ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НДС В МИРЕ И В РФ

Само понятие налога на добавленную стоимость было впервые введено во Франции в середине ХХ-го века. Изначально там существовал налог с продаж, имевший серьезный недостаток: каждая продажа и перепродажа товара или услуги увеличивала конечную стоимость, а, соответственно, и налог, чем был спровоцирован т.н. каскадный эффект.

Для его ликвидации, в 1948 году во Франции была введена система раздельных платежей. Исходя из этой системы, каждая компания, реализовавшая товар и уплатившая налог, может принять к вычету налог, уплаченный поставщику при приобретении этого товара (услуги, работы). Система показала себя с очень хорошей стороны, и в 1954 году она была переработана до нынешних параметров: вычет налога предоставляется сразу после приобретения товара, а при его продаже происходит начисление налога к уплате. До 1968 года система апробировалась только на территории французской колонии Кот-д’Ивуар, и только после того, как опыт был признан удачным, система была введена на территории Франции.

Уже в 70-х годах ХХ-го века налог на добавленную стоимость был принят в Европейском Союзе. Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы налога на добавленную стоимость. Основными причинами высокой популярности НДС являются:

-получение доступа к вступлению в ЕЭС;

-стремление увеличить доход государственного бюджета путем налога на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;

-НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции

-НДС более эффективен, по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле, для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг.

В Российской Федерации же, по словам Евгения Ясина, научного руководителя НИУ ВШЭ, налог на добавленную стоимость был введен правительством Валентина Павлова. С 1990 года на всей территории СССР был введен налог с продажи, который своей методологией был очень близок к налогу на добавленную стоимость. Однако уже в 1992 правительством по руководством Е. Гайдара был принят закон «О налоге на добавленную стоимость». На тот момент в государстве необходимо было создать в стране налоговую систему так, чтобы с её помощью можно было удерживать в равновесии расходы и доходы государства. В условиях высокой инфляции, при расчете НДС доходы растут с той же скоростью, что и расходы, а это, в свою очередь, позволяет сохранить баланс бюджета.

Еще одно важное преимущество НДС перед прямыми налогами – относительно легкое администрирование при высокой доли коррупции в экономике. Так как прямые налоги граждане и компании обязаны уплачивать в соответствии с результатами своей деятельности, государство вынужденно прикладывать некоторые усилия для того, чтобы привлечь их к выплате налогов. А в развивающейся стране с отсутствием необходимых институтов достаточно сложно, поэтому задачу сильно облегчает налогообложение транзакций. Изначально, ставка налога составляла 28%, но столь высокий уровень вызвал кризис в трудоемких производствах, где доля добавленной стоимости высока. Из-за этого ставка была снижена сначала до 20%, а в 2004 году – до 18%.

Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих правил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *