный ему товар по разным причинам;
  • скрытым — проявляется при покупке товара или услуги, которые не являются полноценными заменителями отсутствующего товара или услуги либо вообще не связаны с ним отношениями взаимозаменяемости;
  • отложенным — отложенный на время по разным причинам спрос. К примеру — необходимость накопления определенной суммы денег для покупки конкретных товаров, обязательная покупка товара к конкретному событию и т.п.

По периодичности возникновения рассматривают:

  • повседневный спрос — предъявляется практически ежедневно (продукты питания, мыло);
  • периодический — предъявляется через определенные промежутки времени (обувь, одежда);
  • эпизодический — предъявляется изредка, «от случая к случаю» (ювелирные изделия, деликатесы).

Кроме того, выделяют:

  1. Формирующийся спрос — это спрос на новые и малоизвестные товары и услуги, складывающийся по мере изучения покупателями потребительских свойств товаров, их качества, упаковки и т.п., а также под воздействием мер, предпринимаемых производителями и посредниками для продвижения этих товаров.
  2. Потенциальный спрос — потенциально возможный объем спроса покупателей данного торгового предприятия на все товары, определенные группы товаров или на определенную марку товара. Он отражает возможность потребителей направить определенную сумму денег на приобретение товаров и услуг.
  3. Совокупный спрос — это реальный объем товаров, которые потребители, предприятия и правительство готовы приобрести при данном уровне цен. Совокупный спрос может быть приравнен к емкости рынка.

Выделяют следующие виды спроса:

  1. Негативный спрос- это значит, что большая часть покупателей отвергает данный товар или услугу, независимо от ее качества или цены. Примером такой ситуации может послужить вышедшая из моды одежда. Чтобы преодолеть данный тип спроса необходимо использовать конверсионный маркетинг.
  2. Отсутствие спроса – ситуация вызванная безразличным отношением потенциальных покупателей к данному виду товара или услуги. Например: зимняя одежда в теплых странах, и купальники в Сибири. Методом борьбы с данным типом спроса служит стимулирующий маркетинг.
  3. Потенциальный или скрытый спрос – ситуация при которой потребители испытывают потребность в конкретном виде товара или услуги, но его не существует на рынке. Например: Очень долго создавался проект по созданию сигарет без никотина, безалкогольного пива и т. д. Выходом из данной ситуации является необходимость использования развивающего маркетинга.
  4. Снижающий спрос –проявляется в том, что рано или поздно товар утрачивает свою былую привлекательность и вытесняется другими товарами. В данной ситуации необходимо использовать ремаркетинг.
  5. Колеблющийся или нерегулярный спрос – это состояние, при котором спрос не совпадает со временем. Другими словами спрос на определенные товары или услуги может колебаться в течении сезона, недели и даже одного дня. Пример: низкий спрос на зимнюю одежду летом. В таких случаях следует использовать синхромаркетинг.
  6. Удовлетворенный или полноценный спрос – ситуация, при которой устойчивый спрос растет такими темпами, которые удовлетворяют производство. В таком случае используют поддерживающий маркетинг.
  7. Чрезмерный спрос – ситуация, при которой спрос на товары значительно превышает предложение на них. В данной ситуации следует использовать демаркетинг.
  8. Иррациональный спрос – ситуация когда удовлетворение потребностей одной группы населения, вызывает недовольство со стороны других граждан, общественных и правительственных учреждений. Пример: алкогольные напитки, табачные изделия, религиозные идеи и т.д. В этом случае используется противодействующий маркетинг.

Эти основные формы спроса в отдельности или в совокупности формируют конъюнктуру рынка.

Конъюнктура рынка — соотношение спроса и предложения на рынке товаров и услуг.

Предложение показывает какое количество товаров будет предложено к продаже по разным ценам.

Следствия из закона предложения:

  1. С ростом цен предприниматели получают дополнительные доходы, что создаёт стимулы и даёт возможности для расширения производства.
  2. С ростом цен в отрасль по производству данного товара могут войти другие производители имеющие более высокие издержки, что создаёт предпосылки для усиления конкуренции на рынке.

Таким образом, спрос выступает, как зависимость между ценой и количеством товара, который покупатель может приобрести по определенной цене и в определенный промежуток времени, а предложение как зависимость между количеством товара, который продавцы хотят и могут продать и ценами на данный товар.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *