Актуальные тенденции торговых отношений между Китаем и Канадой

Джозеф Карон, ранее выступавший послом Канады в Китае и в Японии, а также верховным комиссаром Индии, заявил, что стране необходимо начать совершенно новые отношения с Китаем.

Канада всегда придерживалась открытых отношений с миром, во второй половине прошлого века Китай стал одним из ключевых международных партнеров, заняв центральное место во внешней политике страны. Джон Дифенбейкер расширил торговлю и открыл двери для иммигрантов из Китая, Пьер Трюдо установил дипломатические отношения между странами, которые постепенно развивались в течение последующих десятилетий.

В результате из Китая в Канаду пребывает наибольшее количество иммигрантов по сравнению с другими странами, около полумиллиона туристов ежегодно и наибольшее число иностранных студентов – 30 процентов от общего количества. В настоящее время Китай принимает 10 процентов от экспорта страны и треть коммерческих услуг, предлагаемых за рубежом.

Китай сегодня лидер мирового демографического развития, вторая ведущая экономика в мире. Он обладает второй по величине военной силой в мире. Аналитики ожидают, что в ближайшие пять лет данные показатели станут еще выше, никто не ожидает их изменений в худшую сторону.

Так почему же необходимо начать совершенно новые отношения с Китаем? Это связано с тем, что Китай уже не тот партнер, что был раньше, а в Оттаве создано новое правительство.

Прошлые отношения Канады и Китая были построены на условиях, которые более не актуальны. Китай был развивающейся страной, нуждающейся в опыте других стран, капитале и доступе на рынок. Канада открыла свой рынок для Китая – совокупный дефицит торгового баланса за десятилетие до вступления Китая во Всемирную торговую организацию в 2001 году составлял $38 миллиардов – и общий объем программы по оказанию помощи развитию страны составил $1 миллиард.

Обе стороны констатировали, что отношения между ними «поднялись на новый уровень». Свидетельство тому − многомиллиардные сделки по поставкам в Китай канадского бензина и урана, согласование проекта Соглашения о защите и продвижении иностранных инвестиций, обсуждение проекта Соглашения о свободной торговле и усилении сотрудничества в области энергетики. Главная причина радикального изменения политики правительства консервативной партии Канады – невозможность увеличения экспорта канадской нефти в США.

Энергоресурсы Канады давно привлекают внимание китайского руководства и энергетических компаний Поднебесной. Еще в 2005 г. во время визита в Пекин тогдашнего премьер-министра Канады, главы Либеральной партии Пола Мартина (Paul Martin) по инициативе Пекина было подписано Соглашение о сотрудничестве в области энергетики в ХХI столетии, за которым сразу же последовали крупные инвестиции в разработку месторождений нефтеносных песков в провинции Альберта Китайской нефтехимической корпорации (Sinopec) и Китайской национальной корпорации по добыче нефти в море (CNOOC).

Вскоре и крупнейшая нефтяная компания Китая CNPC заключила с канадской нефтетранспортной компанией Enbridge (более 80 000 км трубопроводов) меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в строительстве трубопровода Northern Gateway (Северный выход) из провинции Альберта к западному побережью Канады. Однако надежды бизнеса обеих стран на радикальное расширение взаимовыгодного сотрудничества в области энергетики в полной мере реализовать не удалось из-за прихода к власти в Канаде в начале 2006 г Консервативной партии во главе с нынешним премьер-министром С. Харпером.

Правительство консерваторов в отношениях с Китаем на первый план выдвинуло политические требования, в частности ситуацию с правами человека. В результате китайцы заморозили планы увеличения инвестиций в разработку энергоресурсов Канады, но в то же время, исходя из растущих потребностей своей экономики, продолжали скупку активов канадских энергетических компаний по всему миру.

Мировой кризис и сокращение спроса на канадскую нефть в США при росте её добычи в Канаде заставили консерваторов пересмотреть свои взгляды на перспективы развития экономики страны и её однобокую ориентацию на рынок южного соседа. Первый шаг навстречу китайцам был сделан в 2009 г., когда С. Харпер решился, наконец, посетить КНР по приглашению своего коллеги Вэнь Цзябао. В ходе визита было подтверждено «стратегическое партнерство» в области энергетики. В то же время китайцы обратили внимание канадцев на недостаточно благоприятное для их вложений законодательство Канады, недостаточный рост пропускной способности нефтепроводов от месторождений к западному побережью и одностороннюю ориентацию на экономику США.

Прошедшие с того времени два года кризиса еще более изменили ситуацию в пользу Китая, где в отличие от США и других стран Запада рост экономики продолжился, в том числе благодаря своевременным мерам правительства по стимулированию внутреннего спроса.

В самой Канаде между тем перспективы экономического роста остаются смутными, и не в последнюю очередь из-за односторонней ориентации экспорта на США. Благодаря новейшим технологиям канадские нефтяники в последние годы активно наращивали добычу нефти из нефтеносных песков в расчете на то, что огромный внутренний рынок США поглотит всю их продукцию и обеспечит им устойчивые доходы. Однако в самих США, опять-таки благодаря новейшим технологиям и огромным капиталовложениям, резко увеличилась добыча природного газа, нефти и жидкого топлива из нефтеносных песков и сланцев. По данным Агентства энергетической информации США, с 2008 г. по 2011 г. добыча нефти выросла в 1,3 раза, в то время как потребление, достигнув пика в 2005 г., затем снизилось и в этом году продолжает снижаться.

Традиционно экспортная нефть из Канады направляется в США в районы Больших озер и Великих равнин, писала на прошлой неделе Торонтская газета National Post. Там она конкурирует не с мировыми ценами, а с другими нефтями из Канады и США. И самые большие проблемы сейчас в транспортировке, складировании и переработке. Трубопроводы переполнены, нефтехранилища полны, а нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) работают на полную мощность. К тому же недавно ВР закрыла свой НПЗ Whiting в штате Индиана (один из крупнейших в США) на профилактику. В результате сейчас 1 баррель канадской нефти сорта Western Canada Select стоит всего 62 американских доллара. В то же время североморский Брент торгуется по цене 116 долларов, а американский WTI – почти за 96 долл. за баррель. По данным агентства Platts, это самая большая разница между ценой канадской и американской нефти с ноября 2006 г.

Между тем добыча продолжает расти, поскольку крупные концерны, такие, как Suncor Energy и Syncrude Canada, за прошедшие годы подключили новые месторождения, которые ранее не эксплуатировались. По оценкам отраслевиков, добыча нефти в Канаде и американском штате Северная Дакота к 2015 г. должна увеличиться на 1 млн баррелей в день (до 3,5 млн баррелей в день). Это примерно соответствует и прогнозу канадского правительства. Учитывая нынешнюю ценовую ситуацию, аналитики полагают, что, по крайней мере, в краткосрочной перспективе рост добычи в Канаде должен замедлиться.

В этом и состоит одна из самых больших проблем: нефть надо выталкивать из Канады – через перегруженные трубопроводы вроде эксплуатируемого компанией Kinder Morgan Trans Mountain до порта Ванкувер или через принадлежащие компании Enbridge трубопроводы на Средний Запад. Улучшения ситуации с трубопроводами пока не видно. Уже длительное время кипит конфликт вокруг трубопровода Keystone XL, строительство которого могло бы снизить остроту ситуации. По нему можно было бы транспортировать из провинции Альберта в штат Техас 800 тыс. баррелей.

Однако американское правительство пока отложило выдачу разрешения на строительство 7-миллиардного трубопровода. По официальному заявлению, причина в недостатке времени для исследования экологических последствий проекта. Политические аналитики, однако, выдвигают другую причину: президент Обама опасается мощных протестов от экологических группировок, и такая дискуссия может серьезно затруднить его переизбрание. Поэтому Обама не хочет принимать решение до проведения выборов в ноябре этого года. По той же причине оппозиция хочет принудить его к принятию решения. Вероятный итог конфликта пока остается неясным.

Еще один трубопровод – упомянутый выше Northern Gateway − проходит сейчас стадию утверждения проекта, которая, по оценкам аналитиков, может длиться до конца 2013 г. А после этого начало строительства может задержаться из-за протестов жителей провинции Британская Колумбия.

Волей-неволей канадские нефтяники вынуждены обратить свои взгляды на рынок Китая и Японии. Направляясь в Пекин, С. Харпер взял в состав своей делегации несколько менеджеров нефтяных компаний. Перед вылетом он заявил китайским журналистам: «Как вы знаете, наша страна ищет новые рынки для наших товаров и услуг, а Китай и весь Азиатско-Тихоокеанский регион являются регионом гигантских возможностей. Мы надеемся расширить стратегическое партнерство и Китаем, и в особенности углубить торгово-экономические связи между нашими странами».

По итогам переговоров в Пекине стороны объявили, что двусторонние отношения достигли «нового уровня» после подписания 23 коммерческих сделок и 21 межправительственного соглашения на многие миллиарды долларов США, включая немедленное увеличение поставок в Китай канадского бензина и урана. Как сообщила пекинская «Женьминь Жибао», премьер Вэнь Цзябао особо настаивал на скорейшем согласовании текста Соглашения о защите и продвижении иностранных капиталовложений и ускорении перехода к введению режима «свободной торговли» между двумя странами.

Как отмечает канадская пресса, Соглашение о защите и продвижении иностранных капиталовложений может быть ратифицировано уже в течение нескольких месяцев, хотя работа над ним тянулась целых 18 лет. Комментаторы − поклонники Харпера − уже сравнивают этот визит со знаменитой поездкой президента США Ричарда Никсона в Китай, 40-летие которой как раз отмечается в эти дни.

Пожалуй, эта радикальная переориентация консервативного правительства Канады является наиболее ярким в современной истории международных отношений примером того, как экономические интересы и ответственность за благосостояние нации заставляют менять внешнеполитическую доктрину даже самых консервативных политиков.

Реальная перспектива превращения США в нетто-экспортера природного газа, сопутствующее обострение конкуренции на этом рынке и неизбежное снижение цены на мировом рынке острее ставит проблему стабилизации экспортных доходов не только перед Канадой, но и перед Россией. Первыми в Азию двинулись российские угольщики. В 2009 г. Роснефть и Транснефть получили кредиты от Китайского банка развития на строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» под будущие поставки нефти в Поднебесную на период до 2020 г. После пуска первого завода по производству сжиженного природного газа на Сахалине начат его экспорт в Южную Корею и Японию.

Но в условиях неопределенности перспектив экономического роста в США и других членах Организации экономического сотрудничества и развития конъюнктура на рынке энергоносителей меняется быстро. «Нам важно выйти на китайский энергетический рынок, − сказал в интервью ИТАР-ТАСС в июне 2011 г. председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. − Поэтому надо срочно договариваться о формуле цены, учитывая, что это другой регион, другие финансовые планки, другой топливно-энергетический баланс огромной страны. И баланс довольно маневренный: там продуктивно работают с углем, осваивают солнечную энергетику, возобновляемые источники. Кроме того, Китай сегодня может получать газ из России и Туркменистана, а завтра, если «откроется» Иран – из его огромных запасов. Да и Австралия газом не обижена. Добавьте сюда поставки сжиженного газа от любого производителя…» Есть о чем задуматься.

Учитывая рассмотренные данные, можно сформировать следующие рекомендации в развитии торговых связей Канады и Китая.

Сохранение баланса интересов между двумя странами. При этом требуется поддержание связей в торговле с учетом взаимного доверия и сохранения стратегических приоритетов каждой страны.

Наращивание взаимодействия в финансовой сфере – позволяет выйти Канаде и Китаю из сферы влияния долларовой зоны через переход к прямым валютным взаиморасчетам.

Расширение инвестиционного сотрудничества- рассматривается как база для долгосрочных экономических связей.

Рассмотрим парадигму взаимодействия подробнее.

Вышедшая в 2013 году книга под названием «Большие перемены: сейсмический сдвиг в политике, бизнесе, культуре Канады, и что это значит для нашего будущего» вызвала бурю откликов и сразу стала бестселлером. Ее авторы, блестящие канадские журналисты Дж. Иббитсон и Д.Брикер считают, что за два последних десятилетия геополитический ландшафт и структура экономики Канады коренным образом изменились. Определяющими факторами развития страны стали стремительный хозяйственный рост западных провинций, переживающих «ресурсный бум», и демографические сдвиги, вызванные иммиграционными потоками из стран АТР.

Нынешняя политическая элита страны формируется на канадском Западе, а так называемые «новые канадцы», проживающие в пригородных избирательных округах южной части провинции Онтарио, составляют важную часть электората правящей Консервативной партии. На смену курсу, ориентированному на индустриальную базу центральных провинций страны, пришла установка на разработку энергетических ресурсов Запада Канады. Природные богатства западных провинций, по прогнозам, являются залогом будущего экономического процветания страны. А традиции переселенцев влияют на общественный менталитет Канады, трансформируя национальные ценности и культуру.

Эти новые ракурсы четко обозначены и во внешнеполитической сфере. По мнению Дж.Иббитсона, Канада переживает самый радикальный после окончания Второй мировой войны пересмотр внешней политики. Принципы многосторонней дипломатии, коллективной безопасности, международного права, на которых зиждилась зарубежная деятельность канадских правительств до прихода С.Харпера к власти, перестали играть решающую роль в формировании подходов. При С.Харпере внешнеполитический курс страны стал определяться экономическими интересами западных провинций и населения пригородных и аграрных районов Онтарио.

На практике это означает: развитие канадо-китайских деловых связей, укрепление национальной безопасности на арктическом векторе и участие в многосторонних форумах нового поколения («Большой восьмерке», «Большой двадцатке»), взамен ООН, оказавшейся, по оценкам канадских политиков, недостаточно эффективной. Резюмируя, Дж.Иббитсон пишет, что принцип «торговля прежде всего» стал для Оттавы аксиомой, а экономическая дипломатия превратилась в приоритетное направление международной повестки дня.

Примат коммерческих интересов был объявлен основой внешней политики страны в Плане действий по освоению глобальных рынков, принятом Министерством иностранных дел, торговли и развития (МИДТР) в ноябре 2013 г. Для его реализации намечены четыре главных направления: выход и закрепление на наиболее значимых для страны и бизнеса внешних рынках; развитие экономической дипломатии; поиск новых инвестиционных и торговых возможностей; усиление конкурентного потенциала Канады.

Экономическая составляющая была преобладающей во внешней политике С.Харпера и до принятия указанного документа. Об этом свидетельствуют следующие факты: с момента прихода С.Харпера к власти в 2006 г. Оттава заключила соглашения о свободной торговле с 9 странами, а еще с 30 находится в стадии переговоров. В их числе такие крупные зарубежные рынки, как Индия, Япония. Особое значение имеет успешное завершение в октябре 2013 г. переговоров между Канадой и Европейским Союзом по двустороннему Всеобъемлющему торгово-экономическому соглашению (Comprehensive Economic and Trade Agreement – CETA) и подписание в марте 2014 г. соглашения о свободной торговле между Канадой и Республикой Корея.

Вектор «экономической» дипломатии Канады направлен в сторону новых экономик, прежде всего, азиатских, рост которых кардинально меняет геостратегическую ситуацию в мире и оказывает прямое воздействие на внешнеполитическую стратегию Канады. Показательно, что в перечне приоритетов МИДТР на 2014-15 г.г. расширение экономических отношений с развивающимися рынками поставлено на первое место. Формирующиеся экономики с их высоким спросом на сырье и энергоносители представляют интерес с точки зрения развития экспортных и инвестиционных возможностей Канады, а также привлечения в страну иностранного капитала.

Многие ученые и политические деятели сходятся в том, что Канаде остро необходима специальная «азиатская стратегия», всесторонне учитывающая специфику региона и «козыри» Канады. К ним, прежде всего, относятся исключительно богатые природные ресурсы: страна занимает первое место в мире по добыче и экспорту урановой руды и калийной соли, второе — по производству никеля, зерновых и гидроэнергии, третье – по вывозу природного газа и бриллиантов.

Толчком к активизации усилий Оттавы по освоению новых рынков за пределами североамериканского континента стало отклонение администрацией США в январе 2012 г. канадского предложения о строительстве новых сегментов трубопровода Кистоун XL (Keystone XL). Окончательное решение Б.Обамы к моменту написания статьи не принято из-за борьбы различных нефтяных лобби в США, разногласий в политической элите, протестов сторонников защиты окружающей среды.

Позиция Вашингтона заставила канадцев со всей отчетливостью осознать глубину проблем, возникающих из-за полной зависимости их страны от единственного экспортного рынка. Учитывалось и другое обстоятельство. В условиях глобального финансово-экономического кризиса канадская экономика продемонстрировала более высокую степень устойчивости, чем американская. Такая ситуация делает нецелесообразной, и даже рискованной, всестороннюю «привязку» экономического роста Канады к состоянию экономики США и служит дополнительным аргументом в пользу расширения круга ее торгово–экономических партнеров.

Прежде всего, это коснулось развития канадско-китайского диалога, который был прерван из-за критики С.Харпером нарушения прав человека в КНР в первые годы после его прихода к власти. Отношения были восстановлены в ходе визитов С.Харпера в Китай в 2009 и 2012 г.г. Результаты визитов были столь внушительными, что обе стороны заявляли о «новом этапе сотрудничества» и «о стратегическом партнерстве», главным образом, в области использования канадских природных ресурсов. За последние годы государственные компании КНР вложили миллиарды долларов в разработку битуминозных песков Альберты и сланцевого газа в Британской Колумбии. Состоялось также подписание протокола об увеличении поставок канадской урановой руды в Китай.

Следуя намеченному курсу, в декабре 2012 г. канадское правительство дало «зеленый свет» двум крупнейшим в истории страны сделкам по продаже канадских сырьевых компаний. Первой была покупка китайской государственной корпорацией (Chinese National Offshore Oil Corporation –CNOOC) канадской нефтяной компании «Нексен», второе соглашение касалось приобретения малазийской государственной корпорацией «Петронас» (Petronas) канадской компании Прогресс энерджи (Progress Energy). Заключение договоренности о поглощении Нексен стало большой победой для китайской компании. Ни Канада, ни иная страна никогда прежде не продавали китайским инвесторам таких крупных активов.

О значении соглашения свидетельствовал тот факт, что С. Харпер лично объявил о его заключении на заседании Парламента 7 декабря 2012 г. Он сам провел пресс-конференцию для СМИ, продемонстрировав собственную причастность к произошедшему. Это было расценено прессой как еще одно доказательство жесткого контроля премьер-министром сферы внешней политики, где он персонально принимает все важные решения.

Отвечая противникам сделки, С. Харпер заявил, что принятые решения не следует расценивать как прецедент, и что предложения от иностранных государственных компаний о покупке нефтедобывающего бизнеса Канады будут рассматриваться только в исключительных случаях. Были введены новые, более строгие процедуры проверки и регулирования зарубежных инвестиций в канадские предприятия. В соответствии с ними иностранцы смогут владеть только миноритарными пакетами их акций. Несмотря на ужесточение правил, по прогнозам аналитиков, приток иностранного капитала в энергетический сектор Канады будет нарастать.

Заметным событием на азиатском векторе стало присоединение Канады к Транстихоокеанскому партнерству (ТТП- Trans-Pacific Partnership). Для вступления в ТТП Канада была вынуждена пойти на ряд компромиссов и уступок. Речь идет, например, об изменениях в законодательстве, касающемся охраны интеллектуальной собственности. Реформа в этой области была одним из основных условий присоединения Канады к ТТП, выдвинутых Вашингтоном. Предполагалось, в частности, существенно снизить тарифы на лекарства, поступающие на канадские рынки, а также продлить сроки их патентной защиты. Скорее всего, Оттаве придется также уменьшить пошлины на импорт продукции птицеводства и молочного хозяйства, тем самым решив еще один непростой вопрос переговорного процесса. Такое обещание канадской стороны было озвучено на одной из встреч.

Отметим, что эти же вопросы оказались наиболее спорными и сложными при разработке недавно заключенного соглашения между Канадой и ЕС. Канадский специалист по вопросам АТР Х.Стефенсписал, что модельное соглашение с Европой, позволившее Канаде апробировать возможные отступления и подвижки, открывает ей путь к заключению договоренности с ТТП. Льготы, предоставленные европейцам (удвоение квоты на поставки европейского сыра, продление срока на патенты защиты лекарств до двух лет) показали готовность С.Харпера отказаться от первоначальных требований ради получения экономических и политических выгод. Схожая ситуация, по мнению эксперта, складывается и в контексте переговоров по ТТП.

Для принятия в ТПП канадцы умело и интенсивно лоббировали, убеждая Вашингтон в том, что подключение Канады принесет США высокие дивиденды, расширит сферу действия соглашения и откроет новые возможности для американского бизнеса и потребителей. Судя по всему, игра стоила свеч – как сообщил офис премьер-министра, речь идет о рынках, совокупный ВВП которых составляет 20,5 трлн. долл., а население – порядка 658 млн.чел.

Канада давно присутствует в азиатском регионе. В годы «холодной войны» она участвовала в плане Коломбо и других программах помощи странам АТР и Восточной Азии, в войне в Корее 1950-53 г.г., в операциях по поддержанию мира в Камбодже (1991-1992 г.г. и 1992-1993г.г.) и в Восточном Тиморе (1999-2002 г.г. и 2002-2005 г.г.). С 1977г. Канада имеет статус диалогового партнера АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии), а в 1989 г. стала одной из создательниц АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества), настойчиво продвигая инициативы по преодолению экономических и политических разногласий между членами этого форума.

Вместе с тем торгово-экономические связи Канады с государствами Юго-Восточной Азии в последнее время развивались недостаточно активно. На сегодняшний день Канада занимает лишь 9-ое место по объемам инвестиций и 13-ое – по уровню двусторонней торговли. По мнению аналитиков, Канада опоздала к «разделу пирога» на азиатском направлении.

В этом убеждает и весьма болезненно воспринятый в ее политических и деловых кругах отказ руководства АСЕАН поддержать заявку Оттавы на вступление в Восточноазиатский саммит. Он был создан в 2005 г. шестнадцатью основными странами Юго-Восточной Азии, а с 2011 г. в его работе принимают участие США и Россия. Руководство АСЕАН объяснило реакцию на запрос Канады невысокой вовлеченностью в дела региона.

Стремясь переломить тенденцию отстранения Канады от процессов экономической интеграции в ЮВА, канадское правительство энергично активизирует дипломатические усилия. В последнее время состоялась целая серия визитов в регион членов кабинета, включая самого С.Харпера и ключевых министров — иностранных дел, международной торговли и обороны. Весьма вероятно, что при стремительно растущем значении АТР в мировой геополитической повестке дня и пристальном интересе к нему США «экономическая дипломатия» Оттавы» в регионе будет набирать темпы.

Международная деятельность кабинета С.Харпера расценивается многими аналитиками, в том числе и упомянутым выше Дж.Иббитсоном, как отступление от мультилатералистских принципов. Нельзя не признать, что для таких заключений есть определенные основания.

Особенно острую критику противников ослабления мультилатералистской традиции вызвал крупный внешнеполитический провал С.Харпера – проигрыш на выборах непостоянных членов Совета Безопасности ООН в октябре 2010г. Ущерб международной репутации Канады был нанесен также ее односторонним выходом из числа участниц Киотского протокола (в 2011 г.) и из Конвенции по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху, особенно в Африке (в 2013г.). Наряду с этим происходит пересмотр политики финансирования Канадой международных организаций, которое предлагается сократить и направлять только на конкретные, «обоснованные цели. Одновременно закрываются многие полезные и интересные международные программы, финансируемые Оттавой.

Коммерциализацию международной политики отразила и реформа канадского внешнеполитического ведомства — в марте 2013 г. Канадское агентство международного развития (КАМР) и Министерство иностранных дел и международной торговли были объединены. Новая структура была переименована в Министерство иностранных дел, международной торговли и развития.

Произошедшая реорганизация была вызвана многими претензиями к работе КАМР со стороны правительства и экспертного сообщества. Однако главная причина перестройки внешнеполитического механизма заключалась, конечно, вовсе не в недостатках КАМР. Известно, что Агентство было отлаженным механизмом, с многолетним стажем выработки и проведения политики помощи развитию, которая получала признание в международном донорском сообществе и поддержку внутри страны. Реформа министерства еще раз подтвердила намерение правительства отодвинуть политику помощи на второй план международной повестки дня. В 2010 г. было объявлено о замораживании ассигнований программ помощи на уровне 5 млрд.долл. , а а затем был взят курс на сокращения ее объемов – в 2012 г.. эти средства были урезаны на 370 млн.кан.долл. В дальнейшем намечена еще более жесткая экономия, что ограничит возможности страны эффективно действовать в данной сфере и приведет к падению ее рейтинга.

Судя по всему, меняются и приоритеты политики помощи. Как следует из внутренних документов министерства, одним из ее элементов будет создание партнерств между канадским частным сектором, предоставляющим финансирование, и неправительственными организациями, развивающихся стран, выполняющими эти проекты. В качестве основного бизнес-партнера выбраны канадские добывающие компании, о чем, в частности. свидетельствует включение в состав группы советников нового министерства одного из топ-менеджеров канадской Рио Тинто Алкан(Rio Tinto Alcan), крупнейшего в мире производителя алюминия. По прогнозам аналитиков, слияние КАМР и МИТДМ приведет к тому, что программы помощи развитию будут подчинены интересам экономики и торговли.

Эксперты обращали внимание и на еще одно отличие нового внешнеполитического механизма от предыдущего – из направлений его работы и организационной структуры «выпали» такие вопросы, как гендерное равенство, охрана окружающей среды, права человека и хорошее правление. И это — дополнительный аргумент в пользу того, что экономическая дипломатия – главная составляющая внешнеполитической деятельности С.Харпера. Отметим в заключение, что именно на этом векторе С.Харпер набрал главные политические очки (СЕТА, торговые соглашения с Китаем и Кореей ), которые так нужны ему в свете предстоящих федеральных выборов 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *