Механизмы регулирования торговых отношений между Китаем и Канадой

На протяжении второй половины ХХ века механизмы регулирования торговых отношений между Китаем и Канадой претерпели свою эволюцию. Новые вызовы безопасности, появившиеся после распада биполярной системы, подтверждают, что есть концептуальное пространство для рассмотрения невоенных угроз международному порядку. Потребовалось новое определение, которое охватывало бы некоторые аспекты новых угроз, например, ухудшение состояния окружающей среды, не упуская из виду важность безопасности народов.

«Углубленное» и обновленное понимание регулирования торговых отношений и предполагает не только внешние, но и внутренние угрозы, при этом, угрозы не только государствам, но также индивидами и их группам. Появилась необходимость внедрения наиболее объемлющего понимания безопасности, перехода от преимущественного рассмотрения проблем государственной безопасности к анализу угроз существованию человека и способов защиты от них.

Со второй половины 1990-х годов Канада начала уделять большое внимание безопасности человека. Уже в Белой Книге 1995 года канадское правительство рассматривало международную безопасность с точки зрения широкого толкования, в котором основной акцент делался на проблемы человека.

С окончанием биполярной конфронтации, бурное развитие получила концепция «human security», которая по определению ООН, включает в себя «защищенность от хронических угроз, таких, как голод, болезни, репрессии, а также защиту от неожиданного и пагубного нарушения образа повседневной жизни».Канада была одной из первых стран, которая стала придерживаться данной концепции.

Огромную роль в этом сыграло назначение на пост министра иностранных дел Л. Эксуорзи, который включил концепцию «личностной безопасности» во внешнюю политику. По его мнению, «безопасность людей в настоящее время становится все менее гарантированной, особенно из-за растущего числа внутренних конфликтов. Новые гражданские конфликты и массовые нарушения прав человека, рост насилия, распространение наркотиков, терроризм, эпидемии и экологические проблемы требуют новой стратегии в области безопасности в целом. Ее исходным пунктом должно стать опровержение гипотезы, согласно которой безопасность личности зависит от безопасности государств».

Таким образом, в понимании международной безопасности на первый план вышла личностная безопасность. Следовательно, перенос акцента на «безопасность личности» при широком толковании понятия «безопасность», включающем теперь устранение не только военных, но и невоенных угроз, стал особенностью внешней политики. Однако необходимо отметить одну характерную особенность. В то время как Канада выступает защитником прав человека, она не исключает нарушение суверенитета, или гуманитарные интервенции в страны, где попираются права человека, а также силовое принуждение к миру участников внутренних вооруженных конфликтов, при этом считая данные действия оправданными.

Понятие «международная политика безопасности» является открытым для широкого спектра определений и интерпретаций. Канада определяет политику безопасности как «мост» между внешней и оборонной политикой, а также как объектив или фильтр, через который внешняя политика информирует оборонную политику. То есть, оборонная политика должна рассматриваться как вытекающая или производная внешней политики. Другими словами, она должна служить интересам и задачам, определенным в формировании внешней политики и непосредственно дополнять другие элементы более широкой политики безопасности.

Внешняя политика Канады имеет ряд особенностей, которые, в положительном ключе отличают ее от других государств.

Во-первых, для Канады характерно отсутствие милитаристских настроений.

Во-вторых, она имеет репутацию сторонника политических методов разрешения споров и конфликтов.

В-третьих, Канада строит свою политику на принципе открытости. Конец 1980-х и 1990-е годы стали трудным временем для канадского министерства и внешней политики. В 90-е происходила трансформация мирового порядка, потребовавшая серьезных изменений, в том числе и от канадской дипломатии. Вооруженные конфликты в мире, несоблюдение прав человека, непрекращающиеся гражданские войны выдвинули на первый план вопросы безопасности.

Разработка внешнеполитической линии правительства протекает в условиях фундаментальной перестройки системы международных отношений – переход от однополярного к полицентричному миру. Отсюда следует, что возникновение новых глобальных угроз современности, является важнейшим фактором, оказывающим влияние на разработку внешней политики.

Согласно мнению Быстровой М. Д., одним из главных факторов, влияющих на формирование политики, является участие Канады в международных организациях. Действительно, Канада – член многочисленных международных организаций, она входит, в частности, в ООН, ЮНЕСКО, Британское Содружество, Международную организацию Франкофонии, ВТО, ОБСЕ и многие другие. Вплоть до настоящего времени членство Канады в «Большой восьмерке» являлось ключевым фактором, подтверждающим претензии Оттавы на особый международный статус. Для «Страны кленового листа» «Группа» стала тем важным местом, где Канада выдвигает свои инициативы. Именно Канада явилась автором приемлемых для остальных участников предложений по проблемам экологии, борьбы с организованной преступностью и наркобизнесом и развитии гражданского общества. В этих организациях Оттава действует активно, а при реализации принятых решений проявляет высокую дисциплинированность.

Володин Д. А. выделяет такой немаловажный фактор, как экономический. Являясь державой «среднего ранга», Канада ограничена в своих силовых и экономических возможностях. Экономическое благополучие и определяет степень вклада в международную безопасность. Он приводит следующие доказательства: в связи со стагнацией экономики и увеличением дефицита бюджета в начале 90-х годов, Канада сократила финансирование различного рода деятельности, а также сократила численность вооруженных сил и отказалось от закупок новой военной техники.

Данное явление находит место и в 2000-х, например, сокращение денежных средств на военные операции в Афганистане. Здесь же он приводит и такой фактор, как военный. Немногочисленная армия является важным показателем участия государства в миротворческих операциях.

Евтихевич Н. С. отмечает влияние такого внутреннего фактора на внешнюю политику, как межпартийные отношения и внутриполитические дебаты, отношение общественного мнения к вопросам международной безопасности.

И, наконец, Исраелян Е. В. выделяет такой фактор, как национальные ценности, то есть, следование принципам демократии, социальной справедливости, охрана окружающей среды, уважение прав человека, развитое гражданское общество.

Из всего выше сказанного, можно выделить основные факторы, влияющие на формирование политики: возникновение глобальных угроз современности, ограниченность в силовых и экономических возможностях, внутриполитическая обстановка в стране, а также канадские национальные ценности.

Приверженность Канады оставаться активным участником многосторонних усилий по обеспечению коллективной безопасности является отражением канадских ценностей и интересов, а также заинтересованность в международных делах. Чтобы определить цели, важно выяснить интересы Канады. В официальных документах правительство выделяет следующие интересы, преследуемые в своей политике: защита Канады и безопасности канадцев в стране и за рубежом; стабильность мирового сообщества; содействие международной безопасности.

С конца 1990-х годов наблюдалось некоторое ослабление позиций Канады на мировой арене, что стало особенно заметно после трагических событий 11 сентября 2001 г. Сложилось мнение, что статус державы «средней величины», который, с одной стороны свидетельствовал о промежуточном положении Канады, а с другой, означал особую роль – посредническую (middlemanship), устарел и не соответствует балансу сил в XXI веке.

Потребовался пересмотр роли Канады в мировом сообществе. Таким образом, участие в решении глобальных гуманитарных проблем является с точки зрения канадского руководства перспективным направлением внешней политики страны, следовательно, успех в данной области будет способствовать повышению ее авторитета в мире.

Такая деятельность будет соответствовать национальным ценностным ориентирам, которым уделяется особое внимание при формировании внешнеполитической стратегии, в число которых входят: неприятие силовых способов решения проблем, уважение принципов демократии и прав человека, толерантность к многообразию, гендерное равенство, социальная справедливость, забота о сохранении окружающей среды. Прежде всего, решение международных гуманитарных проблем и проблем миростроительства (Peacebuilding) – та область, где у Канады имеется опыт, и она может показать себя с лучшей стороны.

Согласно заявлению правительства по внешней политике «Канада в мире» 1995 года, Канада определяет следующие цели в политике:

помощь в строительстве более безопасного мира, особенно в ситуации с нестабильными и несостоявшимися государствами (failed and fragile states), борьбой с терроризмом и организованной преступностью, распространением оружия массового уничтожения (ОМУ) и безопасности человека;

продвижение идеи мультилатерализма, которая подчеркивает глобальную ответственность, и реформирование многосторонней системы, которая охватывает основные глобальные проблемы, в том числе проблемы с окружающей средой и здоровьем.

Из всего сказанного вытекает следующий вывод. Цели, проводимые Канадой такие, как участие в решении международных гуманитарных проблем, сотрудничество с другими странами (в основном, приоритет отдает развитию отношений с США) отвечает национальным интересам государства: обеспечение мира, безопасности, благополучия у себя в стране и в разных частях мира. Уважение демократии, верховенства закона, прав человека и окружающей среды, будет иметь решающее значение в борьбе за международную безопасность в условиях новых угроз стабильности.

В конце 1980-х Канада попыталась найти новые подходы к обеспечению безопасности. Результатом стала концепция «совместной безопасности» («со-operative security»), основанная на принципе сотрудничества с другими государствами.

Впервые она была представлена Дж. Кларком на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 1990 года и включала в себя следующие элементы: более широкое и комплексное понимание безопасности, которая теперь имеет много измерений и ее можно достичь только совместно. Затем, в концепции обращалось особое внимание на региональные механизмы обеспечения безопасности. Третий важный компонент новой стратегии – создание взаимного доверия между странами. И, четвертый важный элемент – заявленная поддержка продвижения демократии в других странах. Также составной частью новой концепции стала борьба с распространением ОМП.

Конец ХХ века охарактеризовался изменением мирового порядка, которое потребовало кардинальных перемен во внешней политике государств. В этот период Канада столкнулась с проблемой бюджетного дефицита и необходимостью ее решения. Следствием этого явилось сокращение средств на внешнеполитическую деятельность. Однако это было время, когда Канада была наиболее активна в мире. В большей степени заслуга в этом принадлежала Л. Эксуорзи, который определил «выборочный подход». Позже, политолог Э. Купер назвал этот подход «нишевой дипломатией» (niche diplomacy). Принципом данной концепции является сосредоточение только на тех направлениях, где Канада смогла внести свой весомый вклад при условиях сложной финансовой ситуации, а именно, это инициативы, направленные на защиту гражданского населения от насилия и угроз, возникающих в ходе внутренних вооруженных конфликтов, и развитие гуманитарного права.

Основоположники теории «ответственность по защите» являются Л. Эксуорзи, Л. Фрешетт и Р. Такур. Основной принцип данного подхода: «каждое правительство обязано обеспечивать безопасность своих граждан, не допуская массовых убийств и этнических чисток. Если оно не способно или не хочет этого делать, то международное сообщество должно вмешаться в конфликт, в том числе и с применением силы».11 Данная концепция оказалась несостоятельной на практике в связи с нарушениями западными странами, в том числе и Канадой, основополагающих принципов во время гуманитарного вторжения, как в ходе Косовского конфликта, так и в Ливии («Арабская весна»).

Следующий подход к формированию политики – подход «трех Д» («3D») – по первым буквам английских слов diplomacy (дипломатия), development (развитие), defence (оборона) или, как его называют в правительстве С. Харпера, «комплексный подход» к вопросам миростроительства и стабилизации внутренней ситуации «несостоявшихся» и «нестабильных» государств.

Реализация данного подхода находит свое место после событий 11 сентября 2001 года в вопросах терроризма, в операции в Афганистане и в разрешении сложившейся там ситуации гуманитарного кризиса. Основополагающим принципом данного подхода является совокупность или комплекс действий по трем направлениям одновременно: обеспечивать оборону и безопасность, оказывать помощь развитию, налаживать дипломатические контакты и активно применять инструменты дипломатии.

Можно заметить, что эволюция подходов происходила с учетом изменения международной обстановки. Во-первых, первый подход был сформирован в ситуации противостояния, а затем и его прекращением между Западом и Востоком. Во-вторых, вследствие этого, произошла трансформация международного порядка. В этот момент в экономике Канады наблюдалась нестабильность, что потребовало качественно новых подходов, чтобы оставаться влиятельным актором на международной арене в любом случае. И в-третьих, возникновение новых подходов связаны с возникновением большого числа конфликтов в XXI веке во многих точках мира и необходимостью их решения. И так, основными подходами к формированию политики являются: «совместная безопасность»,«нишевая дипломатия», подход «трех Д» и «ответственность по защите», а основными принципами, положенными в основу данных подходов – принцип сотрудничества и принцип «безопасности личности» перед безопасностью государства.

Исходя из того, как Канада понимает термин международная безопасность, формируется ее политика в сфере международной безопасности.

В общепринятом понимании международной безопасности и понимании Канадой есть общее – отсутствие угроз как военного, так и невоенного характера. Тем не менее, Канада все же делает больший уклон в сторону обеспечения безопасности личности над безопасностью государства. Из этого вытекают цели проведения политики: участие в решении гуманитарных проблем, а сотрудничество с другими странами отвечают национальным интересам – безопасность и благополучие во всем мире. Ее политика формируется под влиянием многих факторов, среди которых: экономический, военный, внутриполитический, а также новые глобальные угрозы и канадский менталитет.

Начиная с начала 90-х годов и по сегодняшний день, Канада выработала собственные подходы к регулированию торговых отношений, которые не всегда на деле оказывались эффективными, но способствовали Канаде держаться на высоких позициях, несмотря на трудности.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *