Кондитерская промышленность на российском рынке

Российский рынок кондитерских изделий входит в число крупнейших рынков мира, уступая лишь США в объемном выражении. Одной из особенностей рынка является высокий уровень концентрации, т.е. его, почти полностью, контролируют пять ведущих игроков. Однако по некоторым товарным позициям велика роль местных производителей и соответственно ассортимент продукции в каждом отдельном регионе формируется с учетом данных особенностей.

Начиная с 2014г. в экономике страны наметились негативные явления, вызванные падением цен на энергоресурсы, а также введением экономических санкций со стороны западных стран. Следствием данных процессов стал рост курсов иностранных валют, что в конечном итоге привело к удорожанию сырья, используемого при производстве кондитерских изделий (сахар, какао-продукты и др.). Тем не менее, несмотря на ухудшение экономической и политической обстановки, рынок кондитерских изделий сохраняет положительную динамику, хотя и сталкивается с рядом трудностей.

Российский кондитерский рынок до 2015 года был одним из наиболее динамично развивающихся сегментов потребительского сектора экономики. Однако значительное ослабление курса национальной валюты, резкое сокращение доходов и покупательной способности населения привели к тому, что потребление сладостей стало резко падать. В наибольшей степени сократилось потребление импортированных кондитерских изделий, в первую очередь шоколадных и мучных.

Экспорт российского шоколада и шоколадных конфет, а также экспорт различного вида печенья, кексов, вафель и рулетов сохранился в объемах предыдущего года, но резко снизился в стоимостном выражении. Еще в 2014 году экспорт сладостей российского производства превышал $1 млрд. Резкий рост рублевых цен на основное сырье (сахар, какао-бобы, какао-продукты, различные добавки), сокращение потребления кондитерских изделий вообще, и шоколада и тортов с пирожными в первую очередь — одни из ключевых тенденций на российских рынках шоколада, шоколадных конфет, печенья и прочих мучных кондитерских изделий.

Анализ последних тенденций на российском кондитерском рынке показал, что при снижении объема их производства в России на 1%, в отрасли в целом произошли значительные качественные изменения. За прошедший год значительно сократилось производство шоколада без добавок и различных тортов и пирожных, при этом заметно выросло производство различного рода мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения, а также карамели и шоколадных конфет. В основном, на производственные показатели повлиял растущий экспорт мучных кондитерских изделий и частично сахаристых кондитерских изделий и карамели. Внутри страны рынки сахаристых кондитерских изделий (зефира, пастилы, мармелада), карамели, а также мучных кондитерских изделий (печенья, вафель, кексов, рулетов, пряников) находились в более выгодном положении, по сравнению с шоколадом, так как потребительский спрос смещался в сторону более дешевой кондитерской продукции.

Почти в два раза сократился импорт в Россию всех видов кондитерских изделий (импорт шоколада и шоколадных конфет, импорт печенья, вафель, рулетов и кексов), что в первую очередь обусловлено девальвацией рубля и сокращением покупательной способности населения.

Значительно выросли в 2015 году потребительские цены на все виды кондитерских изделий — в среднем на 24% в течение года. Причем, наибольший прирост цен в 2015 году в России отмечался в сегменте сахаристых кондитерских изделий, в частности, самый значительный рост цен произошел на рынках шоколада (+38%) и карамели (+33-35%). В этой связи последовало значительное изменение потребительского спроса на кондитерские изделия. Более дорогим шоколаду и тортам российские потребители предпочитали более дешевую выпечку длительных сроков хранения и карамель.

Изменение потребительских цен в 2015 году по отношению к 2014 г. представлены в таблице 1.

Наиболее устойчивыми к подорожанию остаются категории мучных кондитерских изделий с короткими и длительными сроками хранения. В ноябре 2015 года в наименьшей степени подорожание коснулось таких категорий как торты, кексы и пряники.

В среднем по стране торты и пирожные подорожали за год на 15%, различные кексы, рулеты на 18,8%, пряники на 19,7%. Наиболее значительное подорожание коснулось цен на шоколад, шоколадные конфеты и карамель. Рост цен на шоколад в ноябре 2015 года составил почти 37,8%, а карамель подорожала на 34%.

Таблица 1. Изменение потребительских цен на кондитерские изделия в 2015 году по отношению к 2014 г.

  2014 2015 %
Шоколад, кг. 538,11 741,36 37,8
Конфеты шоколадные, кг. 448,6 566,9 26,4
Торты, кг. 345,2 397,13 15,0
Конфеты мягкие, глазированные шоколадом, кг. 212,33 281,13 32,4
Зефир, пастила, кг. 190,13 235,09 23,6
Кексы, рулеты, кг. 188,47 223,92 18,8
Карамель, кг. 147,44 197,64 34,0
Печенье, кг. 112,4 137,41 22,3
Пряники, кг. 96,61 115,69 19,7

На ценовую политику производителей шоколадных изделий как и прежде сильно влияют стоимость основного сырья (какао-продуктов и сахара) и снижающаяся рентабельность производства. Например, рублевые цены на некоторые виды какао-сырья за год вырос- ли почти на 100%, как из-за резкой девальвации рубля, так и роста мировых цен на какао.

Себестоимость производства шоколадных изделий выросла за год не менее, чем в полтора раза. Производство мучных кондитерских изделий в меньшей степени затрагивает девальвация российской валюты, поскольку более половины себестоимости производства таких изделий приходится на сырье, закупаемое на внутреннем рынке. К тому же мировые цены на производные пальмового масла, которые активно используются в этом сегменте кондитерской промышленности за год заметно снизились. Более того, в течение 2015 года отчетливо проявлялось смещение потребительского спроса из более «дорогих» категорий кондитерской продукции к более «дешевым», например, от шоколада к печенью, или вафлям.

Анализ рынка кондитерских изделий также показал, что для 2015 года характерны замена более дорогих какао-продуктов (какао-масло в первую очередь или покупка более дешевого сырья на внешних рынках) в готовой продукции в пользу более дешевых компонентов, переход на более дешевые рецептуры, увеличение производства изделий с начинками и шоколадной глазурью и сокращением производства непосредственно самого шоколада, поскольку рост цен на какао-сырье в 2015 году сделал производство шоколада менее рентабельным.

По прогнозу Центра исследований кондитерского рынка, на рынках тортов и пирожных, а также в отдельных сегментах рынков зефира, мармелада и пастилы и ряде позиций на рынках печенья, вафель, кексов и прочих мучных кондитерских изделий длительных сроков хранения последует усугубление кризисных явлений, тогда как рынок шоколадных изделий, шоколада и конфет ждет восстановление потребительского спроса. В целом же, в ближайший год рынок кондитерских изделий ждет сужение спроса на сладости, рост конкуренции и сокращение рентабельности производства многих видов сладостей.

Среднедушевое потребление кондитерских изделий в России в 2015 году снизилось на 3,3% с 23,9 кг до 23,1 кг. При этом наиболее сильно «пострадал» сегмент шоколада. Потребление шоколадных изделий в России в 2015 году снизилось на 8,4% и составило 3,99 кг шоколада и шоколадных изделий на человека в год. Этот сегмент и еще производство кондитерских изделий с недлительными сроками хранения претерпели наиболее негативные изменения в потребительском поведении. Если в 2014 году среднестатистический россиянин съедал около 2,5 кг тортов или пирожных в год, то в 2015 году этот показатель составил уже 2,1 кг на человека.

Основное снижение спроса пришлось на более дорогую импортированную продукцию, в частности, более всего это затронуло сегменты шоколада и шоколадных изделий, карамели и мучных кондитерских изделий с длительными сроками хранения. В зависимости от категории падение импорта составило за 11 месяцев 2015 года около 50%. Однако, российские производители выпечки и карамели лишь отчасти сумели компенсировать выпавшие объемы импорта. В частности, это произошло в сегменте карамели за счет того, что сократились объемы ее экспорта. В категории различной выпечки с длительными сроками хранения российские производители не только сумели частично заместить снизившиеся объемы импорта, но и увеличить экспортные продажи. Тяжелое экономическое положение, падение потребительских доходов, девальвация рубля, дорогостоящее кредитование и государственная фискальная политика поставили российских производителей шоколада и шоколадных конфет в неравные конкурентные условия по сравнению с производителями других видов кондитерской продукции. В силу резкого падения рубля российское производство шоколадных изделий уже с конца 2014 года столкнулось со снижением рентабельности производства, кроме того выросли мировые цены на сырье, что с учетом необходимости импортировать его и выплачивать таможенные пошлины привело к экстремально высоким темпам роста потребительских цен на шоколад и шоколадные изделия в России. А также поставило российских производителей шоколадных изделий в неравные конкурентные условия по сравнению с теми, кто может работать с 4 более дешевым сырьем, которое не во всех случаях облагается ввозной пошлиной. Также, по различным оценкам, заметно выросли объемы использования заменителей дорогого какао-сырья и производство фальсифицированного шоколада, в котором растительные жиры используются в объемах, превышающих допускаемые ГОСТом 5%.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил в декабре 2015 года данные опроса о том, какие продукты входят в ежедневный рацион россиян, а в потреблении каких товаров наши сограждане считают необходимым себя ограничивать. Согласно исследованию, 60% россиян назвали кондитерские изделия дополнительными продуктами питания наравне с консервированными фруктами (70%), рыбной продукцией и морепродуктами (66%), а также с пакетированными соками (65%). При этом около двух третей опрошенных осознают, что необходимо умерять свой аппетит при распитии пакетированных соков (70%) и лакомстве кондитерскими изделиями (66%).

Потребление кондитерских изделий в России составляет около 270 килокалорий в день за счет кондитерских изделий. Для сравнения в Европе потребление кондитерских изделий составляет 32 кг в год на душу населения (87,8 грамм в день). При этом в среднем на европейца приходится около 6 кг шоколада в год, а в ряде западноевропейских стран (Германия, Швейцария) доходит до 10-12 кг в год. Европейцы потребляют около 395 килокалорий в день кондитерских изделий, что выше российских показателей на 46%. Из всех категорий кондитерских изделий наиболее востребованы российскими потребителями мучные кондитерские изделия, как длительных, так и недлительных сроков хранения. На них приходится 51% от общего объема производства кондитерских изделий в стране. Вторую половину делят между собой шоколадные и сахаристые кондитерские изделия.

В силу того, что кондитерские изделия не являются основными продуктами питания, то можно сделать вывод о том, что в кризисный период потребители чаще всего сокращают или отказываются от покупки сладостей. Также характерен переход от более дорогих в пользу более дешевых видов сладостей.

На сегодняшний день потребление кондитерских изделий в России, по сравнению с западными странами, невелико. Этому есть несколько причин. Во-первых, уровень жизни населения по регионам очень отличается. Во-вторых, кондитерские изделия довольно специфичный продукт не ежедневного употребления. Например, по потреблению хлеба и хлебных изделий Россия лидируют среди западных стран.

В среднесрочной перспективе рынок кондитерских изделий России сможет сохранить темпы роста в натуральном выражении на уровне нескольких процентов.

В денежном выражении (в номинальных ценах) прирост рынка в ближайшее время, очевидно, будет сохраняться на достаточно высоких уровнях, что будет происходить на фоне динамичного увеличения стоимости продукции, прежде всего в сегменте сахаристых кондитерских изделий, что связано со значительными темпами роста цен на основное сырье — какао-бобы.

Нельзя не отметить тот факт, что существует постоянная угроза дефицита какао-бобов, которая создает некоторую напряженность в отрасли. Концентрация рынка какао-бобов (70 %) приходится на четыре африканские страны-производителя, где крайне нестабильная политическая ситуация.

Междоусобицы и этнические конфликты становятся причиной дефицита и, как следствие, роста цен на какао-бобы (с ноября 2010 г. их стоимость увеличилась на 20 %, что является рекордом за последние пять лет). По данным британского торгового дома ED&F Mann, в будущем ожидается общемировой дефицит, цены на какао вырастут почти в 6 раз. Причина — сокращение производства этого продукта и одновременное увеличение потребления.

По данным компании EuromonitorInternational, сегмент шоколадных изделий среди всего кондитерского рынка будет самым быстрорастущим — с 2011 по 2017 год он может увеличиться на 21 % в стоимостном выражении. Эксперты не отрицают возможного ухода с рынка крупных фирм, что повлечет за собой усиление конкуренции среди оставшихся игроков.

Производителям шоколада в будущем также придется серьезно изменить свою маркетинговую стратегию по позиционированию шоколада и делать акцент если не на его полезности, то хотя бы безвредности для здоровья. Для этого, возможно, придется привлекать врачей и ученых, проводить специальные исследования. В связи с этим возможен переход на новые виды сырья, технологий и на производство менее калорийной продукции.

Изменение демографической ситуации в стране также может повлиять на шоколадную отрасль. Если увеличится прирост населения, это приведет к увеличению рынка сбыта, т. к. дети являются одними из основных потребителей шоколада. Кроме того, влияние на рынок также оказывают изменения в налоговой системе и внешнеэкономическая политика государства.

По прогнозам исследователей, на рынке кондитерской продукции предвидится рост цен на шоколадную продукцию, обусловленный повышением стоимости какао-бобов; в свете вышеназванных тенденций прогнозируется пересмотр многими компаниями своей ассортиментной политики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *