За время существования логистики в промышленно развитых странах оформились основные критерии, по которым можно оценить эффективность логистического процесса. Обычно выделяются следующие пункты:
Общие издержки;
Качество сервиса;
Продолжительность логистических циклов;
Производительность;
Возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру;
Теперь рассмотрим каждый пункт более подробно. Общие логистические издержки – это суммарные затраты, связанные с логистическим менеджментом и администрированием в логистической системе. Внутри общих логистических затрат могут быть выделены следующие группы:
Операционные издержки;
Ущербы от рисков;
Логистическое администрирование;
Обычно при расчете затрат учитываются расходы на транспортировку, складирование, грузопереработку, управление заказами и запасами, информационную и компьютерную поддержку.
При анализе структуры логистических издержек, 20-40% выделяется на управление запасами, 15-35% приходится на транспортные расходы и порядка 9-14% на административно-управленческие функции.
Относительно качества логистического сервиса важно отметить, что большинство логистических операций являются услугами, поэтому и сам логистический сервис можно определять как процесс предоставления логистических услуг. Логистический сервис имеет ряд особенностей, которые усложняют создание эффективной системы оценки его качества:
Нематериальность сервиса;
Услуги не могут складироваться или транспортироваться, т.к. они производятся в момент их непосредственного употребления;
Сервис – это деятельность, которую достаточно сложно протестировать до момента покупки;
Поэтому для оценки качества логистических услуг может служить степень соответствия предоставляемого сервиса ожиданиям потребителя. Для покупателя могут быть важны такие критерии как надежность, стабильность, живой отклик, безопасность, доверие, коммуникация и понимание. Компании, которые, по мнению потребителей, обладают вышеперечисленными качествами и являются наиболее успешными.
Продолжительность логистического цикла играет значительную роль в успехе логистического процесса в целом. Продолжительность цикла – это время, затрачиваемое на исполнение заказа потребителя. Время – важный ресурс, правильное использование которого способно повысить эффективность компании и снизить (производственные) издержки.
Составляющими полного логистического цикла товара являются:
Время на формулировку заказа;
Время на передачу заказа поставщику;
Время выполнения заказа;
Время отгрузки заказа;
Время доставки заказа конечному потребителю;
Также в структуре логистического цикла может выделяться время на подготовку продукции к производственному потреблению или продаже.
Задача управления логистическими циклами – точное выполнение операций в определенные сроки. Задержка на одном этапе влечет за собой сбой и на последующих.
Производительность – один из наиболее широко употребляемых показателей деятельности.
В большинстве компаний составляются отчеты о производительности, включающие в себя, например, число обработанных заказов в единицу времени, грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств, отношение операционных логистических издержек на единицу инвестируемого капитала и на единицу производимой продукции, логистические издержки в дистрибуции на единицу объем продаж.
В большинстве случаев в зарубежной практике показатели производительности и продуктивности не разделяются. По сути своей продуктивность или результативность — это ресурсоотдача, расход финансовых, материальных, трудовых ресурсов по отношению к объемным или плановым показателям.
Зачастую измерение общей производительности может быть затруднительным, поэтому организации пользуются также частной производительностью или производительностью в расчете на какой-то фактор. Существует четыре типа частной производительности:
Производительность оборудования;
Производительность труда;
Производительность капитала;
Энергетическая производительность;
Возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру характеризует эффективность капиталовложений в следующие подразделения логистической инфраструктуры:
Склады разного вида и назначения;
Транспортные подразделения;
Ремонтные и вспомогательные подразделения, обслуживающие транспортно-складское имущество;
Система телекоммуникаций;
Информационно — компьютерная система.
Менеджерам необходимо измерять показатели логистической деятельности для того, чтобы понимать, хорошо ли выполняются текущие функции организации, добивается ли она поставленных целей и насколько успешна компания в сравнении с конкурентами. Большой популярностью обладают финансовые показатели, так как их легко измерить, и они позволяют проводить сопоставление полученных результатов целям. Слабость финансовых показателей как меры измерения эффективности выражается в том, что они скорее отражают прошлые результаты и медленно реагируют на изменения.
Гораздо лучше пользоваться прямыми показателями результатов логистической деятельности: весом доставленных грузов, скоростью оборачиваемости запасов или расстояния, на которые перевезен груз.
Еще один способ измерения эффективности логистических процессов – это мощность цепи поставок. Мощность здесь понимается как максимальное количество материалов, проходящих через нее в определенное время.
Две организации, имея одинаковые ресурсы, могут использовать их по-разному и иметь разную пропускную способность, поэтому мощность имеет прямую зависимость от метода использования ресурсов. Мощность — не фиксированная величина и ее показатели могут меняться с течением времени. Здесь можно привести в пример труд рабочих: в начале дня все сотрудники бодрые и их трудоспособность высока, в конце же дня, в силу усталости, эффективность персонала может снижаться. Операции остаются теми же, а мощность снижается.
Для того чтобы учесть подобные изменения, были определены различные типы мощности:
Проектная мощность – максимально возможная пропускная способность в наиболее благоприятных условиях;
Эффективная мощность – мощность, которая может поддерживаться в течение длительного периода времени;
Фактическая мощность, отражающая реальные достижения;
Пример:
Проектная мощность обработка центра звонков компанией A составляет 1000 звонков в час. Если учесть сбои оборудования, график работы персонала, отпуска и выходные, то мы получаем эффективную мощность в 850 звонков в час. Фактически же, среднестатистический сотрудник компании выполняет порядка 710 звонков.
Существует еще один показатель – коэффициент использования мощности, который демонстрирует долю проектной мощности, использующейся фактически. Мощность, коэффициент использования мощности и производительность – общие показатели логистической деятельности, которые могут быть расширены и конкретизированы. Например, к наиболее общим транспортным показателям возможно отнести:
Затраты на доставку;
Общее время и расстояние доставки;
Надежность доставки;
Частота обслуживания;
Количество повреждение и убытков;
Наличие специального оборудования;
Квалификация водителей;
Время на погрузку и разгрузку;
Число ошибок при обработке заказов и управления ими;
Число ошибочных доставок;
Согласно Харрисону и Нью (с англ. Harrison and New) к наиболее общим показателям логистической деятельности относятся характеристики по доставке продукции заказчикам и составляют 86%, скорость оборачиваемости запасов (76%), возврат продукции потребителям (52%) и затраты на взаимодействие с поставщиком (48%). Согласно же исследованию Леннокса (с англ. Lennox) большое значение может иметь соответствие выполненного заказа ожиданиям клиента (68%), число ошибок при доставке продукции (57%), повреждения (57%) и время на выполнение заказа (40%).
Проблема определения ключевых показателей эффективности заключается в том, что разные показатели дают разные и часто конфликтующие друг с другом результаты. Для получения обоснованной картины логистики, нужно провести анализ всех показателей. Но, в этой связи важно помнить, что измерение показателей — не окончательная задача. Измерения служат источником информации для управленцев, как основание для принятия решений и оценки качества выполнения задач.
Если задачей, например, ставится обеспечение максимально высокой скорости материального потока, то нужно измерять его скорость, если же задача – сокращение затрат, то необходимо измерение различных аспектов затрат.
Для того чтобы предоставить реальную картину логистики, измеряемый показатель должен:
Быть связанным с целями цепи поставок;
Фокусироваться на существенных факторах;
Быть реально измеряемым;
Быть объективным;
Быть связанным с текущими результатами деятельности;
Быть понятным;
Быть полезным для иных видов анализа.
Повышение эффективности компании находится в прямой зависимости от умения менеджеров и сотрудников правильно определить ее слабые стороны. После определения недостатков логистической системы, необходимо заняться их непосредственным устранением, предварительно проведя анализ эффективности конкретных показателей. Для максимального улучшения показателей важно использовать релевантную информацию.
В современном мире повсеместно развивающихся информационных технологий появляются новые возможности повышения эффективности деятельности компании и ее логистической функции. Информационные системы позволяют в режиме реального времени отслеживать все действия на каждой ступени логистических операций для постоянно контроля.