Контроль за начислением заработной платы

Контроль начисления заработной платы является целью аудита заработной платы.

В ходе данного аудита исследуют такой комплекс вопросов:

  • насколько правильно отражены в бухгалтерских регистрах все операции по начислению и выплате заработной платы;
  • соответствуют ли показанные в учетных данных действия законодательным нормам;
  • корректно ли выделены аналитические показатели с привязкой их к значению синтетических счетов;
  • оценивают достоверность произведенных начислений в пользу наемного персонала;
  • анализируют правильность удержаний из зарплатных сумм.

Скачать текст в WORD

На заключительном этапе аудиторских исследований изучают структуру показателей в бухгалтерской отчетности. Они должны содержать полную информацию обо всех начисленных и выплаченных работникам доходах.

Учет заработной платы в бухгалтерском учете может сопровождаться рядом таких типичных ошибок:

  1. Неправильный расчет среднесписочного количества сотрудников.
    1. Проводки по начислению зарплаты не формируются, то есть корреспонденция счетов составляется при выдаче средств.
    1. Фактические ошибки при исчислении сумм зарплаты, нарушение порядка расчета (например, вычет алиментов из полной суммы заработной платы, не облагаемой НДФЛ).
    1. В налоговой базе при расчете НДФЛ учитывается стоимость обучения подчиненных, проводимого по инициативе компании, в ее интересах.
    1. Налоговые вычеты являются безосновательными.
    1. Исправление допущенных ошибок в налоговых документах. Предполагается, что бухгалтеру необходимо подать дополнительную уточняющую декларацию, а не вносить корректировки от руки.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство наиболее распространенных ошибок в бухгалтерском учете заработной платы имеют механический характер. С целью их ликвидации необходимо проявить большее внимание к учету или использовать особые компьютерные программы для проведения соответствующих процедур.

Если бухгалтерские отчеты имеют расхождения с учетными регистрами или первичной документацией, это считается ошибкой. Тогда задача аудитора заключается не только в идентификации недочетов, но и в поиске причин их возникновения, путей исправления неточностей.

Для реализации всех поставленных перед аудитором задач нужно изучение широкого набора документации. К числу обязательных для рассмотрения относят:

  • локальные акты предприятия, содержащие инструкционный и методический материал – положения об оплате труда, о премировании, коллдоговор, трудовые соглашения с сотрудниками, штатное расписание и др.;
  • распорядительные документы;
  • личные карточки работников;
  • бланки, отражающие отработанное время или выполненные объемы работ – табели, наряды, больничные листы и др.;
  • расчетные и платежные формы – ведомости начисления зарплаты, платежные ведомости, расчет отпусков и др.

После сверки и сопоставления первичных документов начинают анализ обобщенных данных. Для этого изучают сведения из финансовой отчетности с учетом ее приложений и письменных пояснений к ней. Обязательно анализируют корректность всех показателей в оборотных ведомостях и главной книге.

При аудите расчетов с персоналом по оплате труда проверяющему понадобятся карточки таких счетов:

  • 68 – при проведении анализа правильности произведенных бухгалтером удержаний из доходов работников;
  • 69 – его субсчета помогают отследить корректность расчета величины страховых взносов и полноту их перечисления;
  • 70 – показывает правильность начислений по оплате труда и осуществленной выплате зарплаты и аванса;
  • 73 – используют при анализе данных по прочим расчетам с сотрудниками компании;
  • 76 – применяют для комплекса расчетных операций по алиментам.

Каждому этапу аудита расчетов по оплате труда соответствует свой набор приемов и методов исследования. При анализе содержания первичных документов аудитор акцентирует внимание на совпадении отработанного времени в первичных бланках и расчетных ведомостях. В отношении операций по выплате дохода сверяют платежные ведомости с расчетными документами и сводами по депонированным суммам.

Из обзора методов и технологии проведения аудита можно понять, какие инструменты применяются при проведении данной процедуры. Это, прежде всего, изучение документов – первичных, отчетных. Далее – инструменты работы с людьми:

  • интервью, в том числе «выходные» – с увольняющимися работниками;
  • анкетирование;
  • опросы, беседы.

Еще один интересный инструмент – изучение внешних источников: статистических данных, отзывов о компании в средствах массовой информации, социальных сетях, на сайтах.

Для подведения промежуточных и окончательных итогов используются инструменты компьютерной обработки информации, в частности, пакет анализа данных программы Microsoft Excel, позволяющий проводить формирование выборки из генеральной совокупности, ранжировать статистические данные, строить линию тренда и многое другое.

Аудитор в процессе проверки должен предпринять такие действия:

  • проверка арифметических расчетов бухгалтера по зарплате при начислении персоналу дохода;
  • анализ обоснованности выплат, примененных налоговых льгот и корректность идентификации ставок НДФЛ в отношении разных групп работников;
  • оценка правильности дополнительных начислений и их необходимости (например, сверхурочные, ночные, праздничные);
  • проверка исполнительных листов, очередности их исполнения и правильности применения отраженных в них положений в учете;
  • сопоставление данных первичных бланков и отчетных форм.

Нарушения могут быть обусловлены отсутствием договоров с сотрудниками или заявлений на примененные налоговые вычеты.

Неправомерными могут быть признаны выплаты работникам, если они не были обозначены в локальных актах предприятия.

Грубой ошибкой признают неправильное формирование базы обложения страховыми взносами, а также отнесение к 70-му бухгалтерскому счету средств, которые были выданы работнику вне системы оплаты труда.

Итогом проверки будет аудиторское заключение с перечислением всех выявленных недочетов и рекомендаций по их исправлению и предотвращению.

Также даются предложения по оптимизации существующего документооборота, управленческих процедур, организационной структуры, бизнес-процессов.

Отдельные рекомендации даются службе управления персоналом и в плане организации работы самой службы, и в плане работы с кадровым составом.

Аудиторский отчет – это своего рода SWOT-анализ, оценка сильных и слабых сторон в деятельности организации, связанной с управлением человеческим капиталом.

За нарушение регламента выдачи зарплаты сотрудникам компании предусматривается административная и уголовная ответственность нанимателя.

Исходя из ст. 5/27 КоАП РФ административная ответственность заключается в уплате штрафа в размере:

  • для должностных лиц – от 1 до 5 тыс. руб.;
  • для компании – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Помимо этого, трудовая инспекция также может приостановить деятельность предприятия на период до 90 дней.

Уголовная ответственность наступает для нанимателя, если расчеты по заработной плате не осуществлялись более двух месяцев (ст. 145.1 УК РФ). При этом, она грозит только управленцу компании. Также, если невыплата зарплаты повлекла за собой тяжкие последствия, управленец будет обязан выплатить средства в размере от 100 до 500 тыс. руб.

Таким образом, учет зарплаты является систематизированным и законодательно регламентированным процессом. Работодателю рекомендуется внимательно следить за состоянием законодательства и грамотно реализовывать процедуры начисления и выдачи зарплаты.

Что касается контроля оплаты труда в ООО «Отель Джузеппе», то в данном случае ведущая роль принадлежит бухгалтерии организации. От неё зависит своевременное оформление документов и своевременная оплата. В случае, если выплаты по тем или иным причинам задерживаются, бухгалтерам следует поставить в известность заинтересованных лиц и руководство с целью совместного поиска решения.

Контроль за оплатой труда может осуществлять и руководство, например, в случаях выплаты поощрений или премий. В этом случае руководство определяет размеры выплат в пользу хорошо себя зарекомендовавших работников. То же самое можно сказать и об обратной ситуации – о штрафных санкциях за халатность или нарушения. Обычно в таких случаях руководитель самостоятельно принимает решение о степени жесткости штрафных санкций, если это уже не прописано во внутренних регламентах компании.

Внутренние регламенты, приказы, а также договоры с сотрудниками относятся к инструментам контроля за оплатой труда. Так во внутренней документации могут быть заранее определены размеры поощрений или наказаний. В свою очередь, сотрудник на основании трудового договора и трудового законодательства вправе требовать своевременной и полной выплаты заработной платы.

Для повышения эффективности учета и контроля оплаты труда необходимо, в первую очередь, обеспечить слаженную работу всех подразделений организации в целях максимальной прозрачности и повышения быстроты взаимодействия. Таким образом, большое значение имеют организационные меры, направленные на совершенствование структуры компании. Кроме того, необходимо понимать, что учет и контроль оплаты труда возложен на конкретных специалистов (бухгалтерский отдел), и от их профессионализма зависит качество работы данной системы. Соответственно, тщательный отбор указанных специалистов и проведение для них тренингов и повышения квалификации также имеют важное значение.

Суммируя изложенное, стоит сказать, что заработная плата имеет особое значение для стимулирования работников, а учет и контроль оплаты труда позволяет обеспечить прозрачность и контроль финансовых потоков внутри предприятия.   

Совершенствование структуры предприятия и повышение профессионализма сотрудников, связанных с бухгалтерской работой, являются важными способами повышения эффективности контроля и учета оплаты труда.

В ООО «Отель Джузеппе» применяемая система оплаты труда, общий уровень заработной платы, виды отдельных выплат закреплены коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами между работниками и ООО «Отель Джузеппе». Условия в отношении оплаты труда сообщаются работнику во время приема на работу и фиксируются посредством трудового договора.

Система оплаты труда ООО «Отель Джузеппе» сформирована в соответствии с организационной структурой предприятия. В компании имеет место только повременная система оплаты труда, согласно которой заработная плата определяется на основе тарифной ставки или оклада и фактически отработанного количества времени. Такая форма оплаты труда применяется для технического персонала, рабочих и служащих.

Что касается контроля оплаты труда в ООО «Отель Джузеппе», то в данном случае ведущая роль принадлежит бухгалтерии организации. От неё зависит своевременное оформление документов и своевременная оплата. В случае, если выплаты по тем или иным причинам задерживаются, бухгалтерам следует поставить в известность заинтересованных лиц и руководство с целью совместного поиска решения.

Скачать текст в WORD

Контроль за оплатой труда может осуществлять и руководство, например, в случаях выплаты поощрений или премий. В этом случае руководство определяет размеры выплат в пользу хорошо себя зарекомендовавших работников. То же самое можно сказать и об обратной ситуации – о штрафных санкциях за халатность или нарушения. Совершенствование структуры предприятия и повышение профессионализма сотрудников, связанных с бухгалтерской работой, являются важными способами повышения эффективности контроля и учета оплаты труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *