Сущность и содержание понятия «креативная экономика»

В наши дни центральное место в экономике отводится человеку. Именно человеческий капитал становится основным ресурсом экономического развития. Под человеческим капиталом традиционно понимается совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. А человеческий капитал, в свою очередь, приравнивается к таланту и способностям человека. Ровно как, талант и способности можно воспринимать как креативность.

Концепция креативной экономики – это далеко не однозначное явление. Мировой опыт показывает, что страны сами определяют себя как «креативные», но значение, которое придается этому каждый раз разное. Поэтому определение этого понятия варьируется от города к городу, от страны к стране, в зависимости от уровня развития, готовности к изменениям и реформам, от ресурсов и так далее.

Конференция ООН по торговле и развитию дает следующее определение креативной экономики: креативная экономика – это развивающееся понятие, основой такой экономики становятся креативные активы, за счет которых происходят экономический рост и развитие. Отличительная особенность креативной экономики от традиционного экономического представления заключается в том, что главный инструмент в ней – это знания, ресурс – информация, а продукт – инновация. А экономические отношения в данном случае базируются на следующих принципах:

перераспределении ресурсных составляющих экономической системы. Доминирующим ресурсом становится информация;

росте роли научных разработок, инновационных технологий, ноу-хау. Основным двигателем технологических изменений становится внедрение в производство научных достижений;

актуализации роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов, наиболее ценными качествами становятся уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Также, согласно докладу ООН, термин «креативная экономика» впервые появился в 2001 году в работе Джона Хокинса, где говорится о взаимосвязи между творчеством и экономикой.В своем исследовании автор условно выделили 15 индустрий, которые способствуют развитию креативной экономики, создавая креативные продукты и услуги, начиная от искусства и заканчивая наукой и технологией. Эти отрасли и услуги, по Хокинсу, имеют экономическую ценность. Иное толкование в термин «креативная экономика» привносит Ричард Флорида. В основе его концепции положен креативный класс, люди, которые производят новое или непосредственно работают в креативных индустриях.

Креативная экономика на сегодняшний день является одним из двигателей экономического роста, а занятость населения в ней с каждым годом растет. Она охватывает такие отрасли, как реклама, радио, архитектура, искусство, дизайн, мода, музыка, издательское дело, театр и так далее. Они становятся ключевой силой в области предпринимательства и инноваций, содействие росту социального развития и занятости населения. По данным ЮНЕСКО, креативная экономика «одна из наиболее быстрорастущих секторов мировой экономики дает серьезный толчок в развитии стран, с точки зрения доходов в бюджет, создания рабочих мест и экспортной выручки».

В современном мире границы между работой и отдыхом все больше стираются и люди ищут альтернативные формы занятости, которые тесно связаны с их хобби, увлечениями и интересами. Здесь и выступает креативная экономика, позволяющая людям выбирать профессию по душе, самореализовываться, и, тем самым развивать города, в которых они живут. Вклад креативной экономики достигает значительных размеров. В 2015 году, например, креативная экономика Соединенного Королевства составила почти 9% от экспорта Великобритании и 5,6% рабочих мест. В креативных индустриях занято около 7 млн. человек в Европейском Союзе, что эквивалентно примерно 3% от общей занятости населения.

В изучении креативной экономики, Международная Сеть советов по глобальной повестке дня (The Global Agenda Council), определяет пять факторов, которые следует учитывать Правительству, когда целью является – стимулирование креативной экономики в стране. Они могут являться основой для достижения максимального вклада креативной экономики в экономический рост и развитие городов:

Локальные сильные стороны: успешная креативная экономика реализуется в непосредственной близости от учебных, научных и культурных центров, позволяя людям разных профессий коммуницировать и генерировать идеи.

Технологии: на сегодняшний день цифровые технологии позволяют креативным индустриям создавать проекты в своих городах и транслировать их в другие, то есть креативные предприниматели могут использовать технологии в своих интересах.

Вдохновение: драйверами в креативных индустриях являются предприниматели, которые показывают, что можно одновременно вдохновлять и обучать других.

Государство: с помощью грамотного регулирования и стимулирования индустрий, Правительство может способствовать созданию условий, с помощью которых креативная экономика будет процветать.

Власть горда: креативная экономика находится в тех города, где люди хотят жить из-за расположения, комфорта всех систем, в городах, где происходит стимулирование творческого потенциала, где много общественных пространств и культурных центров (рис.1).

Рисунок 1. 5 взаимосвязанных факторов, стимулирующих креативную экономику

В настоящее время происходит смена эпох мирового социокультурного развития на новую эпоху творчества. Ядром и смысловым центром новой креативной экономики является творчество, некая идея, которую создает человек. Креативный потенциал производит новизну, генерирует новые открытия и идеи, умеет продуктивно решать сложные проблемы и внедряет их в практику. В таком подходе уже не информация играет ключевую роль, а творческие и креативные люди, которые генерируют новые идеи и воплощают их в жизнь. При этом именно креативность является оценочным ресурсом индивида, и движущим фактором социально-экономического и социально-культурного развития городов. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что в современной экономике, креативность рассматривается не только как ключевой фактор экономической стабильности страны, но и как миссия развития общества, региона, города, личности, и т.д. В свою очередь, если ключевым фактором экономики знаний является образование и интеллектуальный продукт, а инновационная экономика обостряет внимание на путях использования этих знаний, то задачи креативной экономики является обеспечение условий для генерирования идей, на средствах трансформации предложенных идей в качественно новый продукт.

Изучением новой креативной эпохи начали заниматься во второй половине ХХ века такие ученные как, Т. Манро, С. Ариети, Р.Флорида, Ч.Лэндри и другие. По мнению Т. Манро, важными составляющими креативной эпохи является наличие талантливых людей, которым государство предоставляет рабочие места.

Осмысливанием креативной экономики продолжил заниматься С. Ариети. По его мнению, некоторые культуры способствуют креативности больше, чем другие, которые получили название «креативогенные». Он предполагал, что на креативность людей влияют три фактора (стимулирующая культура, подходящее взаимодействие и гены). Наряду с этим автор обозначил несколько социально-культурных факторов креатогенного общества:

наличие культурных средств и ресурсов, открытость к различным культурным стимулам, стремление членов общества к высоким достижениям;

свободный доступ к средствам культуры, свобода мыслей и действий;

терпимость к различным мнениям;

Современная экономика со второй половины ХХ века испытала стремительное трансформационное развитие от экономики знаний, через инновационную, в креативную экономику. При этом, если такие термины как экономика знаний, инновационная, информационная и интеллектуальная экономика, часто используются как синонимы, то понятие креативной экономики наполняется новым содержанием и приобретает ряд качественно новых признаков и свойств. В то же время, можно утверждать, что креативная экономика не отрицает предыдущие формы развития, а естественно включает их в себя в качестве ключевых составляющих компонентов. Таким образом, современная эпоха стремительно меняет функции управления городами.

Подводя итог, основными задачами креативной экономики являются: создание и поддержание благоприятного инвестиционного климата в городе, способствование росту экономического потенциала, развитие социальной сферы, модернизация образовательной сферы, развитие человеческого капитала. Из всего вышеперечисленного следует, что креативная экономика многообразное понятие, а для ее развития требуется множество факторов начиная от образования, заканчивая общественным пространствами в городе, где люди могли бы делиться и генерировать новые идеи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *